Зобкова Анастасия
Арт-терапия в теории и практике работы с дошкольниками
▼ Скачать + Заказать документы
Арт-терапия в теории и практике работы с дошкольниками
Оглавление
1. Изотерапия -как один вид из арт-терапии
2. Литература
В России арт-терапия появилась относительно недавно. Техника арт-терапии применяется очень широко и при различных проблемах. Иногда даже абсолютно здорового ребенка приводят на сеансы для того чтобы привить в нем силу духа, чувство уверенности. К основным задачам арт-терапии для деток дошкольного возраста относится : снятие эмоционального напряжение, выход отрицательных эмоций нa бумагу, повышение eгo коммуникабельности, самооценки, развитию воображения. Не секрет, что дети, как и взрослые, могут испытывать психоэмоциональное напряжение, вызываемое действиями педагогов, родителей, неразрешенностью детских проблем, непосильными нагрузками. У детей наблюдается слабая дифференциация эмоций и чувств, ограниченный словарный запас, социальные страхи, механизмы психологической защиты и т. д. Как результат – психосоматические нарушения, трудности в социальной адаптации, обучении. И тут выходит на первый план, работа педагога-психолога – по профилактике психоэмоциональных нарушений.
Темочки:
На помощь может придти арт-терапия или ее элементы.
«Арт-терапия – это терапевтическое направление, связанное с использованием пациентом различных изобразительных материалов и созданием визуальных образов, процессом изобразительного творчества и реакциями организма пациента на создаваемые им продукты творческой деятельности, отражающие особенности его психического развития, способности, личностные характеристики, интересы, проблемы и конфликты» - такое определение дано в информационном бюллетене Американской арт-терапевтической ассоциации. Дети пробуют разные изобразительные материалы: краски, карандаши, фломастеры и все то, чем можно создать изображение изотерапия, но их не учат рисовать.
Ведь главное - это уникальность каждого ребенка, возможность создать такое произведение, которое будет только твоим. Дети здесь делать то, что в обычной жизни либо строго запрещено, либо неприемлемо. Вот тут-то они позволяют себе расслабиться и в прямом, и в переносном смысле! Удовлетворяется интерес к разрушительным действиям, выплескиваются отрицательные эмоции, и дети становятся спокойнее.
Деятельность во время занятий с использованием элементов арт-терапии отличается от обычной:
Безусловное принятие, признание достоинств, понимание потребностей и отсутствие контроля – все это дает ощущение успешности и значимости для окружающих, высвобождается психологическая энергия, которая обычно тратится ребенком на неэффективное напряжение. Ребенок начинает чувствовать себя спокойно, расслабляется.
Задания, подбираемые педагогом - психологом, должны быть таковы, чтобы коррекция проходила в обход функций контроля и осознания (чтобы произошли изменения, от ребенка требуется только одно - быть активным в меру его возможностей.
Для проведения занятий (НОД) с использованием элементов арт-терапии или арт-терапии необходимо соблюдать некоторые требования и принципы:
Ребенок не должен испытывать затруднения при создании изображения с помощью предлагаемой техники. Любые усилия в ходе работы должны быть интересны, оригинальны, приятны ребенку.
Интересными и привлекательными должны быть и процесс создания изображения, и результат.
Изобразительные техники и способы должны быть нетрадиционными:
Во-первых, новые изобразительные способы мотивируют деятельность, направляют и удерживают внимание.
Во-вторых, имеет значение получение ребенком необычного опыта. Раз опыт необычен, то при его приобретении снижается контроль сознания, ослабевают механизмы защиты. В таком изображении присутствует больше свободы самовыражения, а значит, неосознанной информации.
Изотерапия Самый популярный вид арт-терапии — это рисование.
Для него подойдут самые разнообразные виды художественных материалов: краски, карандаши, восковые мелки, пастель, бумага различной фактуры, кисти разных размеров и жесткости, пластилин и т. д.
Существует несколько техник рисовательной терапии.
Марания — это рисунки, выполненные в абстрактной манере, не имеющей никаких правил: рисуем так, как хотим. Марания по внешнему виду порой выглядит как деструктивные действия с красками, мелками, карандашами или пластилином. Однако игровая форма такого формата позволяет ребенку удовлетворить деструктивные влечения.
Монотипия — это базовая графическая техника. На гладкой поверхности — стекле, пластмассовой доске, пленке — делается рисунок гуашевой краской. Сверху накладывается лист бумаги и придавливается к поверхности. Получается оттиск в зеркальном отражении. Рисование на стекле. Вам понадобится гладкая стеклянная поверхность и краски (подойдут окно, стеклянный стол или зеркало). Детей увлекает сам процесс рисования: краска скользит мягко, ее можно размазывать и кистью и пальцами, так как она не впитывается в стеклянную поверхность и долго не высыхает. Описанный прием используется для профилактики и коррекции тревожности, социальных страхов и страхов, связанных с результатом деятельности.
Рисование сухими листьями и мелкими сыпучими материалами. При помощи листьев, суховея, сыпучих материалов и клея ПВА создаются различные рисунки. На лист бумаги клеем наносится изображение. Затем сверху рассыпается материал, предварительно измельченный или растертый. Лишние, не приклеившиеся частички, стряхиваются. Описанная техника создания изображений подходит детям с выраженной моторной неловкостью, негативизмом, зажатостью, она способствует процессу адаптации в новом пространстве, дарит чувство успешности.
Рисование пальцами, ладонями, другими частями тела — это своеобразная игра с красками и новыми тактильными ощущениями, в ходе которой деструктивные импульсы и действия выражаются через отпечатки на бумаге. Способ очень ценится детскими психологами.
Почему выбрана Изотерапия – рисование сухими листьями?
Рисование развивает чувственно-двигательную координацию, так как требует согласованного участия многих психических функций. И напрямую связано с важнейшими функциями: зрение, двигательная координация, речь, мышление – оно способствует развитию каждой из этих функций и связывает их между собой.
Изотерапия (ее элементы) использует процесс создания изображений в качестве инструмента реализации цели. Данные занятия служат инструментом для изучения чувств, идей и событий, для развития межличностных навыков и отношений, укрепления самооценки и уверенности в себе.
Сухие листья приносят детям много радости. Даже если не производить с ними никаких действий, а просто держать их в ладонях, перцептивные впечатления после привычного пластика, полиэстра и ДСП вызывают сильный эмоциональный отклик. Сухие листья натуральны, вкусно пахнут, невесомы, хрупки и шершавы на ощупь – вызывают приятные ощущения.
Цель: Профилактика психологического неблагополучия. Развитие навыков межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
Задачи:
- Способствовать снятию эмоционального напряжения;
- Развивать умение распознавать эмоциональные состояния (радость-грусть);
- Развивать коммуникативные навыки, дружеские отношения;
- Развивать уверенность в себе, способствовать укреплению положительной самооценки;
- Стимулировать развитие мышления, речи, двигательной координации, зрения;
- Активизировать воображение, тактильное восприятие.
Используемое оборудование: Картины с изображением эмоций «радость», «грусть», листочки из бумаги,
клей ПВА, картон, сухие листья.
Ход НОД:
1. Упражнение «Ласковое имя» - ребенок поворачивается к своему соседу, смотрит и называет его ласковым именем. Дети «по-цепочке» называют друг друга ласково.
Дети сидят на коврике полукругом.
П: Во время наших встреч мы говорим о наших чувствах и настроениях. Сегодня тоже поговорим о чувствах, а о каких вы догадаетесь сами (выставляются картинки с изображением чувств - радость, грусть)
Дети называют чувства.
2. Упражнение «Передай чувство»
Первый ребенок поворачивается к соседу, передает с помощью мимики заданное чувство и так по очереди пока все не покажут чувство.
3. Упражнение «Продолжи» (я грущу, когда, я радуюсь, когда)
Психолог: Мне немного грустно, когда я вижу, что листочки с деревьев опали. Мне грустно, так как это напоминает о том, что лето закончилось и скоро наступят холода. Осенний листопад часто наводит на грустные мысли, но сухие листья могут принести и много радости. Давайте поиграем с ними!
4. Игра «Листопад»
Взрослый подкидывает листочки. Дети ловят хаотично разлетающиеся, кружащиеся листья. Затем сами подкидывают их и ловят. Игра продолжается 2-3 раза.
П: А еще листьями можно рисовать. Предлагаю нарисовать осенний ковер и, когда нам будет грустно, мы сможем посмотреть на нашу картину, улыбнуться!
5. Рисование «Осенний ковер».
Взрослый демонстрирует технику создания изображения: выдавливая из тюбика клей ПВА, наносит на лист бумаги рисунок; затем набирает сухие листья, растирает их между ладонями на мелкие частички и рассыпает над клеевым рисунком. Лишние, не приклеившиеся частички стряхивает. Процедура повторяется до достижения результата. Рисунку можно придумать название. Количество создаваемых «рисунков листьями» зависит от желания отдельного ребенка, при необходимости время занятия может быть продлено.
Сначала дети выполняют работу индивидуально, каждый на своем листочке, затем все рисунки соединяются в одну работу «Осенний ковер», а можно и сразу на одном ватмане (готовом нарисованном дереве) все вместе «Осенний лес».
Итог:
Дети выбирают место для своей картины. Затем все картины соединяются в одну. Дети рассматривают получившуюся работу, обмениваются впечатлениями.
П: Понравилось вам или нет рисовать листочками? Что именно понравилось?
Собравшись на ковре.
Упражнение «Передай улыбку» - дети «по-цепочке» поворачиваются, улыбаются друг другу и передают улыбку.
Психолог: На этом наша встреча подошла к концу. Спасибо, что вы были активными, встретимся с вами через неделю
Заключение:
Целью данного занятия с элементами арт-терапии было :
Профилактика психологического неблагополучия. Развитие навыков межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
Данная цель достигалась через изучение, умение распознавать эмоциональные состояния, так как чувства и эмоциональное состояние неразрывно связаны.
В качестве инструмента реализации было создание картины с помощью сухих листьев (техника рисования сухими листьями). С помощью близких для детей понятий, образов, настроений изучаются чувства (на примере явлений осени дети наблюдают, замечают, о них говорят в детском саду и дома, на эту тематику проходят праздники и развлечения). Дается понятие об относительности чувств: одно и то же явление может вызывать разные чувства: грусть и радость.
В таком изображении присутствует больше свободы самовыражения. Рисование сухими листьями захватывает окружающее ребенка физическое пространство. Материалы рассыпаются, разлетаются вокруг рабочего места, покрывают поверхность стола, пола. Легкие и хрупкие сухие листья в руках превращаются в мелкую труху - по своему внешнему выражению - сор, который мы обычно выкидываем, выметаем, выбрасываем и который детей приучаем убирать, к которому не разрешаем прикасаться, хотя детям всегда хочется потрогать, поиграть, манипулировать со всем необычным.
Описанная техника создания изображений подходит детям с выраженной моторной неловкостью, негативизмом, зажатостью, способствует процессу адаптации в новом пространстве, дарит чувство успешности.
Детям-дошкольникам, в силу возрастных особенностей, трудно отрефлексировать (сделать анализ) содержание только что появившегося изображения, но высказать свое отношение к происходящему дети могут. Полученный опыт, пусть даже и не осознаваемый, складывается в копилку впечатлений, из которых развивается отношение к себе и окружающему миру, на основе которых рождаются реакции на различные ситуации.
Я считаю, что данные занятия, именно для изучения чувств, очень интересны, более понятны детям, а значит идет более глубокое понимание материала и достигается цель – снятие психоэмоционального напряжения.
Так же интересно использование не только изотерапии, но и других направлений арт-терапии.
Преимущества арт-терапии заключаются в отсутствии возрастных ограничений, широких возможностях самовыражения, активизации механизмов саморегуляции. В комплексе с другими видами терапии специалисты достигают положительной динамики в нарушении развития речи. Таким образом у ребенка улучшаются артикуляционные способности, увеличивается словарный запас, речь становится четкой.
Используемая методическая литература:
- Кряжева Н. Л. «Развитие эмоционального мира детей» Ярославль «Академия развития» 1997
- Мардер Л. Д. «Цветной мир. Групповая арт-терапевтическая работа с детьми
дошкольного и младшего школьного возраста» М. : Генезис 2007