Воронова С А
Арт-терапия в работе с детьми ОВЗ. Мандалотерапия
▼ Скачать + Заказать документы
Арт-терапия в работе с детьми ОВЗ. Мандалотерапия
В последние годы количество детей с ограниченными возможностями здоровья, посещающих детский сад, увеличивается. Дети с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) – это дети, имеющие психические или физические нарушения, либо оба вида патологий вместе. Эти нарушения препятствуют нормальному усвоению знаний без создания специальных условий обучения.
Публикация «Арт-терапия в работе с детьми ОВЗ, Мандалотерапия» размещена в разделах
- Арт-терапия в детском саду
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Детский сад для таких деток становится практически единственным местом, где созданы оптимальные условия для полноценного развития и воспитания. Категории таких дошкольников неоднородны. В них входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, задержкой психического развития, нарушением общения и поведения, с комплексными нарушениями развития.
Внутренний мир ребёнка с ограниченными возможностями здоровья сложен и многообразен. Как помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды, познать своё «Я», раскрыть его и войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем.
Одним из альтернативных подходов в коррекционной работе с такими детьми я считаю метод арт-терапии.
Детская арт-терапия – это простой и эффективный способ психологической помощи, основанный на творчестве и игре. Иными словами, это – лечение творчеством, для достижения положительных изменений в интеллектуальном, эмоциональном и личностном развитии ребёнка.
Цель арт – терапии в работе с детьми ОВЗ - гармоничное развитие ребенка через формирование способности самовыражения, познания окружающего мира.
Задачи арт-терапии :
• коррекционные (корректировать образ «Я», улучшать самооценку);
• воспитательные (способствовать сопереживанию, положительному взаимодействию со сверстниками и взрослыми);
• диагностические (позволяют получить сведения о развитие и индивидуальных особенностях ребенка, выявить проблемы);
• психотерапевтические (возникает ощущение психологического комфорта, защищенности, радости, успеха).
1
В настоящее время существует множество различных видов и направлений в искусстве. Я выделила основные виды арт-терапии :
• изотерапия;
• библиотерапия (в том числе сказкотерапия);
• музыкальная терапия
• танцевальная терапия;
• цветотерапия;
• песочная терапия;
• куклотерапия
• игротерапия.
Дети с проблемами, действуя в этом удивительном мире искусства,с использованием хотя-бы одного из перечисленных видов дают позитивные изменения в своем развитие.
Сейчас мне хочется рассказать еще об одном из направлений арт – терапии, которое я использую на занятиях – это рисуночная мандала.
Слово «мандала» в переводе с санскрита означает «круг», «диск»
Это символическое круглое изображение, которое представляет собой как мир вне нас, который мы можем видеть (круг, так и невидимый мир (центр, который сокрыт внутри нас.
Открыл тайну мандалы австрийский психолог Карл Юнг
"Мандала – это проекция комплексов человека, орудие, помогающее нам найти свою сущность, освободить заблокированную энергию, очиститься от ментального мусора: чувства вины, страха, депрессии и даже физической боли".
Применение данного метода во время индивидуальных и групповых занятий помогает мне в решении следующих задач:
- развитие навыков саморегуляции эмоциональных реакций и навыков самоконтроля;
- развитие элементарных творческих способностей;
- развитие мелкой моторики и графомоторных навыков;
- психокоррекция накопившейся агрессии и раздражения;
- развитие высших психических процессов: внимания, мышления.
В своей работе с дошкольниками ОВЗ я использую следующие виды мандалатерапии
• Раскрашивание готовых мандал
• Рисование и создание собственных мандал
Раскрашивание готовых мандал.
Раскрашивая мандалу, ребенок внутренне успокаивается, сосредотачивается и «заряжается» положительной энергией. Для детей здесь присутствует полная свобода творчества и самовыражения.
Наблюдая за детьми, я заметила, что на занятиях дети уходят от своих переживаний, эмоционального отвержения, чувства одиночества, страхов и тревожности.
Создание ребенком продуктов своей деятельности облегчает процесс коммуникации, установления отношений со значимыми взрослыми и сверстниками на разных этапах развития личности.
После занятий каждый ребенок становится по своему психологическому состоянию качественно другим, успокоенным, духовно обновленным, с положительными изменениями в эмоциональной и познавательной сферах.
Рисование и создание собственных мандал.
Мне нравится, что в применении данного метода мандалотерапии совершенно не важно, умеет ли ребенок рисовать, лепить, моделировать, работать с карандашом, красками. Ведь целью будет не создание шедевра, а та внутренняя работа, что позволит душе выйти из состояния ограничений, критики, запретов, увидеть себя и мир заново. Дети увлекаются процессом рисования мандалы, искренне выплескивая на чистый белый лист то, что их волнует в данный момент (бессознательное). Конечно бывает, что поначалу ребенку не совсем нравится то, что получается, но в какой-то момент я заметила, что он минует «кризисную точку» и сам процесс начинает приносить ему удовольствие. Он просто дает себе возможность выразиться и раскрыть новые внутренние ресурсы.
Создание собственных мандал из сыпучих, природных и других материалов развивает творческие способности, детскую фантазию, мелкую моторику рук. Я предлагаю детям создавать мандалы на выбор : в тарелках с бортиками или на подносах разного диаметра, оставляя за ребятами право выбора материалов для творчества.
В результате творческой деятельности создается атмосфера 3
эмоциональной теплоты, происходит понимание себя и своего внутреннего мира
При работе с использованием мандал придерживаюсь следующих правил:
1. Ребенку предлагается несколько мандал на выбор (то, что ему ближе по настроению).
2. Ребенок самостоятельно выбирает материалы для работы и цветовую гамму
3. Необходимо хвалить и подбадривать ребенка в процессе работы, ведь от него требуется высокая концентрация внимания и усидчивость.
4. В день желательно работать только с одной мандалой.
5. Практикуется использование музыкального сопровождения.
6. Педагог не вмешивается в работу ребенка, без его согласия. И не высказываются оценочные комментарии по поводу работы.
8. После работы ребенку предлагается дать название мандале, которая у него получилась, проводиться беседа по поводу работы, анализ его деятельности (допускаются корректные наводящие вопросы).
Таким образом, используя метод «мандалотерапии» в своей работе с детьми ОВЗ я достигла следующих результатов :
• создание атмосферы эмоциональной теплоты;
• снятие напряжения;
• развитие навыков саморегуляции;
• развитие творческих способностей;
• развитие внимания, сенсорных способностей;
• развитие мелкой моторики;
• формирование позитивного аффекта, связанного с получением удовольствия.
Арт -терапия — это увлекательнейший мир, в котором нам предстоит совершать много самостоятельных открытий, а главное это эффективно, доступно, безопасно, интересно для детей с ограниченными возможностями здоровья. Ведь ребенок, как писал К. Д. Ушинский «. мыслит формами, красками, звуками, ощущениями»