Екатерина Сивенкова
Арт-терапия «Песочная анимация» с детьми ОВЗ как система здоровьесберегающих воздействий
▼ Скачать +Заказ
Арт-терапия «песочная анимация» с детьми ОВЗ
как система здоровьесберегающих воздействий.
В последнее время всё большую популярность набирает такой вид рисованной анимации как рисование песком, или песочная анимация. И это не случайно: песок приятен на ощупь, одно только пересыпание песка завораживает! Песочная анимация, сыпучая анимация или техника порошка - это направление изобразительного искусства, а также технология создания анимационных сюжетов.
Публикация «Арт-терапия „Песочная анимация“ с детьми ОВЗ как система здоровьесберегающих воздействий» размещена в разделах
- Арт-терапия в детском саду
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Мультипликация, анимация. Создаем с детьми мультфильмы
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песочная анимация
- Песочная терапия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Песочная анимация – новый вид творчества, который все шире и шире распространяется… Он имеет огромный потенциал. Тот, кто хоть раз увидел песочную анимацию или картину, сделанную из песка на световом столе, не остается равнодушным. Кроме своего эстетического значения, песочная анимация обладает и огромным терапевтическим эффектом.
Что даёт песочная анимация? У детей значительно возрастает интерес к занятиям, ведь здесь нет места монотонности и скуке; ребята чувствуют себя более успешными. Арт-терапия «песочная анимация» способствует как духовно-нравственному, так и физическому оздоровлению, представляя такую систему здоровьесберегающих воздействий, которая основана на занятиях ИЗО, а также применяется с целью сохранения или восстановления здоровья детей. Использование арт-терапии в развивающей работе позволяет глубже понять внутреннее состояние ребёнка, помогает отреагировать на негативные переживания и снять возникшее психоэмоциональное напряжение, например, агрессию, тревожность, застенчивость. Песочная анимация способствует созданию эмоционального комфорта в группе.
Всем нам хорошо знакомый песок кажется абсолютно простым и понятным. Однако на самом деле это удивительный и загадочный материал, и дети, и взрослые могут часами играть в песке. Однако песок не так прост. Элементарные, казалось бы, игры могут быть очень полезны для психического здоровья и развития детей. Он обладает способностью завораживать человека. С самого раннего возраста детей начинает манить к песку: им хочется потрогать песок, выкопать ямку, поиграть игрушками, отстроить разнообразные лабиринты.
Пескотерапия – одна из разновидностей игротерапии, как способ развития ребенка. Как известно, в дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игровая, поэтому игры с песком наиболее любимы и близки детям.
Песочная терапия — это уникальная возможность исследовать свой внутренний мир с помощью коллекции мелких игрушек, природного бросового материала, ящика с песком, небольшого количества воды. Если ребенок плохо говорит и не может рассказать взрослому о своих переживаниях, то в таких играх с песком все становится возможным. Песочная терапия замечательно развивает фантазию, творческие способности, образное мышление, мелкую моторику, развивает внимательность и концентрацию; вырабатывает способность контролировать свои эмоции; учит преодолевать трудности, полагаться на самого себя. Песочная терапия для детей дошкольного возраста хороша и тем, что при создании тех или иных композиций здесь не нужны художественные навыки, как в изобразительной деятельности. Занимаясь с песком, дети непосредственны, веселы и свободны в своих действиях: они создают собственный мир, и делать это бесконечно приятно. Дети часто не могут рассказать, что с ними происходит. Играя с песком, ребенок познает окружающий мир, преодолевает трудности, проигрывая различные ситуации и трудности в своей жизни. Например, нерешительность, скованность, или свои страхи.
Цель песочной терапии : развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видов деятельности.
Задачи пескотерапии:
- релаксация, снятие мышечной напряженности;
- развитие зрительно – пространственной ориентировки;
- концентрация внимания, памяти;
- развитие речи и логики, расширение словарного запаса;
- стабилизация эмоционального состояния, поглощая негативную энергию;
- способствует развитию рефлексии (самоанализа) ребенка;
- развитие творческих (креативные) способностей;
- формирование позитивной коммуникации.
Все игры в Арт-терапии «песочная анимация»
делятся на 3 направления:
Обучающие игры – направлены на развитие тактильно – кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук. Ребенок говорит о своих ощущениях, тем самым спонтанно развиваем его речь, словарный запас, развивает внимание и память, развивает восприятие различного темпа речи, развивает фонематический слух, работает над дыханием. Главное идет обучение письму и чтению.
Познавательные игры – познать многогранность нашего мира.
Проективные игры – осуществляют психологическую диагностику, коррекцию и развитие ребенка.
Игры с песком необходимы для детей с ОВЗ, они:
- Развивают все психические процессы: восприятие, мышление, памяти, внимания, речи, навыков самоконтроля и саморегуляции, творческого мышления, воображения и фантазии;
- Формируют у ребенка представления об окружающем мире;
- Развивают тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук;
- Совершенствуют зрительно-пространственную ориентировку, речевые возможности;
- Успокаивают и расслабляют, снимая напряжение;
- Воспитывают чувство успешности и уверенности в себе (вот как я могу)
- Помогают познавать внешний и свой внутренний мир;
Опыт работы с детьми показал, что использование песочной терапии дает положительные результаты:
- Дети чувствуют себя более успешными;
- Дети научились выражать свои эмоции безобидной форме;
- Дети легче адаптируются в коллективе, наладилось эмоциональное общение детей со сверстниками и взрослыми;
- Страх и напряжение исчезает. Уменьшилось проявление отрицательных эмоций (злость, гнев, обида);
- Попадая в заворожительную песочную страну, дети играют в Волшебной песочнице и чувствуют себя настоящими Волшебниками!
При создании мультфильмов с помощью рисования на песке мы использовали следующие приемы:
• –поскользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинка, как змейка и т. д.);
• –проводить разноплановые движения ладонью (ребром);
• –пройтись ладонями по проложенной трассе, оставляя на ней свои отпечатки рук;
• –создавать следы отпечатками ладоней, кулачков, ноготков, подушечек пальцев;
• –создавать пальцами, ребрами ладоней, кулачков, рисовать всевозможные узоры и формы (дорожки, заборчики, тропинки, горы, ручейки, реки);
• –использовать дополнительные предметы для изображения предметов и явлений (звездопад – резиновый колючий мяч, трасса, автобус, дом и т. д. – кирпичики, тонкие детали – кистью и т. д.);
• –перетирать его, «солить», сыпать струйкой на стол, на пальчики, на ладонь и т. д. ;
• –рисовать обеими руками сразу.
Для создания мультфильмов на песке в мультипликационной студии «Солнышко», детским садом было приобретено специальное оборудование. Из технических устройств обязательным условием является наличие фотоаппарата, компьютера с программой для создания мультфильмов, штатива и дополнительных источников света. При создании мультфильмов были использованы практически все приемы рисования на песке. Монтаж мультфильмов осуществлялся в программе «Мой фильм», а озвучивали мультфильмы воспитанники, совместно с педагогом. Самым долгожданным для маленьких мультипликаторов был момент, когда на большом экране появляются первые кадры фильма. Показывая свою работу родителям, педагогам, сверстникам, ребенок делится плодами своего творчества, что имеет важную воспитательную функцию.
Таким образом, можно сказать, что создание мультфильма – это многогранный процесс, предоставляющий возможность всестороннего развития ребенка как создателя нового вида творческой деятельности. Продолжая жить в мире детства, но приобретая взрослые профессиональные навыки, дети реализуют все свои творческие замыслы.
Список используемой литературы:
1. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия. -- СПб. : Институт специальной педагогики и психологии, 1998. -50 с.
2. Большебратская Э. Э. Песочная терапия. -- Петропавловск, 2010 – 74с.
3. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Игры в сказкотерапии. —— СПб. : Речь, 2006. — 208 с.
4. Иткин В. Д. Что делает мультипликационный фильм интересным / В. Д. Иткин // Искусство в школе. - 2006.- № 1.-с. 52-53.
5. Зейц, М. В. Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница/М. В. Зейц. - М. : ИНТ, 2010.-252 с.
6. Интернет-ресурсы:
Мультипликация. Статья в Википедии.