марина власова
Арт-терапия
▼ Скачать + Заказать документы
Детство – важнейший период в жизни ребенка, в его становлении как личность. В детском возрасте психика очень восприимчива к информации и воздействиям из вне. Одной из важнейших задач в дошкольном образовании является сохранение психического здоровья детей. Разработаны многочисленные программы и подходы решения той задачи. Их цель – адаптировать дошкольника к жизни, научить его «видеть себя», найти для него способы общения и выражения своих желаний и эмоций.
Публикация «Арт-терапия» размещена в разделах
Арт – терапия представляет собой иновационную методику развития личности и в буквальном переводе с английского языка – «лечение искусством». Уникальность этого метода заключается в естественном раскрытии личности ребенка, его творческого и человеческого потенциалов. Арт – терапия позволяет ребенку проигрывать, переживать, осознавать какую – либо проблему наиболее подходящим для его психики способом и помогает решать множество его задач. Среди них: развитие самоконтроля и умение общяться в социуме; выявление внутренних проблем и переживаний; способность сконцентрироваться на чувствах и ощущениях; выявление творческих способностей в самом раннем возрасте.
Существует несколько разновидностей арт – терапии, основанных на разных видах искусства:
- изотерапия (живопись, рисование, лепка и др.);
- песочная терапия;
- цветотерапия;
- библиотерапия (сочинение сказок, стихов);
- музыкотерапия и др.
Все виды арт – терапии имеют одно сходство – принцип действия. А именно занятия арт – терапией дают возможность «трудится» двум полушариям головного мозга, «переключая активность с одного полушария на другое. Левое полушарие – это наш разум и сознание. Они не всегда дают волю чувствам. А второе – наши настоящие эмоции, которые включают бессознательные процессы.
Арт – терапия сегодня считается одним из наиболее мягких, но эффективных методов, используемых педагогами и психологами в своей работе. Ведь воздействовать на психику, мнение и мировоззрение дошкольников надо очень осторожно, бес давления. Ребенок должен сам расслабиться и сам понять, как ему себя вести. И арт – терапия помогает нам в этом. Важно и то, что для занятий арт – терапией не нужно обладать какими – то удивительными способностями и талантами к пению, рисованию или танцам. Она дает возможность раскрепоститься каждому ребенку, дает ему шанс взглянуть на мир своими глазами, окунуться в творчество.
В момент приобщения к чему – то новому, у детей развивается речевая и познавательная активность. Так занимаясь музыкотерапией, увидев новое танцевальное движение, малыш хочет его повторить. Если на первых порах что – то может не получиться, то благодаря стараниям педагогов с каждым разом удается лучше и больше. У ребенка развивается уверенность в себе, понимание, что он может, если будет стараться. При первых неудачах малыш может расплакаться, обидеться, но при помощи педагогов он научиться контролировать свои эмоции, понимать, что плач не поможет. Занятие арт – терапией помогут стабилизировать эмоциональное состояние.
Важную роль арт – терапия играет в развитии креативного мышления. Даже просто смешав несколько красок, занимаясь изотерапией, ребенок начинает экспериментировать, расширяет границы, придумывает что – то новое. У него появляется желание удивлять взрослого.
Арт – терапия помогает решить множество задач без прямого навязывания, в игре, в легкости и доброжелательности. Во время занятий педагоги взаимодействуют с детьми на основе взаимопонимания, уважения. Дети чувствуют это и с удовольствием посещают занятия.
Психологи считают, что всего 1 – 1,5 часа занятий арт – терапией в неделю достаточно, чтобы дошкольник снял накопившееся напряжение, выплеснул негативные эмоции и приобрел новые знания об окружающем мире. В процессе арт – терапии снимаются детские глубинные страхи (боязнь воды и собак, страх темноты). Ребенок учится искать равновесие между своим внутренним миром и требованиями общества. Ребенок становится личностью, приобретает веру в свои силы. Важным преимуществом арт – терапии является ее применение как при посещении детских учреждений, так и в домашних условиях. Совместная деятельность педагогов, родителей и детей помогает сблизиться друг с другом, вникнуть в проблемы и найти способы их решить.
Использование арт – терапии в работе педагогов – дошкольников помогает добиваться видимых результатов в процессе воспитания психологически здоровой, гармоничной и свободной личности ребенка.