Наталья
Арт-терапия — лечение искусством
▼ Скачать + Заказать документы
Арт-терапия — лечение искусством
«Истоки высших человеческих эмоций
Лежат в переживаниях раннего детства»
А. В. Запорожец
Детство – уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье, осуществляется развитие личности. Всё, что приобретено в детстве, сохраняется потом на всю жизнь.
Работа воспитателя привлекала меня ещё со школьных лет. В начале моей педагогической деятельности, передо мной, как, наверное, и перед любым молодым специалистом, встал вопрос о выборе приоритетного направления в воспитательно-образовательном процессе.
Темочки:
Формирование элементарных математических представлений, развитие коммуникативных способностей, эстетическое и нравственное воспитание, несомненно, важные разделы воспитательно-образовательного процесса в детском саду. Но мне хотелось чего-то нового и необычного, того, что мало практикуется или редко используется в деятельности дошкольного учреждения, а ещё хотелось, что бы эта деятельность приносила пользу.
Становление индивидуальности ребёнка, его «Я», начинается очень рано и происходит постепенно, в том числе в процессе осознания им собственных интересов и предпочтений. Но в условиях дошкольной жизни дети часто испытывают внутреннюю напряжённость, ощущают себя усталыми и раздражительными. Этому способствует напряжённая поза во время занятий, ограниченное пространство, требования дисциплины, возрастные нагрузки, особенно в старшем дошкольном возрасте. Любое внутреннее напряжение тормозит творческое самовыражение. Детям необходима психологическая разгрузка, возможность расслабиться.
Передо мной встал конкретный вопрос, - в каком же из направлений можно начать свою работу? Первым, и самым главным направлением, на мой взгляд, безусловно, является защита, сохранение и укрепление здоровья ребёнка. Очень важно понять, что имеется в виду не только его физическое, но и психическое, и интеллектуальное, и социальное здоровье
Поэтому в своей деятельности мне хотелось использовать не только занятия физкультурой и закаливающие процедуры, а связать это с творчеством, познанием ребёнка самого себя и вместе с этим окружающего мира. Я решила остановить свой выбор на методиках арт-терапии.
Об исцеляющих возможностях искусства известно с древних времён. Уже на заре человеческой цивилизации жрецы, а затем врачи, философы, педагоги использовали различные виды искусства для лечения души и тела. Они задумывались над тайнами влияния живописи, музыки, движений, театра, пытаясь определить их роль, как в восстановлении функций организма, так и в формировании духовного мира личности. В двадцатом столетии знаменитый педагог-психолог Лев Семёнович Выгодский выделил специальный термин связанный с лечением искусством – «Арт-терапия». Арт-теропия – это методы и приёмы которые развивают и усиливают внимания к чувствам, предоставляют возможности для самовыражения и самопознания.
Если говорить о классической арт-терапии, то она включает в себя только визуальные виды творчества, такие как: рисование, лепка, живопись, графика и фотография. Но современная арт-терапия насчитывает большее количество видов методик. К ней относят также игротерапию, изотерапию, сказкотерапию, оригами, маскотерапию, драматерапию, музыкотерапию, цветотерапию, песочную терапию, танцевально-двигательную терапию и т. д.
Всё выше сказанное позволило сделать предположение, что если воспитанники будут иметь возможность расслабится, будут осведомлены об элементарных способах и методах снятия психоэмоционального напряжения, это принесёт пользу всем. Свою педагогическую деятельность, в данном детском саду, я начала в конце учебного года на средней группе. Имея небольшой опыт экспериментальной работы, я решила провести эксперимент, с детьми старшего дошкольного возраста, согласно выдвинутой гипотезе. Актуальность моей работы заключается в изучении возможностей использования арт-теропии как помощника в здоровьесбережении.
Цель работы: Изучить эффективность использования приёмов арт-терапии с целью профилактики и самокоррекции негативных психоэмоциональных состояний детей старшего дошкольного возраста.
При работе над данной темой были сформулированы задачи:
-оказание помощи детям в исследовании себя и решении собственных проблем путём воспитания способности к гармоническому восприятию внутреннего и внешнего мира;
- создание специальных условий оздоровления средствами арт-терапии;
- применение на практике арттерапевтических техник и упражнений;
- оценить эффективность применения арттерапевтических упражнений;
- презентовать результаты исследовавания.
Ожидаемые результаты:
• позитивные изменения в психологическом состоянии детей, позитивная картина мира и образ Я, осознание внутренних ресурсов;
• развитие моторных способностей детей, через овладение ручными многообразными операциями, влияющими на их психофизиологические функции;
• снижение эмоциональной тревожности;
• повышение самооценки;
• развитие коммуникативных навыков;
• развитие самосознания;
• закрепление положительных поведенческих реакций.
На основе поставленных цели и задач определила следующие этапы работы:
I этап – подготовительный (поиск, изучение и обработка информации).
Задача: провести теоретический анализ научной литературы по проблеме, сравнить различные точки зрения и факты, составить перспективный план работы.
Проанализировав изученную литературу: Киселевой М. В. «Арт-терапия в работе с детьми», Копытина А. И., Корт Б. «Техники аналитической арт-терапии», Капской А. Ю., Мирончик Т. Л. «Развивающая сказкотерапия для детей», Погосова Н. М. «Цветовой игротренинг», Саковича Н. А. «Технология игры в песок», а так же свободные статьи на сайтах детских садов, по данной теме. Пришла к выводу, что детей важно знакомить со своеобразным эмоциональным букварём. Нужно учить детей пользоваться языком эмоций как для выражения собственных чувств и переживаний, так и для лучшего понимания состояния других людей.
Необходимо побуждение каждого ребёнка к самораскрытию через спонтанное творчество, проявлению отношений и эмоциональных реакций, обсуждению предложенных тем, проблем отдельных участников.
Арт-терапия в последние годы приобрела педагогическое направление. В детском саду она выполняет следующие функции: воспитательная, коррекционная, психотерапевтическая, диаигностическая и развивающая. И введение её в воспитательный процесс необходимо совместно со всеми педагогами. Поэтому перспективное планирование осуществляли совместно с педагогом-психологом, музыкальным руководителем, логопедом, инструктором по ФК, где арт-терапевтические приёмы сочетаются с образовательным процессом.
II этап – Практический.
Задача: применить на практике арт-терапевтические методики и упражнения.
В течении двух лет применялись методики арт-терапии :
Изотерапия – психотерапевтическая работа с использованием методов изобразительного искусства. Здесь главные условия - техники и приёмы должны подбираться по принципу простоты и эффектности и должны быть нетрадиционными. Ребёнок более охотно включается в процесс, отличный от того, к чему он привык. Мы рисовали пальцами и ладонями, сыпучими продуктами, резаными нитками, засушенными листьями, песком. Новые изобразительные способы мотивируют деятельность, направляют и удерживают внимание, ребёнок получает необычный опыт. Раз опыт необычен, то при его приобретении снижается контроль сознания, ослабевает механизм защиты.
Сказкотерапия – психологическое консультирование с использованием сказок. С детьми старшего дошкольного возраста данную методику можно интегрировать с игротерапией и театротерапией. С помощью настольного и пальчикового театров дети придумывали сказки, инсценировали, представляя себя одним из персонажей. Разнопланово используемый потенциал сказок позволяет раскрыть воображение ребёнка, метафорически выражать те или иные жизненные ситуации.
Музыкотерапия – помогает преодолеть внутренние конфликты и достичь внутренней гармонии. Мы использовали как активную музыку – дети самостоятельно играли на музыкальных инструментах, выражая своё состояние. Так и пассивную – специально подобранную музыку для занятий рисованием, ручным трудом, ознакомлением с окружающим миром. Особенно детям нравились упражнения музыкально-танцевальные, когда в танце можно изобразить своё настроение, выплеснуть свои эмоции.
Цветотерапия – метод психологической коррекции при помощи цвета, формирование гармоничного состояния ребёнка. Данная методика интегрировалась на занятиях по математике, развитию речи, рисовании и других учебных занятиях. Перед занятием математикой, при работе с разноцветным счётным материалом, детям предлагала приложить руку к цветной фишке и почувствовать цвет. При рисовании красного яблока, предлагала почувствовать вкус красного яблока. Использовала множество техник, которым можно посвятить целое выступление.
Песочная терапия – игра с песком выступает в качестве ведущего метода коррекционного воздействия, а также позволяет стимулировать ребёнка, развивать его сенсомоторные навыки. Игра в песке предоставляет возможность для разрешения конфликтов и передачи чувств. К сожалению, у нас не было приспособлений для занятий песком в группе. Но на прогулках дети с удовольствием играли в песочнице, строили города и замки, использовали подручные материалы, игрушечных животных. Дети непосредственно выражали себя в спонтанной, инициированной ими игре.
III этап – Заключительный.
Задача: сделать анализ результатов, их обобщение, подготовить презентации о наиболее важных, интересных моментах работы. Спланировать дальнейшую работу по внедрению арт-терапевтических методик в своей дальнейшей педагогической деятельности.
Внедрение методик арт-терапии проходило в течении двух лет. Уже в начале учебного года в подготовительной группе, были заметны результаты. Дети были более раскрепощённые, свободно высказывали свои мнения, аргументируя их, более выразительными стали их творческие работы. Вместе мы сделали работы на выставку в цирковую школу: «Девочка на шаре» - аппликация из резанных ниток, «Клоун с шарами» - техника квилинг.
Для педагогов было дано открытое занятие «В мире сказок», где дети в весёлой конкурсной программе определяли положительных и отрицательных героев, угадывали по картинкам сказки, составляли свои сказочные сюжеты. Представляла результаты работы на совещаниях и педагогических советах.
В настоящее время я работаю на группе раннего возраста. В своей работе использую методику «Художники в памперсах». Для развития сенсомоторных навыков использую сенсорные столики с сыпучими материалами, пристегушки и др.
Завершить своё выступление хочется словами Карла Роджерса: «То, что является творческим, зачастую терапевтично, то, что терапевтично, часто представляет творческий процесс