Получи документы

Арт-терапия в работе с дошкольниками

Юлия Стафеева
Арт-терапия в работе с дошкольниками
▼ Скачать + Заказать документы

Арт-терапия (лат. ars — искусство, греч. therapeia — лечение) представляет собой методику лечения и развития при помощи художественного творчества.

Помимо всего прочего, арт - терапия – прекрасный способ безболезненно для других выразить свои эмоции и чувства.

Детская арт - терапия – это простой и эффективный способ психологической помощи, основанный на творчестве и игре. Другими словами, это – лечение творчеством.

Публикация «Арт-терапия в работе с дошкольниками» размещена в разделах

Основная цель арт - терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. Арт - терапия ненавязчиво исцеляет психику, знакомит с окружающим миром, позволяет увидеть мир вокруг себя прекрасным и гостеприимным.

Арт - терапия предлагает ребенку выразить свои эмоции, чувства с помощью лепки, рисования, конструирования из природных материалов и т. д. Переживая образы, человек обретает свою цельность, неповторимость и индивидуальность.

Арт - терапия - это наиболее мягкий метод работы, контакта с трудными проблемами. Ребенок может не говорить, или не может признать свои проблемы своими, но при этом лепить, рисовать, двигаться и выражать себя через движения телом. Также занятия арт - терапией могут снимать психическое напряжение. В занятии искусством очень важно, чтобы ребенок чувствовал свой успех в этом деле. Если он видит, что имеет успех в выражении и отображении своих эмоций, создании уникальных поделок, рисунков, к нему приходит успех в общении, а взаимодействие с миром становится более конструктивным.

Успех в творчестве в его психике бессознательно переносится и на обычную жизнь.

Арт - терапия позволяет сделать этот процесс радостным, интересным, успешным, индивидуальным для каждого.

Арт - терапия основана на спонтанном самовыражении и в известной мере игнорирует эстетические критерии в оценке его результатов и профессионализма автора. И для того и для другого более важен сам процесс творчества, а не результат.

Существует множество разновидностей арт - терапии, основанных на работе с разными видами искусства:

• Изотерапия (все, что связано с изобразительным искусством: рисование, живопись, лепка и т. д. ,

• Цветотерапия,

• Песочная терапия,

• Музыкотерапия,

• Сказкотерапия (работа со словом – сочинение сказок, стихов и т. д. ,

• данс-терапия,

• драматерапия и многие другие.

Наиболее приемлемым, в работе с дошкольниками, является рисование, и как одно из направлений – песочная арт - терапия.

Чудеснее песка нет для детей забавы,

Его всегда имеется в достатке,

Течет он нежно так сквозь руки,

Что не сравнить его ни с чем…

Иоахим Рингельнац.

Песок – это уникальный материал, а занятие с ним – увлекательный процесс, который побуждает к творчеству, расслабляет и вдохновляет.

Замечали ли вы когда-нибудь, что успокаиваетесь, пропуская мелкий песок сквозь пальцы? Это тот самый материал, с помощью которого мы начинаем познавать мир.

Его сыпучесть привлекает детей. Детям очень полезно "общаться" с песком и любыми сыпучими материалами. Игра с песком это не только развлечение для ребенка, это развитие тактильных ощущений, мелкой моторики рук, речи, образного и пространственного мышления. Ученые считают, что рисование песком снимают детскую раздражительность, агрессивность, плаксивость и при этом бурно развивают фантазию.

Рисование песком, как нетрадиционное направление изобразительного искусства, необычайно выразительно и чрезвычайно популярно во всем мире.

Песок для детей остается наиболее притягательным материалом. Рисование песком - новый и одновременно простой вид изобразительной деятельности дошкольников, доступный практически каждому и не требующий специальной подготовки. А для педагога это еще один способ понять чувства ребенка.

Данный вид рисования - один из самых необычных способов творческой деятельности, т. к. дети создают на песке неповторимые шедевры своими руками. Удивительным образом горсть песка превращается в пейзаж, звездное небо, лес или море. Этот необычный вид искусства называется Sand art, т. е. "искусство песка". Песок - та же краска, только работает по принципу "света и тени", прекрасно передает человеческие чувства, мысли и стремления. Рисование песком является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, т. к. тесно связано с самостоятельной и творческой деятельностью. Это один из способов изображения окружающего мира.

Помимо приобретения и освоения навыков рисования, рисование песком содержит общеразвивающую и психоэмоциональну составляющую, в основу которой положена методика Песочной терапии.

Данный вид творчества как средство коррекции психики позволяет маленькому художнику преодолеть чувство страха, отойдя от предметного представления и изображения традиционными материалами, выразить в рисунке чувства и эмоции, дает свободу, вселяет уверенность в своих силах.

Цель песочной арт - терапии:

Коррекция и развитие эмоциональной сферы детей, имеющих нарушения в поведении и в межличностном общении, через знакомство с нетрадиционным направлением здоровьесберегающих технологий – техникой рисования песком.

Задачи песочной арт - терапии:

1. Установление контакта и доверия с детьми;

2. Объединение участников в группу;

3. Снижение психофизического напряжения;

4. Развитие тактильно-кинестетической чувствительности;

5. Актуализация эмоций;

Песочная терапия как один из видов арт - терапии является уникальным в своем роде терапевтическим методом, который был официально оформлен в 1980 году Дорой Кальфф (Дора Кальфф является автором книги «Sandplay», в которой описаны случаи из ее практики) и успешно реализован.

Для организации занятий с песком понадобится:

• Ящик для песка (песочница, размер в сантиметрах: 50х70х8. Считается, что такой размер песочницы отвечает объему поля зрительного восприятия.

Песочница может быть пластиковой, деревянной. Главное - высокие (и в тоже время удобные по высоте для вас) края. Синее или голубое дно.

• Песок (обычный, но просеянный, чистый);

• Коллекция миниатюрных фигурок (их размер не должен превышать 8 см.);

Маленькие машинки, горошины, домики, человечки, палочки, камешки, счётные палочки, шишки, сказочные персонажи (злые и добрые, украшения, сувениры. Все мелкие детали, кажущиеся ненужными на первый взгляд, пригодятся.

Занятия по технике «Sandplay»

Организовывать занятия следует так: детская группа должна быть одной возрастной категории. Желательно, чтоб дети знали друг друга заранее (это способствует быстрому раскрепощению малышей). Лучше собрать небольшую группу детей на занятие (4-5 чел., чтоб ребята не мешали друг другу и имели личное пространство.

Ритуал «приветствие песка» :

Упражнение «Змейки» :поскользить ладонями по песку зигзагообразно, круговыми движениями.

Упражнение «Привет, песочек» :дотронуться до песка ребрами ладоней, поводить ручками по песку так, как желает малыш.

Упражнение «Поток» :набрать песок в ладошки и высыпать его тонкой струйкой, проговаривать ощущения, испытываемые при этом. Сделать это правой, затем левой ладошкой, затем обеими сразу.

Упражнение «Найди ручки» :закопать ладошки в песок и потом «найти» их. Все это проделывается в игровой форме. Задается вопрос «куда подевались наши ручки?», а затем радость от того, что ручки найдены.

Упражнение «Угадай, какой пальчик?» :раскрытую ладошку положить на песок и закрыть глаза. Затем взрослый насыпает песок на пальчик, а малыш должен угадать, на какой палец насыпан песок, и пошевелить им, как бы здороваясь с песком.

Упражнение «Пианино» :поиграть на песке, как на пианино.

Куратор выбирает, каким упражнением из списка начать очередное занятие. На первых двух занятиях можно испробовать все упражнения (потренироваться).

Упражнения для развития мелкой моторики:

Во время занятий песочной терапией рекомендуется проговаривать испытываемые ощущения, это способствует развитию речи и мышления ребенка.

Упражнение «Отпечатки наших рук» :ребенок и взрослый поочередно делают отпечатки ладоней на песке. Ладонь вдавлена и слегка погружена в песок. Первым свои ощущения рассказывает взрослый. Он говорит о том, какой песок мягкий или шершавый, какие мелкие песчинки он ощущает кожей. Затем о песке рассказывает ребенок.

Упражнение «Дождик из песка» :педагог объявляет, что сегодня в песочнице начался дождик из песка. Ребенку дают возможность почувствовать, как струится песок из кулачка на ладошку, в песочницу, на ладонь мамы. Затем мама делает дождь ребенку на ладошку. Это упражнение снимает агрессию.

Упражнение «Следы на песке» :упражнение проводится в форме игры. Ведущий предлагает на песке показать, как ходят разные животные. Сначала идут медведи: ребенок кулачками делает ямки в песке. Затем прыгают зайчики: кончики пальцев легко стучат по поверхности песка. а далее "полет вашей фантазии".

Упражнение "Прятки" : при помощи этой игры педагог может выяснить, что беспокоит ребенка и от чего он хотел бы избавиться. Ребенку предлагается закопать в песок один или несколько предметов из выбранных, при этом педагог не смотрит на процесс пряток. После этого ребенок отыскивает один за другим спрятанные предметы и рассказывает о каждом.

Упражнение "Тематический мир" : ребенку предлагается построить мир на одну из выбранных тем: «Моя семья», «Мои друзья» и тд.

Педагог составляет свой комплекс из 3-4 упражнений за одно занятие, выбирая из предложенных вариантов.

Пример из личного педагогического опыта:

Конспект НОД: «Песочная арт - терапия в старшей группе детского сада»

Цель: Прививать в процессе познавательной деятельности любовь к окружающему миру, природе и здоровому образу жизни.

Задачи:

1. Обучающие:

формировать элементарные знания и навыки здорового образа жизни: потребность в чистоте и аккуратности, соблюдении режима дня, необходимости выполнения физических упражнений и зарядки;

• поддерживать и укреплять здоровье детей посредством здоровьесберегающих технологий (пальчиковая гимнастика, физкультминутки, релаксация под музыку);

• содействовать накоплению двигательных умений;

• закреплять знания детей о свойствах песка;

• формировать навыки умения работать в команде.

2. Развивающие:

• развивать тактильное восприятие, воображение, речь;

• развивать культуру общения и поведения;

• развивать эмоциональную сферу детей.

3. Воспитательные:

• Воспитывать желание быть здоровым, бережно относить к окружающему миру.

Методы и приё мы:

• словесный (беседа, рассказ);

• игровой (игры с песком);

• сюрпризный момент;

• поощрение.

Принципы:

• комфортности (доброжелательность, отзывчивость);

• успешности (уверенности в собственных силах);

• доступности (постепенное движение от простого к сложному);

• здоровьесбережения (санитарно – гигиенические условия НОД, частота чередования видов деятельности).

Предварительная работа с детьми :

Проведение специально организованного обучения, беседы, игры, познавательно – практическая деятельность, экспериментирование.

Предварительная работа воспитателя :

Подготовка оборудования, раздаточного материала, музыкального сопровождения и поощрительных призов.

Продолжительность: 25 – 30минут.

Ожидаемые результаты:

• обогащение социального опыта детей, расширение их кругозора;

• формирование представления о здоровом образе жизни;

• формирование коммуникативных навыков общения;

• овладение навыками песочной арттерапии.

Оборудование и материалы:

Песочницы с песком, перфокарты, счётные палочки, деревянные фигурки людей, деревянные домики, массажные мячики, сборник музыки «Звуки природы».

Раздаточный материал:

Перфокарты, счётные палочки, салфетки для рук.

Структура НОД:

1. Организационный момент:

• приветствие;

• психологический настрой детей к НОД.

2. Основная часть:

• знакомство с песком и его свойствами;

• драматизация;

• игровая ситуация;

• физминутка;

• игровая ситуация;

• итоги.

3. Заключительная часть:

• Поощрение

Ход НОД:

Ритуал «Приветствия».

Воспитатель приглашает детей встать вокруг стола, на котором стоят «песочницы» с песком, прикрытые тканью.

Воспитатель:

Здравствуйте, дети! У вас хорошее настроение? Улыбнитесь друг другу. Сегодня у нас необычное занятие, мы с вами побываем в волшебной стране. Она не просто волшебная – она песочная! Но чтобы попасть в нее, нужно произнести волшебные слова и совершить специальный, волшебный ритуал.

Дети встают, берутся за руки, идут вокруг стола хороводом и повторяют за воспитателем слова:

Ты в ладошки наши посмотри,

В них доброту, любовь найди,

Надо быть активным,

Смелым, добрым, сильным,

А еще желательно,

Делать все внимательно!

Воспитатель снимает ткань с песочных коробов и говорит:

Мы начинаем с вами путешествие по волшебной Песочной стране. Вы готовы? Тогда начнём!

Воспитатель:

Давайте поздороваемся с песком: «Здравствуй, здравствуй, песок. Здравствуй, здравствуй, дружок. Будем мы с тобой играть, и не будем обижать!»

Воспитатель:

Ребята, потрогайте песок. Какой он? (ответы детей).

А что произойдёт с песком, если его подержать в ладошке? Попробуйте сами! Что- то изменилось? (ответы детей). А почему песок стал тёплым? (ответы детей) Молодцы. Что вы почувствовали, когда прикасались к песку (ответы детей). Приятны ли эти ощущения? (ответы детей). А теперь давайте закроем глаза, послушаем музыку и немного пофантазируем. (Звучит музыка «Звуки природы»). Что вы представляли или может быть вспоминали, когда слушали музыку и прикасались к песку? (ответы детей).

Воспитатель:

Ой, ребята слышите, кто- то стучит. Открывает дверь. Кто тут?

Я, Песочный человечек. Что с тобой случилось, мне кажется ты чем- то расстроен?

Когда я играл в песочнице, дети насыпали мне в лицо песок. Ой-ой-ой, как болят глазки!

Дети, можно сыпать песок в глаза? (Нет). Что можно делать с песком? (Играть, строить домики, лепить куличи, рисовать) Не плачь, Песочный человечек, наши дети научат тебя играть с песком. Пойдём.

Давайте расскажем нашему гостю, как правильно играть с песком.

Дети:

Здесь нельзя кусаться, драться,

И в глаза песком кидаться!

Стран чужих не разорять!

Песок — мирная страна.

Обижать детей нельзя!

Песочный человечек, не огорчайся. Хочешь поиграть с нашими ребятами? Присоединяйся к нам.

Игра «Отпечатки»

Воспитатель:

Ребята, посмотрите, у меня в руках вот такие замечательные массажные мячики (раздаёт детям колючие мячики). Покатать их в ладошках. А теперь попробуйте покатать их по песку. Посмотрите, что произошло? (остались следы). И вы, ребята, то же можете оставить свои «следы». Я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Отпечатки». Попробуйте сделать на песочке отпечатки ваших ладошек, а затем тыльной стороны ваших рук.

Сейчас мы будем рисовать на поверхности песка отдельно каждым пальчиком сначала правой, а потом левой рукой. Потом — одновременно (сначала только указательными, затем средними, безымянными, большими и, наконец, мизинчиками).

Поиграем по поверхности песка, как на пианино.

А теперь при помощи наших ладошек, пальчиков, кулачков нарисуем на поверхности песка причудливые волшебные узоры.

На что похожи ваши рисунки (след от машина, проползла змейка и т. д.)

Какие вы молодцы! Какие красивые рисунки у вас получаются.

Ребята, вы наверное устали? Давайте немного отдохнём. Возьмите салфетки и хорошо вытрите руки.

Физминутка «Дружно встаньте».

Дружно встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше потянитесь.

Ну-ка плечи распрямите,

Поднимите, опустите,

Влево, вправо наклонитесь,

Рук коленями коснитесь.

Сели, встали, сели, встали,

И на месте побежали!

Игра «Проложи дорожку к дому»

Воспитатель: Отдохнули? Молодцы! Давайте тогда вернёмся к нашему песочку. Я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Проложи дорожку к дому»

Смотрите, в нашей песочнице появился человечек, которому нужно помочь найти дорожку к домику. Держите строительный материал (счётные палочки). И внимательно слушайте мои подсказки. Готовы? Начинаем. Молодцы все справились с заданием!

Игра с перфокартами «Отгадай и повтори»

Воспитатель:

Хотите ещё поиграть? Тогда вытирайте ручки салфетками и садитесь на стульчики. Сейчас мы с вами будем играть в игру, которая называется «Отгадай и повтори».

Я буду надевать специальную повязку на глаза каждому участнику по - очереди и давать в руки картинку, на которой изображён рисунок, а он должен потрогав его рукой попробовать повторить изображение на песке. Вам понятны правила игры? Тогда начнём!

Воспитатель:

Ребята, вам понравилось играть с песком?

А сейчас нарисуйте на песке каждый свое настроение. Молодцы! Я вижу у вас всех сегодня просто замечательное, «улыбчивое» настроение!

Наверно это потому, что вы настоящая дружная команда! Сегодня вы были настоящими исследователями и даже чуточку волшебниками.

Ритуал «Прощания».

Теперь давайте возьмёмся за руки и попрощаемся с песком! До свиданья, песок, до свиданья, дружок, до новых встреч!

Рефлексия НОД.

Воспитатель:

Мы с вами побывали в Волшебной песочной стране. Скажите, с чем мы сегодня познакомились? (С песком). Какой он бывает? (сухой, сыпучий). Кто к нам приходил (Песочный человечек).

Чему мы его научили? (правилам игры с песком). Какое настроение у вас было, когда вы играли и рисовали на песке? (ответы детей). Песочный человечек, а тебе понравилось играть с нашими ребятами? (ответ). Обязательно приходи к нам ещё! В какие игры мы сегодня с вами играли? («Отпечатки», «Проложи дорожку к дому», «Отгадай и повтори»).

Ребята впереди нас с вами ждут ещё много интересных игр с песком.

А я хочу вручить вам на память о нашем первом путешествии в песочную страну вот такие медальки с улыбками (вручение медалек).

Вы молодцы!

Список используемой литературы:

1. Зинкевич – Евстигнеева Т. Д. «Путь к волшебству. Теория и практика арттерапии». СПб. : Златоуст, 2005.

2. Киселёва М. В. «Арт – терапия в работе с детьми». СПб. : Речь, 2008.

3. Короткова Л. Д. «Арт – терапия для дошкольников и младшего школьного возраста». СПб. : Речь, 2001.

4. Грабенко Т. М., Зинкевич – Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке. Песочная игротерапия». СПб. : Институт специальной педагогики и психологии, 1998.

5. Грабенко Т. М., Зинкевич – Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке: Практикум по песочной терапии». СПб. : Речь, 2005.

6. https://fb.ru/article/122736/art-terapiya-dlya-doshkolnikov-tseli-printsip-deystviya-uprajneniya

Публикации по теме:

«Пальчиковый поход». Песочная терапия. Терапия манкой с детьми дошкольного возраста в системе «воспитатель-ребенок»«Пальчиковый поход». Песочная терапия. Терапия манкой с детьми дошкольного возраста в системе «воспитатель-ребенок» «Песочная терапия. Терапия манкой» с детьми дошкольного возраста в системе «воспитатель-ребенок». «Пальчиковый поход» Цель: развитие мелкой.

Сказкотерапия в работе с дошкольниками Одним из действенных методов психотерапевтического воздействия на ребенка является арт-терапия. Арт-терапия для дошкольников — это проверенное.

Арт-терапия в работе с дошкольниками Арт — терапия в работе с дошкольниками» Тренинг для педагогов Тема: Арт – терапия в работе с дошкольниками» Целевая группа: воспитатели.

Конспект сообщения для педагогического совета «Песочная терапия в работе с детьми с ОВЗ» Конспект сообщения для педагогического совета. Тема: «Песочная терапия в работе с детьми с ОВЗ». Цель: Объединить усилия педагогов в ДОУ.

Музыкотерапия в работе с дошкольниками Цели: Систематизировать представления в области музыкотерапии, рассказать о конкретных способах использования музыкотерапии в своей работе.

Песочная терапия в работе психолога детского садаПесочная терапия в работе психолога детского сада Песочную терапию можно использовать для диагностической, коррекционной и профилактической работы с детьми и взрослыми. Работа с песком.

Песочная терапия в работе с детьми-логопатами (из опыта работы) Слайд №1. СЛАЙД №2. Для чего нужна речь? Конечно, речь нужна для общения. Некоторые могут возразить, что общаться можно и другими способами:.

Самообразование «Песочная арт-терапия как метод психокоррекции в работе с детьми дошкольного возраста» Цель: повысить уровень собственной компетентности в применении песочной арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста. Задачи: -расширить.

Семинар-практикум для педагогов «Песочная терапия в работе дошкольниками»Семинар-практикум для педагогов «Песочная терапия в работе дошкольниками» Цель: повышение психолого-педагогической компетентности педагогов в области использования различных методов работы с песком в условиях детского.

Консультация для педагогов и родителей. Су Джок терапия в работе с детьми.Консультация для педагогов и родителей. Су Джок терапия в работе с детьми. Су Джок терапия — это высокоэффективный, универсальный, доступный и абсолютно безопасный метод самооздоровления и самоисцеления путем.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Арт-терапия в работе с дошкольниками
Опубликовано: 13 января 2017 в 21:45
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Арт-терапия в работе с дошкольниками» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Стафеева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД