Юлия Стафеева
Арт-терапия в работе с дошкольниками
▼ Скачать + Заказать документы
Арт-терапия (лат. ars — искусство, греч. therapeia — лечение) представляет собой методику лечения и развития при помощи художественного творчества.
Помимо всего прочего, арт - терапия – прекрасный способ безболезненно для других выразить свои эмоции и чувства.
Детская арт - терапия – это простой и эффективный способ психологической помощи, основанный на творчестве и игре. Другими словами, это – лечение творчеством.
Публикация «Арт-терапия в работе с дошкольниками» размещена в разделах
Основная цель арт - терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. Арт - терапия ненавязчиво исцеляет психику, знакомит с окружающим миром, позволяет увидеть мир вокруг себя прекрасным и гостеприимным.
Арт - терапия предлагает ребенку выразить свои эмоции, чувства с помощью лепки, рисования, конструирования из природных материалов и т. д. Переживая образы, человек обретает свою цельность, неповторимость и индивидуальность.
Арт - терапия - это наиболее мягкий метод работы, контакта с трудными проблемами. Ребенок может не говорить, или не может признать свои проблемы своими, но при этом лепить, рисовать, двигаться и выражать себя через движения телом. Также занятия арт - терапией могут снимать психическое напряжение. В занятии искусством очень важно, чтобы ребенок чувствовал свой успех в этом деле. Если он видит, что имеет успех в выражении и отображении своих эмоций, создании уникальных поделок, рисунков, к нему приходит успех в общении, а взаимодействие с миром становится более конструктивным.
Успех в творчестве в его психике бессознательно переносится и на обычную жизнь.
Арт - терапия позволяет сделать этот процесс радостным, интересным, успешным, индивидуальным для каждого.
Арт - терапия основана на спонтанном самовыражении и в известной мере игнорирует эстетические критерии в оценке его результатов и профессионализма автора. И для того и для другого более важен сам процесс творчества, а не результат.
Существует множество разновидностей арт - терапии, основанных на работе с разными видами искусства:
• Изотерапия (все, что связано с изобразительным искусством: рисование, живопись, лепка и т. д. ,
• Цветотерапия,
• Песочная терапия,
• Музыкотерапия,
• Сказкотерапия (работа со словом – сочинение сказок, стихов и т. д. ,
• данс-терапия,
• драматерапия и многие другие.
Наиболее приемлемым, в работе с дошкольниками, является рисование, и как одно из направлений – песочная арт - терапия.
Чудеснее песка нет для детей забавы,
Его всегда имеется в достатке,
Течет он нежно так сквозь руки,
Что не сравнить его ни с чем…
Иоахим Рингельнац.
Песок – это уникальный материал, а занятие с ним – увлекательный процесс, который побуждает к творчеству, расслабляет и вдохновляет.
Замечали ли вы когда-нибудь, что успокаиваетесь, пропуская мелкий песок сквозь пальцы? Это тот самый материал, с помощью которого мы начинаем познавать мир.
Его сыпучесть привлекает детей. Детям очень полезно "общаться" с песком и любыми сыпучими материалами. Игра с песком это не только развлечение для ребенка, это развитие тактильных ощущений, мелкой моторики рук, речи, образного и пространственного мышления. Ученые считают, что рисование песком снимают детскую раздражительность, агрессивность, плаксивость и при этом бурно развивают фантазию.
Рисование песком, как нетрадиционное направление изобразительного искусства, необычайно выразительно и чрезвычайно популярно во всем мире.
Песок для детей остается наиболее притягательным материалом. Рисование песком - новый и одновременно простой вид изобразительной деятельности дошкольников, доступный практически каждому и не требующий специальной подготовки. А для педагога это еще один способ понять чувства ребенка.
Данный вид рисования - один из самых необычных способов творческой деятельности, т. к. дети создают на песке неповторимые шедевры своими руками. Удивительным образом горсть песка превращается в пейзаж, звездное небо, лес или море. Этот необычный вид искусства называется Sand art, т. е. "искусство песка". Песок - та же краска, только работает по принципу "света и тени", прекрасно передает человеческие чувства, мысли и стремления. Рисование песком является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, т. к. тесно связано с самостоятельной и творческой деятельностью. Это один из способов изображения окружающего мира.
Помимо приобретения и освоения навыков рисования, рисование песком содержит общеразвивающую и психоэмоциональну составляющую, в основу которой положена методика Песочной терапии.
Данный вид творчества как средство коррекции психики позволяет маленькому художнику преодолеть чувство страха, отойдя от предметного представления и изображения традиционными материалами, выразить в рисунке чувства и эмоции, дает свободу, вселяет уверенность в своих силах.
Цель песочной арт - терапии:
Коррекция и развитие эмоциональной сферы детей, имеющих нарушения в поведении и в межличностном общении, через знакомство с нетрадиционным направлением здоровьесберегающих технологий – техникой рисования песком.
Задачи песочной арт - терапии:
1. Установление контакта и доверия с детьми;
2. Объединение участников в группу;
3. Снижение психофизического напряжения;
4. Развитие тактильно-кинестетической чувствительности;
5. Актуализация эмоций;
Песочная терапия как один из видов арт - терапии является уникальным в своем роде терапевтическим методом, который был официально оформлен в 1980 году Дорой Кальфф (Дора Кальфф является автором книги «Sandplay», в которой описаны случаи из ее практики) и успешно реализован.
Для организации занятий с песком понадобится:
• Ящик для песка (песочница, размер в сантиметрах: 50х70х8. Считается, что такой размер песочницы отвечает объему поля зрительного восприятия.
Песочница может быть пластиковой, деревянной. Главное - высокие (и в тоже время удобные по высоте для вас) края. Синее или голубое дно.
• Песок (обычный, но просеянный, чистый);
• Коллекция миниатюрных фигурок (их размер не должен превышать 8 см.);
Маленькие машинки, горошины, домики, человечки, палочки, камешки, счётные палочки, шишки, сказочные персонажи (злые и добрые, украшения, сувениры. Все мелкие детали, кажущиеся ненужными на первый взгляд, пригодятся.
Занятия по технике «Sandplay»
Организовывать занятия следует так: детская группа должна быть одной возрастной категории. Желательно, чтоб дети знали друг друга заранее (это способствует быстрому раскрепощению малышей). Лучше собрать небольшую группу детей на занятие (4-5 чел., чтоб ребята не мешали друг другу и имели личное пространство.
Ритуал «приветствие песка» :
Упражнение «Змейки» :поскользить ладонями по песку зигзагообразно, круговыми движениями.
Упражнение «Привет, песочек» :дотронуться до песка ребрами ладоней, поводить ручками по песку так, как желает малыш.
Упражнение «Поток» :набрать песок в ладошки и высыпать его тонкой струйкой, проговаривать ощущения, испытываемые при этом. Сделать это правой, затем левой ладошкой, затем обеими сразу.
Упражнение «Найди ручки» :закопать ладошки в песок и потом «найти» их. Все это проделывается в игровой форме. Задается вопрос «куда подевались наши ручки?», а затем радость от того, что ручки найдены.
Упражнение «Угадай, какой пальчик?» :раскрытую ладошку положить на песок и закрыть глаза. Затем взрослый насыпает песок на пальчик, а малыш должен угадать, на какой палец насыпан песок, и пошевелить им, как бы здороваясь с песком.
Упражнение «Пианино» :поиграть на песке, как на пианино.
Куратор выбирает, каким упражнением из списка начать очередное занятие. На первых двух занятиях можно испробовать все упражнения (потренироваться).
Упражнения для развития мелкой моторики:
Во время занятий песочной терапией рекомендуется проговаривать испытываемые ощущения, это способствует развитию речи и мышления ребенка.
Упражнение «Отпечатки наших рук» :ребенок и взрослый поочередно делают отпечатки ладоней на песке. Ладонь вдавлена и слегка погружена в песок. Первым свои ощущения рассказывает взрослый. Он говорит о том, какой песок мягкий или шершавый, какие мелкие песчинки он ощущает кожей. Затем о песке рассказывает ребенок.
Упражнение «Дождик из песка» :педагог объявляет, что сегодня в песочнице начался дождик из песка. Ребенку дают возможность почувствовать, как струится песок из кулачка на ладошку, в песочницу, на ладонь мамы. Затем мама делает дождь ребенку на ладошку. Это упражнение снимает агрессию.
Упражнение «Следы на песке» :упражнение проводится в форме игры. Ведущий предлагает на песке показать, как ходят разные животные. Сначала идут медведи: ребенок кулачками делает ямки в песке. Затем прыгают зайчики: кончики пальцев легко стучат по поверхности песка. а далее "полет вашей фантазии".
Упражнение "Прятки" : при помощи этой игры педагог может выяснить, что беспокоит ребенка и от чего он хотел бы избавиться. Ребенку предлагается закопать в песок один или несколько предметов из выбранных, при этом педагог не смотрит на процесс пряток. После этого ребенок отыскивает один за другим спрятанные предметы и рассказывает о каждом.
Упражнение "Тематический мир" : ребенку предлагается построить мир на одну из выбранных тем: «Моя семья», «Мои друзья» и тд.
Педагог составляет свой комплекс из 3-4 упражнений за одно занятие, выбирая из предложенных вариантов.
Пример из личного педагогического опыта:
Конспект НОД: «Песочная арт - терапия в старшей группе детского сада»
Цель: Прививать в процессе познавательной деятельности любовь к окружающему миру, природе и здоровому образу жизни.
Задачи:
1. Обучающие:
• формировать элементарные знания и навыки здорового образа жизни: потребность в чистоте и аккуратности, соблюдении режима дня, необходимости выполнения физических упражнений и зарядки;
• поддерживать и укреплять здоровье детей посредством здоровьесберегающих технологий (пальчиковая гимнастика, физкультминутки, релаксация под музыку);
• содействовать накоплению двигательных умений;
• закреплять знания детей о свойствах песка;
• формировать навыки умения работать в команде.
2. Развивающие:
• развивать тактильное восприятие, воображение, речь;
• развивать культуру общения и поведения;
• развивать эмоциональную сферу детей.
3. Воспитательные:
• Воспитывать желание быть здоровым, бережно относить к окружающему миру.
Методы и приё мы:
• словесный (беседа, рассказ);
• игровой (игры с песком);
• сюрпризный момент;
• поощрение.
Принципы:
• комфортности (доброжелательность, отзывчивость);
• успешности (уверенности в собственных силах);
• доступности (постепенное движение от простого к сложному);
• здоровьесбережения (санитарно – гигиенические условия НОД, частота чередования видов деятельности).
Предварительная работа с детьми :
Проведение специально организованного обучения, беседы, игры, познавательно – практическая деятельность, экспериментирование.
Предварительная работа воспитателя :
Подготовка оборудования, раздаточного материала, музыкального сопровождения и поощрительных призов.
Продолжительность: 25 – 30минут.
Ожидаемые результаты:
• обогащение социального опыта детей, расширение их кругозора;
• формирование представления о здоровом образе жизни;
• формирование коммуникативных навыков общения;
• овладение навыками песочной арттерапии.
Оборудование и материалы:
Песочницы с песком, перфокарты, счётные палочки, деревянные фигурки людей, деревянные домики, массажные мячики, сборник музыки «Звуки природы».
Раздаточный материал:
Перфокарты, счётные палочки, салфетки для рук.
Структура НОД:
1. Организационный момент:
• приветствие;
• психологический настрой детей к НОД.
2. Основная часть:
• знакомство с песком и его свойствами;
• драматизация;
• игровая ситуация;
• физминутка;
• игровая ситуация;
• итоги.
3. Заключительная часть:
• Поощрение
Ход НОД:
Ритуал «Приветствия».
Воспитатель приглашает детей встать вокруг стола, на котором стоят «песочницы» с песком, прикрытые тканью.
Воспитатель:
Здравствуйте, дети! У вас хорошее настроение? Улыбнитесь друг другу. Сегодня у нас необычное занятие, мы с вами побываем в волшебной стране. Она не просто волшебная – она песочная! Но чтобы попасть в нее, нужно произнести волшебные слова и совершить специальный, волшебный ритуал.
Дети встают, берутся за руки, идут вокруг стола хороводом и повторяют за воспитателем слова:
Ты в ладошки наши посмотри,
В них доброту, любовь найди,
Надо быть активным,
Смелым, добрым, сильным,
А еще желательно,
Делать все внимательно!
Воспитатель снимает ткань с песочных коробов и говорит:
Мы начинаем с вами путешествие по волшебной Песочной стране. Вы готовы? Тогда начнём!
Воспитатель:
Давайте поздороваемся с песком: «Здравствуй, здравствуй, песок. Здравствуй, здравствуй, дружок. Будем мы с тобой играть, и не будем обижать!»
Воспитатель:
Ребята, потрогайте песок. Какой он? (ответы детей).
А что произойдёт с песком, если его подержать в ладошке? Попробуйте сами! Что- то изменилось? (ответы детей). А почему песок стал тёплым? (ответы детей) Молодцы. Что вы почувствовали, когда прикасались к песку (ответы детей). Приятны ли эти ощущения? (ответы детей). А теперь давайте закроем глаза, послушаем музыку и немного пофантазируем. (Звучит музыка «Звуки природы»). Что вы представляли или может быть вспоминали, когда слушали музыку и прикасались к песку? (ответы детей).
Воспитатель:
Ой, ребята слышите, кто- то стучит. Открывает дверь. Кто тут?
Я, Песочный человечек. Что с тобой случилось, мне кажется ты чем- то расстроен?
Когда я играл в песочнице, дети насыпали мне в лицо песок. Ой-ой-ой, как болят глазки!
Дети, можно сыпать песок в глаза? (Нет). Что можно делать с песком? (Играть, строить домики, лепить куличи, рисовать) Не плачь, Песочный человечек, наши дети научат тебя играть с песком. Пойдём.
Давайте расскажем нашему гостю, как правильно играть с песком.
Дети:
Здесь нельзя кусаться, драться,
И в глаза песком кидаться!
Стран чужих не разорять!
Песок — мирная страна.
Обижать детей нельзя!
Песочный человечек, не огорчайся. Хочешь поиграть с нашими ребятами? Присоединяйся к нам.
Игра «Отпечатки»
Воспитатель:
Ребята, посмотрите, у меня в руках вот такие замечательные массажные мячики (раздаёт детям колючие мячики). Покатать их в ладошках. А теперь попробуйте покатать их по песку. Посмотрите, что произошло? (остались следы). И вы, ребята, то же можете оставить свои «следы». Я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Отпечатки». Попробуйте сделать на песочке отпечатки ваших ладошек, а затем тыльной стороны ваших рук.
Сейчас мы будем рисовать на поверхности песка отдельно каждым пальчиком сначала правой, а потом левой рукой. Потом — одновременно (сначала только указательными, затем средними, безымянными, большими и, наконец, мизинчиками).
Поиграем по поверхности песка, как на пианино.
А теперь при помощи наших ладошек, пальчиков, кулачков нарисуем на поверхности песка причудливые волшебные узоры.
На что похожи ваши рисунки (след от машина, проползла змейка и т. д.)
Какие вы молодцы! Какие красивые рисунки у вас получаются.
Ребята, вы наверное устали? Давайте немного отдохнём. Возьмите салфетки и хорошо вытрите руки.
Физминутка «Дружно встаньте».
Дружно встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше потянитесь.
Ну-ка плечи распрямите,
Поднимите, опустите,
Влево, вправо наклонитесь,
Рук коленями коснитесь.
Сели, встали, сели, встали,
И на месте побежали!
Игра «Проложи дорожку к дому»
Воспитатель: Отдохнули? Молодцы! Давайте тогда вернёмся к нашему песочку. Я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Проложи дорожку к дому»
Смотрите, в нашей песочнице появился человечек, которому нужно помочь найти дорожку к домику. Держите строительный материал (счётные палочки). И внимательно слушайте мои подсказки. Готовы? Начинаем. Молодцы все справились с заданием!
Игра с перфокартами «Отгадай и повтори»
Воспитатель:
Хотите ещё поиграть? Тогда вытирайте ручки салфетками и садитесь на стульчики. Сейчас мы с вами будем играть в игру, которая называется «Отгадай и повтори».
Я буду надевать специальную повязку на глаза каждому участнику по - очереди и давать в руки картинку, на которой изображён рисунок, а он должен потрогав его рукой попробовать повторить изображение на песке. Вам понятны правила игры? Тогда начнём!
Воспитатель:
Ребята, вам понравилось играть с песком?
А сейчас нарисуйте на песке каждый свое настроение. Молодцы! Я вижу у вас всех сегодня просто замечательное, «улыбчивое» настроение!
Наверно это потому, что вы настоящая дружная команда! Сегодня вы были настоящими исследователями и даже чуточку волшебниками.
Ритуал «Прощания».
Теперь давайте возьмёмся за руки и попрощаемся с песком! До свиданья, песок, до свиданья, дружок, до новых встреч!
Рефлексия НОД.
Воспитатель:
Мы с вами побывали в Волшебной песочной стране. Скажите, с чем мы сегодня познакомились? (С песком). Какой он бывает? (сухой, сыпучий). Кто к нам приходил (Песочный человечек).
Чему мы его научили? (правилам игры с песком). Какое настроение у вас было, когда вы играли и рисовали на песке? (ответы детей). Песочный человечек, а тебе понравилось играть с нашими ребятами? (ответ). Обязательно приходи к нам ещё! В какие игры мы сегодня с вами играли? («Отпечатки», «Проложи дорожку к дому», «Отгадай и повтори»).
Ребята впереди нас с вами ждут ещё много интересных игр с песком.
А я хочу вручить вам на память о нашем первом путешествии в песочную страну вот такие медальки с улыбками (вручение медалек).
Вы молодцы!
Список используемой литературы:
1. Зинкевич – Евстигнеева Т. Д. «Путь к волшебству. Теория и практика арттерапии». СПб. : Златоуст, 2005.
2. Киселёва М. В. «Арт – терапия в работе с детьми». СПб. : Речь, 2008.
3. Короткова Л. Д. «Арт – терапия для дошкольников и младшего школьного возраста». СПб. : Речь, 2001.
4. Грабенко Т. М., Зинкевич – Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке. Песочная игротерапия». СПб. : Институт специальной педагогики и психологии, 1998.
5. Грабенко Т. М., Зинкевич – Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке: Практикум по песочной терапии». СПб. : Речь, 2005.
6. https://fb.ru/article/122736/art-terapiya-dlya-doshkolnikov-tseli-printsip-deystviya-uprajneniya