Аделия Раджабова
Арт-терапевтические технологии в работе педагога-психолога в ДОУ
АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ ПЕДАГОГА ПСИХОЛОГА В ДОУ
Педагог-психолог
МБДОУ д/с № 2
с. Стерлибашево
Раджабова А. И.
В связи с появлением новых образовательных стандартов возникает необходимость пересмотра методов и технологий в работе с воспитанниками. Одной из инновационных технологий, которую я в последнее время использую в работе с детьми : арт-терапия. Это комплекс разнообразных форм творческого самовыражения, с использованием музыкотерапии, танцевальной терапии, игровой терапии, сказкотерапии, телесно-двигательной терапии, которая обеспечивает поддержку ребенка, его личностный рост и развитие. Данный метод используется для работы с детьми с трудностью адаптации, коррекцию детей со страхами, психосоматическими нарушениями, познании собственного "Я". Психолог создает среду для самопринятия и самопознания. Это самый доступный и самый приятный вид художественного творчества. Различные способы самовыражения не требуют особых практических навыков в рисовании, а необходимы лишь для самовыражения или облегчения и освобождения. При использовании данной технологии развивается зрительно-моторная координация, наглядно-образное мышление, связанное с работой правого полушария, и абстрактно-логическое, связанное с работой левого полушария. Арт-терапия связывает между собой зрение, зрительно-двигательную координацию, речь, мышление и воображение. Дает возможность поэкспериментировать с различными чувствами. Позволяет проработать мысли и эмоции, которые дети могут подавлять. При работе с травмами у детей, позволяет выявить проблему, если ее сложно описать вербально. Значимым составляющим является использование качественных художественных материалов. Карандаши, краски, гуашь, восковые мелки, пастель, акварельные карандаши, художественный уголь, кисти, баночки с водой, бумага, различного формата, картон, фольга, скотч, ножницы, клей. А также можно предлагать участникам глину, тесто, пластилин, песок с фигурками, природный и поделочный материал. Для использования техники коллажа необходимы старые газеты, ватман, открытки, фотографии.
Публикация «Арт-терапевтические технологии в работе педагога-психолога в ДОУ» размещена в разделах
Значимой составляющей данной технологии считаю безоценочность. Не применяются суждения красиво-некрасиво, при этом воспитанники не сравнивают себя с другими, не испытывают неловкости, стыда, обиды.
Одной из техник, направленной на личностную идентификацию, которую я использую - техника"Кто я".участникам группы необходимо дать 10 вариантов ответов на данный вопрос. Вместе с текстом можно использовать любой рисунок. Данная техника не занимает много времени, но дает обширный материал для качественной интерпретации.
Пластилин и глина подходят для детей с агрессией. Для гиперактивных детей использовать материал для структурированной деятельности, самоконтроля.
Техника «Рисуем имя» направлена на диагностику самопринятия, самоидентификации. После опроса можно ее использовать как социометрическую, предложив разместить свои рисунке на доске. Кто-то расположит свой рисунок в центре, а кто-то справа или слева.
Детско-родительские отношения занимают не последнюю роль в работе педагога-психолога. Именно гармоничные отношения в семье способствуют развитию здоровой личности ребенка. Использую в работе Арт-альбомы Васиной Е. Н. ,Барыбиной А. В., «Я и ты», «Ты и я» совместная деятельность, обсуждение результатов творчества позволяет лучше узнать друг друга, почувствовать себя партнерами, а также служит профилактикой конфликтных ситуаций и барьеров в общении. Ребенок может использовать полученный опыт во взаимоотношениях со сверстниками и другими взрослыми.
Таким образом, считаю арт-терапевтическую технологию одной из эффективных в работе с детьми и взрослыми.
© Раджабова А. И., педагог-психолог, 2020 г.