Ирина Степанова
Арт-терапевтическая программа коррекции эмоциональных состояний
▼ Скачать + Заказать документы
Арт-терапевтическая программа коррекции эмоциональных состояний
Цель: коррекция эмоциональной сферы.
Задачи: 1) гармонизация внутреннего мира ; 2) снижение
уровня тревожности; 3) повышение уверенности в себе; 4) формирование общего пози-тивного настроя.
Занятие 1 «Мое имя»
Цель: формирование положительного отношения к своему имени
1. Упражнение «Качество на первую букву имени». Участникам по очереди пред-лагается называть свое имя и качество на первую букву имени, которое присуще гово-рящему.
Публикация «Арт-терапевтическая программа коррекции эмоциональных состояний» размещена в разделах
- Арт-терапия в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2018
2. Рисунок «Мое имя». Участники рисуют красками на листе бумаги свое имя так, как они его образно представляют.
3. Рефлексия.
Занятие 2 «Личный герб»
Цель: представление окружающим своих мировоззренческих позиций.
1. Упражнение «Имя - движение». Участники встают в круг. Каждый из них по очереди называет свое имя и показывает какое-либо характерное для него движение, остальные хором повторяют это движение и имя.
2. Рисунок «Личный герб». Ребятам предлагается создать свой личный герб, который может быть любой формы и должен состоять из четырех частей :
мои главные достижения в жизни; что для меня важно в жизни; мои мечты; мой девиз.
3. Презентация участниками своих гербов.
4. Рефлексия.
Занятие 3 «Рисунок пальцами»
Цель: развитие тактильной чувствительности
1. Упражнение «Посылка». Участники по кругу передают посылку: 1 рукопожатие, 1 поглаживание по голове и 1 объятие.
2. Рисунок гуашью с помощью пальцев на любую свободную тему.
3. Рефлексия.
Занятие 4. «Самое - самое.»
Цель: актуализация и открытие окружающим значимых для себя явлений
1. Упражнение «Проснись и пой». Ребятам предлагается по очереди произнести фразу «Проснись и пой» так, чтобы был непохоже на остальных, в своем индивидуальном стиле. Вывод: одно и то же для каждого представляется по-разному.
2. Упражнение «Самое - самое.».
А) Детям предлагается согнуть лист бумаги формата АЗ пополам. На первой странице нужно нарисовать дверь в свою душу. Затем ребята «открывают» дверь и на внутренней стороне листа рисуют «самое - самое.». У каждого свое: самое любимое, самое страшное, самое родное, самое главное, самое интересное и т. п.
Б) По желанию ребята «открывают» свою дверь остальным.
3. Рефлексия.
Занятие 5 «Рисование по кругу»
Цель: реконструкция негативных переживаний в позитивном направлении
Упражнение «Контакт». Все участники встают в круг на расстоянии вытянутой руки друг от друга. Каждому из них выдается по одному карандашу Задача участников - установить круговой контакт следующим образом: они должны вместе с соседом дер-жать кончиком пальца карандаш так, чтобы он соединял их пальцы и не падал. Должен получиться круг, в котором все соединены друг с другом с помощью карандашей. Таким образом, нужно удержать контакт некоторое время. Затем можно усложнить задание и попросить участников всех вместе одновременно присесть и встать».
А) Участников просят закрыть глаза и вспомнить что-либо, вызывающее у них негативное переживание. Затем, не открывая глаз, они должны изобразить это «что-то» на листе бумаги. После этого разрешается открыть глаза. Участники изучают свой рису-нок.
Б) Каждый участник передает свой рисунок соседу слева, и тот дорисовывает к нему какие-либо детали по своему желанию таким образом, чтобы рисунок приобрел позитивную направленность. По хлопку ведущего рисунок передается по кругу следу-ющему участнику, и так до тех пор, пока рисунок не вернется к своему хозяину. Затем участники внимательно изучают полученные рисунки. Для создания фона можно вклю-чить мелодичную музыку.
3. Рефлексия.
Занятие 6 «Карта моей души»
Цель: формирование обобщенного представления о своем внутреннем мире.
1. Упражнение «Это здорово!». Участники встают в круг и по очереди называют то, что любят больше всего. После каждого высказывания все остальные делают шаг вперед, показывают знак «Во!» и говорят хором: «. И это здорово!»
2. Рисунок «Карта моей души». Участники изображают символическую карту своего внутреннего мира на листе бумаги с помощью любых изобразительных материалов. Для фона включается мелодичная музыка.
3. Рефлексия.
Занятие 7 «Рисование в парах»
Цель: развитие способности к взаимопониманию
1. Упражнение «Необычное приветствие». Участникам предлагается приветствовать друг друга, потершись с каждым носами.
2. Рисование в парах. Участники разбиваются на пары. Если кто-то остался один, то он становится в пару с ведущим. Задача каждой пары - молча, никаким образом не общаясь друг с другом, нарисовать красками на листе бумаги
общий рисунок.
3. Рефлексия.
4. Домашнее задание: принести на следующее занятие небольшое любимое стихо-творение или отрывок из него.
Занятие 8 «Рисование на руке»
Цель: развитие чувства доверия окружающим
1. Чтение каждым из участников принесенного любимого стихотворения вслух.
2. Рисование на руке. Участники разбиваются на пары. Если кто-то остается один, то он становится в пару с ведущим. Затем по очереди в паре ребята рисуют на руке партнера то, что, как им кажется, символизирует его личность. Это может быть как аб-страктный рисунок, так и вполне конкретный.
3. Рефлексия.
Занятие 9 «Коллективный рисунок»
Цель: повышение степени эмоциональной открытости участников, подведение итогов
1. Упражнение «Импульс». Все участники становятся в круг, берутся за руки и за-крывают глаза. Затем ведущий резко сжимает и разжимает руку соседа слева. Тот, полу-чив этот «импульс», передает его дальше по кругу таким же образом «импульс» должен вернуться к ведущему через правую руку.
2. Коллективный рисунок. Необходимо заранее склеить несколько листов ватмана вместе в один большой лист. Все участники одновременно с разных сторон рисуют на нем любые рисунки, которые им хочется нарисовать в данный момент. Каждый участник может свободно перемещаться вокруг вaтмана и рисовать в любом понравившемся месте на листе, а также дополнять г рисованное другими участниками. В результате должен получиться один большой общий коллективный рисунок, который можно пове-сить в кабинете.
3. Рефлексия.
4. Обобщение всех занятий. Подведение итогов программы.
Литература
1. Алиева М. А. Я сам строю свою жизнь : программа психологического
содействия успешной социальной адаптации подросков / М. А. Алиеного Гришанович, Л. В. Лобанова, Н. Г. Травникова, Е. Г. Трошихина ; под р- $. Трошихиной. - СПб. : Речь, 2006. - 216 с.
2. Вачков И. В. Психология тренинговой работы : содержательны низационные и методические аспекты ведения тренинговой группы / И. Артаков. - М. : Эксмо, 2007. - 416 с.
3. Лебедева Л. Д. Практика арт-терапии : подходы, диагностика, сш занятий / Л. Д. Лебедева. - СПб. : Речь, 2005. - 256 с.
4. Рудакова О. Использование арт-терапевтических техник в работе с подростками / О. Рудакова И Школьный психолог. Приложение к газете «Первое сентября». - 2006. - № 9. - С. 14-15.
5. Сергеева Н. Ю. Арт-педагогика : радость самовыражения : учебнометодическое пособие / Н. Ю. Сергеева. - Чебоксары : Чувашгоспедуниверси- тет им. И. Я. Яковлева, 2003. - 100 с.