Маргарита Тимощук
Арт-практика «Лесная поляна»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
Так как жизненный опыт ребенка невелик, то ему сложно представить в своем воображении то, о чем повествует писатель в художественном произведении.
Рассматривая картины, иллюстрации в детских книгах, фото и видеоматериалы ребенок яснее может представить себе описанные в тексте события, внешний и внутренний облик персонажей. Развитие творчества отталкивается от образа. Наша задача давать образец хорошего вкуса. Эстетический вкус и реалистические образы окружающего мира следует формировать с раннего детства. Правильно подобранные иллюстрации талантливых художников, развивают у ребенка внимание, наблюдательность, вызывают эмоциональный отклик.
Публикация «Арт-практика „Лесная поляна“» размещена в разделах
Представленная арт-практика даёт возможность развивать творческие способности, отталкиваясь от образа. Для этого, в ходе совместного творчества взрослых и детей, мы учим воспитанников вглядываться в художественные иллюстрации, замечать детали, характеризующие героев, проникаться чувствами и настроением изображаемых персонажей для сценического перевоплощения.
Целевая аудитория: дети старшего дошкольного возраста.
Материалы и оборудование: ауидиопроигрыватель, фонограммы звуков лесной поляны, песен «В траве сидел кузнечик» музыка В. Шаинского, слова Н. Носова, «Муравьиная квартира» стихи Т. Графчиковой, фото лесной поляны, детская художественная литература В. Бианки «Как муравьишка домой спешил», «Стрекоза и муравей», Г. Дядена «Муравей», В. Лапшова «Муравей», «Стрекоза», наглядно-дидактический материал «Расскажите детям о насекомых», картинки насекомых.
Цель: создание образа персонажей для спектакля в ходе совместного творчества взрослых и детей.
Задачи:
1. Провести упражнения на основе метафорических практик, направленных на расширение представлений о персонажах и среде, в которой происходит действие.
2. Создавать представления о персонаже в ходе ознакомления с художественной литературой и изобразительным искусством.
3. Способствовать воплощению представлений о своем персонаже в его сценический образ.
Арт-практика проходила в рамках подготовки к музыкальному спектаклю по басне И. А. Крылова «Стрекоза и муравей».
Ход занятия
1. Детям предлагается рассмотреть фото лесной поляны и ответить на вопросы:
- Что вы здесь видите?
- Если бы вы там оказались, что бы вы почувствовали, ощутили?
- Что бы вы услышали?
Включаем фонограмму звуков лесной поляны.
- Кого вы здесь слышите?
- Кого еще здесь можно услышать?
- Какое насекомое тебе больше нравится?
- Кем ты хочешь быть?
2. Давайте послушаем песню «В траве сидел кузнечик» музыка В. Шаинского, слова Н. Носова и рассмотрим кузнечика на иллюстрации Татьяны Васильевой к сказке Виталия Бианки «Как муравьишка домой спешил».
-Давайте попробуем описать, кузнечик – какой он?
- Послушаем стихотворение Галины Дяденой «Муравей».
В густой – густой – густой траве
Пропал однажды мураве…
Ведь он не слон и не жираф,
А просто маленький мурав…
Обычный гриб – уже гора
В сравненьи с капельным мура…
И даже листик чересчур
Велик для крошечного мур…
И кто в траве отыщет му… –
Дарю корову я тому!
-Рассмотрим муравья на иллюстрацих Татьяны Васильевой к сказке Виталия Бианки «Как муравьишка домой спешил» и Элеоноры Лисицкой к стихотворению В. Лапшовой «Муравей».
На иллюстрациях Татьяны Васильевой к сказке Виталия Бианки «Как муравьишка домой спешил» изображены различные насекомые, которые помогали муравьишке вернуться домой – в свой муравейник до захода солнца.
- Прослушаем песню «Муравьиная квартира» стихи Т. Графчиковой,
музыка Е. Лучникова.
-Давайте попробуем описать, муравья – какой он?
- Рассмотрим иллюстрации бабочек Елены Нецкой к сказке Виталия Бианки «Стрекоза и муравей».
-Давайте попробуем описать, бабочку – какая она?
-Рассмотрим иллюстрации стрекозы художницы Элеоноры Лисицкой к стихотворению В. Лапшовой «Стрекоза» и Елены Нецкой к сказке Виталия Бианки «Стрекоза и муравей».
3. Давайте мы с вами совершим прогулку по лесной поляне. Представьте, что вы на лесной, цветочной поляне - цветущей, жужжащей и стрекочущей (предлагается иллюстрация цветочной поляны и картинки с изображением различных насекомых).
-Кто захотел стать кузнечиком? Пусть выйдут кузнечики.
-Почему ты захотел стать кузнечиком?
-Что делают кузнечики на поляне?
-А что помогает кузнечику высоко подпрыгивать?
-Что тебе понравилось делать?
-Какой кузнечик?
-Кто захотел стать муравьем? Выходите, муравьишки.
-Почему ты захотел стать муравьём?
-А чем занимаются муравьи?
-А где живут муравьи?
-Что тебе понравилось делать?
- Какой муравей?
-Кто захотел стать бабочкой? Вылетайте, бабочки-красавицы.
-Что делают бабочки на цветочной поляне?
- Какая бабочка?
- Кто захотел стать стрекозой? Вылетайте, стрекозки.
-Что делают стрекозы на цветочной поляне?
- Почему ты захотела стать стрекозой?
- Какая стрекоза?
-А теперь, вы ребята, оказались на лесной поляне. Звучит фонограмма звуков лесной поляны.
4. Рефлексия:
- Представьте себя насекомым, которого вы выбрали и подвигайтесь как кузнечики, бабочки, муравьи, стрекозы.
-Как узнать, что это кузнечики?
-Что делают кузнечики?
-Как узнать, что это муравьи?
-Что делают муравьи?
-Как узнать, что это бабочки?
-Что делают бабочки?
-Как узнать, что это стрекозы?
-Что делают стрекозы?
Рефлексия была дополнена изобразительной деятельностью: дети рисовали и лепили насекомых, изображали аппликативным способом «Лесную поляну».