Дементьева Татьяна Владимировна
Аппликация из ткани с элементами рисования с детьми старшего дошкольного возраста «Первые весенние цветы — подснежники»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста (5-7 лет)
Аппликация из ткани с элементами рисования
Тема: «Первые весенние цветы - подснежники»
Подготовила: Дементьева Татьяна Владимировна - воспитатель МБДОУ "Детский сад №116" г. Нижний Новгород
Цель: Обогащение знаний о первых весенних цветах - подснежниках. Развитие творческих способностей детей в продуктивных видах деятельности (аппликации, рисовании).
Задачи:
Публикация «Аппликация из ткани с элементами рисования с детьми старшего дошкольного возраста „Первые весенние цветы — подснежники“» размещена в разделах
- Аппликация из ткани
- Батик и рисование по ткани
- Весна. Весенние аппликации
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. ИЗО, поделки, рисунки
- Весна. Рисование
- Первоцветы. Первые весенние цветы
- Поделки из ткани и ниток
- Поделки. Мастерим с детьми
- Подснежник. Аппликации
- Подснежник. Знакомимся с весенним цветком
- Подснежник. Рисование
- Рисование. Все материалы
- Старшая группа
- Цветы из ткани и фетра
- Цветы. Аппликации
- Цветы. Все о цветах
- Цветы. Рисование
- Темочки
1. Закрепить и расширить знания детей о весенних изменениях в природе, о первых весенних цветах - подснежниках.
2. Прививать любовь к природе, бережное отношение к растительному миру.
3. Способствовать развитию творческой активности у детей.
4. Развивать чувство формы, цвета, композиции.
5. Совершенствовать приёмы рисования акварельными красками.
6. Познакомить детей с приёмом создания эффекта «блестящего снега» путём добавления в краску поваренной соли.
7. Совершенствовать аппликативную технику – приёмы составления цветка из отдельных элементов, стараясь передать особенности внешнего вида растения.
8. Развивать стремление создания аппликативной работы с применением различных материалов (ткани).
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Предварительная работа: наблюдение на прогулке за сезонными изменениями в природе, беседы о весне и первых цветах, чтение стихотворений о весне, рассматривание сюжетных картинок с изображениями весенней природы.
Оборудование: Доски для рисования и аппликации, альбомные листы для акварели (формат А4, акварель, стаканчики для воды, кисти, поваренная соль, заранее подготовленные кусочки ткани для поэлементного создания цветка, клей ПВА, тряпочки для промакивания, оборудование для показа презентации (экран, компьютер или флеш-карта, аудиозапись музыки П. И. Чайковский «Подснежник», наглядные изображения весеннего леса и подснежников.
Методы: словесные: объяснение, чтение, беседа, загадки; наглядные: демонстрация; игровые: игра; практические: рисование, аппликация.
Вид занятия: комплексное.
Содержание непосредственно-образовательной деятельности
1. Вводная часть
Организационный момент
Воспитатель: Дорогие ребята, предлагаю сегодня совершить путешествие в весенний лес. Отправляемся!
Воспитатель проводит организационную разминку.
«В путь»
В лес весенний мы шагаем (дети маршируют).
Ноги выше поднимаем.
Топают ножки.
По прямой дорожке.
По узенькой дорожке (дети идут на носочках).
Пойдут тихонько ножки.
Друг за дружкой побежали. (дети бегут на носочках).
В лес весенний прибежали. (дети садятся на места)
2. Основная часть.
Воспитатель: - Дорогие ребята! Вот и наступила долгожданная весна. Каждый день, гуляя на улице, мы замечаем, как изменяется природа вокруг. Думаю, вы сейчас мне поможете назвать признаки весны.
Ответы детей.
Воспитатель: Молодцы, что такие внимательные и наблюдательные! Ребята, гуляя однажды по весеннему лесу, поэтесса Зоя Александрова заметила удивительное явление и написала об этом весеннем чуде стихотворение:
Подснежник.
У заснеженных снегом кочек,
Под белой шапкой снеговой,
Нашли мы синенький цветочек,
Полузамерзший, чуть живой.
Наверно, жарко припекало
Сегодня солнышко с утра.
Цветку под снегом жарко стало,
И он подумал, что пора,
И вылез… но кругом все тихо,
Соседей нет, он первый здесь.
Его увидела зайчиха,
Понюхала, хотела съесть.
Потом, наверно, пожалела:
-Уж больно тонок ты, дружок!
И вдруг пошел пушистый, белый
Холодный мартовский снежок.
Он падал, заносил дорожки…
Опять зима, а не весна.
И от цветка на длинной ножке
Лишь только шапочка видна.
И он, от холода синея,
Головку слабую клоня,
Сказал: «Умру, но не жалею,
Ведь началась весна с меня!»
Воспитатель: Ребята, подскажите пожалуйста, о каком цветке говорит в своём стихотворении Зоя Александрова?
Ответы детей: о подснежнике.
Воспитатель демонстрирует изображение подснежника.
Воспитатель: Как вы думаете, почему этот цветок назвали «подснежником»?
Ответы детей: потому что он появляется из-под снега.
Воспитатель: Правильно, подснежники появляются на проталинах, когда кругом ещё лежит снег. Вырастают они из луковки. Учёные, изучающие растительный мир назвали его - «галантус», что значит молочная капля. Ребята, присмотритесь пожалуйста повнимательней к подснежнику и попробуйте ответить на вопрос, почему этот цветок сравнили с молочной каплей?
Ответы детей.
Воспитатель: Обратите внимание: по форме закрытый бутончик похож на каплю, да и сложен он из белых лепестков, как у молочной капельки. О подснежниках сложено немало легенд. Вот какую сказку рассказывали наши бабушки. Однажды Зима-старуха со своими спутниками Стужей и Вьюгой решила не пускать на землю Весну-красавицу. Все цветы испугались ее угроз, кроме подснежника, который несмотря на холодную погоду, распустился прямо из-под снежного одеяла. Увидело Солнышко его нежные лепестки и стало пригревать своими яркими лучиками. Снег повсюду начал таять. Испугалась Зима и убежала, открыв дорогу Весне. С тех пор подснежники каждый год появляются из-под снега и приближают своим цветением весну. Предлагаю и нам приблизить наступление весны: сделать на заснеженной полянке проталинку.
Воспитатель предлагает детям подумать, как расположить лист бумаги (вертикально или горизонтально, представить, где на листе они расположат проталинку, из которой вырастят затем цветок. Дети делают карандашные эскизы проталинки, затем закрашивают её акварельными красками.
Воспитатель: Ребята, теперь нам необходимо изобразить весенний снег. Кто был на прогулке самым наблюдательным, тот, наверное, заметил, что снег весной совсем не такой как во время зимы. Зимой он был белым и пушистым, а каким он стал весной?
Ответы детей. Лексический словарь (рыхлый, рассыпчатый, из кристалликов льда, с тёмными вкраплениями).
Воспитатель: Ребята, мне кажется, что весенний снег слегка похож на соль. Поэтому я предлагаю провести эксперимент: добавим в краску немного соли и посмотрим, получится ли у нас «весенний снег».
Дети на палитре разводят голубую краску, добавляя поваренную соль. Эффект, проявляющийся при высыхании подобной краски: блеск кристалликов соли под солнечными лучами и шероховатость поверхности (рыхлость).
Воспитатель: Пока наши снежные сугробы и проталинки сохнут предлагаю сделать весеннюю разминку.
Физкультминутка «Подснежники просыпаются».
Дети садятся на корточки и закрывают глаза.
Вот подснежники проснулись,
Улыбнулись, потянулись.
Раз – росой они умылись.
Два – изящно покружились.
Три – нагнулись и присели.
И на солнце поглядели.
Дети выполняют движения по тексту и затем садятся на свои места.
Воспитатель: Ребята, мы с вами услышали стихотворение о подснежнике, узнали старинную легенду о нём, а композитор Пётр Ильич Чайковский посвятил этому удивительному цветку красивую музыку и так и назвал её «Подснежник». Предлагаю послушать это музыкальное произведение и полюбоваться этим чудесным цветком на полотнах живописцев и фотохудожников.
Демонстрируется презентация (на слайдах изображения подснежника в картинах и фотографиях) с музыкальным сопровождением П. И. Чайковского «Подснежник».
Воспитатель: Ребята, а вам хотелось бы самим создать такой красивый цветок? (Дети:-Да.)
Предлагаю поработать сегодня в необычной технике: аппликация из ткани.
Воспитатель показывает необходимые детали цветка, предлагает вариативные образцы композиции подснежников, оказывает не директивную помощь детям.
3. Заключительный этап
Воспитатель: Ребята, все вы хорошо поработали на занятии. В заключении, прочитаю стихотворение-загадку Елены Трутневой.
Это кто в саду под кленом
Вылез в платьице зеленом?
Что за беленький цветок,
Самый первый, самый смелый,
Пробрался через ледок
В прошлогодней травке прелой,
И один из всех цветов
Вешний день встречать готов?
Ответы детей: подснежник.
Воспитатель: Подснежники очень красивые цветы, поэтому многие люди увидев этот удивительный цветок, стараются забрать его себе домой, чтобы подольше налюбоваться им. Но в этом и опасность для цветка. Когда вы рассматривали подснежники, то наверняка заметили, насколько хрупкими и нежными их создала природа. Срывая их в лесу, люди вырывают их из земли вместе с луковичками. Подснежник погибает и в этом месте уже никогда не вырастет. Поэтому учёные, изучающие природу занесли подснежники в Красную книгу, и обязали людей всего мира охранять эти чудесные цветы. 19 апреля во всём мире отмечается День подснежника. Встретив подснежник, ребята, знайте, им можно только любоваться, а срывать нельзя! Пусть он растёт и радует нас своей красотой, как и ваши прекрасные работы, выполненные в техники аппликации из ткани.
Рефлексия.
Воспитатель: Ребята, что вам особенно понравилось на занятии? С какими трудностями при создании аппликации вы столкнулись? Почему нельзя рвать подснежники?
Ответы детей. Затем дети создают на доске «Весеннюю полянку из подснежников» и обмениваются впечатлениями.
Список литературных источников:
1. И. А. Лыкова. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа (художественно-эстетическое развитие): учебно-методическое пособие. – М. : Издательский дом «Цветной мир», 2013. – 208 с.
2. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Издание 2 – е, исправленное и дополненное. Москва «Москва – Синтез», 2011.