Карина Рыкованова
Составление рассказа с элементами творчества детьми с ОНР старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи обусловлена тем, что только развитая связная речь ребенка позволяет ему свободно общаться с окружающими людьми, тем самым включая его в активный процесс коммуникации.
В современной педагогической литературе общее недоразвитие речи рассматривается как сложное речевое расстройство, при котором нарушено формирование всех компонентов речевой системы (Р. Е. Левина, Т. В. Туманова, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина и др.). У исследователей к настоящему времени определилось единое мнение по поводу того, что с началом обучения в школе детям с ОНР сложно овладеть грамотой, не допускать специфических ошибок и вообще успевать за целым классом. Также их обучение во многом зависит от уровня овладения ими связной речью. Поэтому полагается начинать коррекцию именно в дошкольном возрасте. Адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения — все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной (диалогической и монологической) речи у учащихся.
Темочки:
У детей с общим недоразвитием речи отмечается бедный словарь, аграмматизмы в речи, нарушение звукопроизношения, фонематического восприятия, а также связной речи. Имеющиеся нарушения речи негативно сказываются на психическом развитии ребенка и личностном развитии, являются причиной стойкой неуспеваемости в школьном возрасте.
Наиболее важны подходы к этой проблеме таких исследователей как Глухов В. П, Текучев А. В, Леушина А. М., Л. С. Выготский и другие. Их исследования говорят о том, что к числу важнейших задач речевой работы с дошкольниками, относится формирование у них связной монологической речи. Это необходимо как для наиболее полного преодоления системного речевого недоразвития, так и для подготовки детей к предстоящему школьному обучению. Рассмотрев определения данного понятия такими авторами как А. М. Бородич, С. Л. Рубинштейн, А. М. Леушина, Л. Г. Парамонова, связную речь можно определить как развёрнутые, структурно и логично связные и тематически объединенные высказывания, которые позволяют человеку систематично и последовательно излагать свои мысли.
Связная речь имеет свои законы построения, которые отличаются от правил построения отдельных предложений. Поэтому если даже дошкольник и умеет грамматически правильно строить предложения, то это ещё не означает, что он может так же грамотно построить и свой связный рассказ. Для этого ему необходимо владеть навыками связного высказывания.
В своих исследованиях В. П. Глухов утверждает, что дошкольники логопедической группы испытывали трудности в выполнении всех заданий, разработанной им методики формирования навыков связных высказываний. У детей с ОНР наблюдались ошибки в употреблении словоформ, которые нарушали связь слов в предложении, длительные паузы в поиске слов, нарушение логико-смысловой структуры текста, несоответствие содержанию или скудность развития сюжета. Помимо словообразовательных ошибок были выявлены замены, пропуски и повторы слов, что явно сказывается на построении правильного связного высказывания. Выделяя особенности составления описательного рассказа можно заметить не умение детьми отражать свойства предметов, передавать последовательность признаков и деталей. При составлении пересказа у детей с ОНР легче обобщить, о чём был текст или рассказать о некоторых моментах, в основном им мешали смысловые пропуски и повторы.
Необходимость владеть навыками связных высказываний детьми полностью должна оцениваться воспитателями, как логопедической группы, так и массовой. Педагогам важно обогатить речевую среду дошкольников средствами развития связной речи: беседы, дидактические игры, сюжетные и театральные игры, обучение пересказу и рассказу, тестовые задания, использование коммуникативных ситуаций. Так, беседы, сюжетные и театрализованные игры, считаются, более значимыми в разнообразии средств для развития связных высказываний.
Таким образом, связная речь ребенка с ОНР ниже в соотношении с возрастной нормой. Что свидетельствует об отставании в формировании предпосылок связной речи, по сравнению с нормально развивающимися детьми и подтверждает необходимость проведения коррекционной работы с дошкольниками, имеющими речевые нарушения. Хотелось бы подчеркнуть важность проведения коррекционной работы с детьми с ОНР. Одной из главных задач именно для подготовительного к школе возраста является полноценная подготовка к школьному обучению, где не обойтись без владения навыками связных высказываний.
Список литературы:
1. Алексеева М. М., Яшина Б. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. 3-е изд., стереотип. - М. : Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.
2. Бородич А. М. Методика развития речи детей. М. : Просвещение, 1981. - 256 с.
3. Глухов В. П. Особенности формирования связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. -Автореф. канд. дис. — М., 1987.- 182 с.
4. Глухов В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с ОНР. 2-е изд., испр. и доп. - М. : АРКТИ, 2004. - 168 с.
5. Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. — М., 1999.-220с.