Семенова Наталья Ивановна
Аннотация к рабочей программе подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация к рабочей программе подготовительной группы.
Рабочая программа для детей 6 - 7 лет является общеразвивающей программой, составленной на основе инновационной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой (издание пятое, Мозаика - Синтез, Москва, 2019 г.
Публикация «Аннотация к рабочей программе подготовительной группы» размещена в разделах
Программа предусматривает освоение содержания инновационной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой, дополняет ее и способствует гармоничному социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественному, физическому развитию детей, стимулируя их познавательную мотивацию, творческий потенциал, навыки здорового образа жизни, формирует интерес и ценностное отношение к совместной образовательной деятельности.
Программа составлена с учетом основных требований ФГОС ДО и его образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», где приоритетом является приобретение опыта в разных видах деятельности детей.
В содержании программы отражены единые принципы ФГОС ДО, которые направлены:
- на сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека;
- на уважении личности ребенка;
- на построении образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка;
- на поддержку детской инициативы в различных видах деятельности;
- на сотрудничество с семьей;
- на приобщение детей к социокультурным нормам и правилам;
- на формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
- на учет этнокультурной ситуации развития детей.
Рабочая программа реализует принципы и положения инновационной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой (издание пятое) :
1. Принцип возрастного соответствия.
2. Принцип научной обоснованности и практической применимости.
3. Принцип позитивной социализации детей.
4. Принцип индивидуализации дошкольного образования.
5. Принцип открытости дошкольного образования.
Программа опирается на лучшие традиции отечественного дошкольного образования, его фундаментальность:
- комплексное решение задач по охране жизни и укреплению здоровья детей, всестороннее воспитание и развитие, амплификацию (обогащение) развития на основе организации различных видов детской творческой деятельности.
Особая роль уделяется игровой деятельности как ведущей деятельности в дошкольном детстве (А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин).
В Программе учтены принципы Л. С. Выгодского о том, что правильно организованное обучение «ведет» за собой развитие.
В программе использованы научные разработки В. И. Андреева, В. В. Беловой, К. Ю. Белой, В. П. Беспалько, М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой, Е. Е. Крашенинникова, И. Я. Лернера, И. А. Помораевой, Л. И. Пензулаевой, Т. Ф. Саулиной, О. А. Соломенниковой, С Н. Теплюк, О. А. Шиян.
Программа разработана в соответствии с нормативными правовыми документами:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013г. №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
Основополагающим компонентом программы является учет возрастных особенностей детей 6 - 7 лет.
Ребенок 6 - 7 лет осознает себя как личность, как самостоятельный субъект деятельности и поведения. Дети способны давать определения некоторым моральным понятиям («добрый человек - это такой, который, всем помогает и хорошо относится, защищает слабых») и достаточно тонко их различать, например, очень хорошо различают положительную окрашенность слова «экономный» и отрицательную - слова «жадный». Они могут совершать позитивный нравственный выбор не только в воображаемом плане, но и в реальных ситуациях (например, могут самостоятельно, без внешнего принуждения, отказаться от чего-то приятного в пользу близкого человека). Социально-нравственные чувства и эмоции достаточно устойчивы.
К 6 -7 годам ребенок уверенно владеет культурой самообслуживания: может самостоятельно обслужить себя, обладает полезными привычками, элементарными навыками личной гигиены; определяет состояние своего здоровья (здоров он или болен, а также состояние здоровья окружающих. Старший дошкольник уже может объяснить ребенку или взрослому, что нужно сделать в случае травмы (алгоритм действий) и готов оказать элементарную помощь самому себе и другому (промыть глаза, промыть ранку, обработать ее, обратиться к взрослому за помощью) в подобных ситуациях.
В основе произвольной регуляции поведения лежат не только усвоенные (или заданные извне) правила и нормы. Расширяется мотивационная сфера дошкольников. Поведение ребенка начинает регулироваться также его представлениями о том, «что такое хорошо и что такое плохо». С развитием морально-нравственных представлений напрямую связана и возможность эмоционально оценивать свои поступки. Ребенок испытывает чувство удовлетворения, радости, когда поступает правильно, «хорошо», и смущение, неловкость, когда нарушает правила, поступает «плохо». Общая самооценка детей представляет собой глобальное, положительное недифференцированное отношение к себе, которое формируется под влиянием эмоционального отношения со стороны взрослых.
Образовательная область «Социально - коммуникативное развитие» представлена в виде перспективного плана. Форма перспективного плана отражает особенности организации образовательного процесса с учетом комплексно - тематической модели (совместная взросло-детская партнерская деятельность, свободная самостоятельная деятельность детей) и соответствует структуре написания современного перспективного плана, подобраны эффективные формы организации взросло - детской деятельности по определенной теме. В содержании можно увидеть концентрическое наращивание учебного материала, а также соблюдение принципов событийности, тематизма, деятельностного подхода, что обеспечивает формирование системных знаний и представлений дошкольников о мире социальных отношений. Предусмотрена интеграция образовательных областей. В этом разделе программы использован краеведческий материал. Такое построение перспективного плана обеспечит системный подход к социально - коммуникативному развитию дошкольников на данном возрастным этапе.
Образовательная область «Познавательное развитие» включает в себя направления: формирование элементарных математических представлений и окружающий мир. Эти направления состоят из еженедельного планирования (с сентября по май). В содержании планирования через разные виды и формы организации детской деятельности решаются задачи по развитию математических представлений, по познавательно - исследовательской деятельности и экспериментированию. Интеграция математического содержания с другими разделами программы обеспечивает возможность переноса осваиваемых ребенком средств и способов познания (эталонов, моделей) в другие условия, что стимулирует проявления самостоятельности и творческой инициативы.
Образовательная область «Речевое развитие» состоит из направлений: развитие детской речи и чтение художественной литературы. Еженедельное тематическое планирование, в котором предусмотрены игровые, исследовательские, учебные задания и упражнения обеспечивают:
- владение речью как средством общения и культуры, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речью;
- знакомство с книжной культурой, детской литературой.
Представленная модель планирования предлагает восемь тем по развитию речи и восемь тем по чтению художественной литературы. Педагог имеет возможность выбора, реализуя вариативный, интегративный компонент. Готовая тематика поможет организовать партнерскую деятельность взрослого и детей в течении дня оптимальным способом. Такой подход позволяет овладеть универсальными предпосылками учебной деятельности.
Образовательная область «Художественно - эстетическое развитие» представлена в виде еженедельного планирования направлений «музыка» и «изобразительное искусство». Раздел «Музыка» состоит из программных музыкальных произведений разных жанров. Особенностью этого раздела является то, что в нем даны конкретные рекомендации воспитателю по использованию музыкального репертуара в повседневной жизни. Изобразительное искусство предполагает разные виды и формы организации продуктивной детской деятельности с использованием современных методик и технологий.
Образовательная область «Физическое развитие» отражает основные приоритеты по приобретению двигательного опыта в следующих видах деятельности детей:
- двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма;
- развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны);
- формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами;
- становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;
- становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек).
Содержание образовательной деятельности построено с учетом культурных практик, которые являются одним из требований ФГОС ДО. Культурные практики ребенка - это активная продуктивная образовательная деятельность, направленная на развитие универсальных умений. Способы реализации культурных практик в рабочей программе представлены через систему творческих заданий, ориентированных на преобразование и создание новых объектов, ситуаций, явлений.
Цель: обеспечить оптимальное сочетание классического дошкольного образования и современных образовательных технологий для успешного воспитания и развития детей 6 -7 лет в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Задачи:
- реализовать деятельностный подход и принципы развивающего обучения, которые соответствуют духовно - нравственным ценностям народов России;
- обеспечить эмоциональное благополучие каждого ребенка в процессе воспитания и обучения в группе;
- развивать познавательную мотивацию, познавательные действия детей подготовительной к школе группы;
- создать оптимальные условия для овладения речью, как средством общения и культуры;
- развивать художественно - творческие способности детей в различных видах художественной деятельности;
- обеспечить гармоничное физическое развитие в процессе двигательной самостоятельной деятельности.