Ольга Винокурова
Консультация «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством метода проектов»
▼ Скачать + Заказать документы
«Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников посредством метода проектов»
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.
Публикация «Консультация „Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством метода проектов“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Консультации
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Темочки
Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей страны.
Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в самом раннем дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви к своим ближним, к детскому саду, к родным местам, родной стране. Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым, и относиться чувство патриотизма.
Наблюдая за своими воспитанниками в процессе совместной и самостоятельной деятельности, пришла к выводу, что дети имеют несущественные представления о родной стране, недостаточно осознанное отношение Родине, не проявляют интереса к истории, культуре страны, не хотят узнать о ней больше. Проанализировав сложившуюся ситуацию, сделала вывод, что необходима систематическая работа по патриотическому воспитанию дошкольников.
В результате изучения методической литературы, передового опыта других педагогов в патриотическом воспитании, пришла к выводу, что наиболее эффективно решить данную проблему поможет применение метода проектов, ориентированный на применение имеющихся знаний и приобретение новых. Данный метод позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания для создания новых объектов действительности.
Вышеизложенное определило тему моей педагогической деятельности:
«Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников посредством метода проектов».
Перед собой поставила цель: создать условия для нравственно – патриотического воспитания дошкольников.
Определила задачи:
1. Создать развивающую предметно – пространственную среду патриотической направленности.
2. Сформировать у дошкольников чувство любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям.
3. Сформировать представления о России как родной стране.
4. Способствовать воспитанию патриотизма, уважения к культурному прошлому России.
5. Повысить компетентность родителей в воспросах нравственно – патриотического воспитания дошкольников.
В центре «Моя Родина - Россия» разместила:
дидактические игры: «Защитники России», «Военная техника», «Найди флаг России», «Космос» и др. ;
папки для рассматривания: «Моя семья», «Русская матрешка», «Мой любимый город Барабинск», «Барабинск и его достопримечательности», «Москва и ее достопримечательности», «Государственная символика России», «Природа нашего края» и др.
картотеку сюжетно-ролевых игр «Моя семья», «Армия», «Космос», «Моряки» и др. подобрала методическую, художественную литературу, через которую дети усовершенствуют знания о подвигах в годы ВОВ, о России, о Российской армии и др.
Один из моих воспитанников утром принес в группу иллюстрированную книгу «Москва и ее достопримечательности». Дети заинтересовались, стали задавать множество вопросов.
В ходе беседы выяснилось, что у детей очень скудные знания о своей стране. Они не имеют представления о природных богатствах нашей Родины, о её культуре, народных традициях и обычаях, поэтому возникла необходимость совместно с детьми и родителями разработать и реализовать проект, который позволит сформировать у воспитанников представление о России, развивать творческие способности и поисково - исследовательскую деятельность.
Сформулировала основную цель проекта - приобщение дошкольников к истории и культуре родной страны – России, её достопримечательностям; воспитание любви и привязанности к родной стране, краю.
Определила задачи:
1. Познакомить детей с достопримечательностями города, в котором они живут.
2. Дать детям элементарные сведения об истории России. Рассказывать о трудной, но почетной обязанности защищать Родину. Расширять знания детей о героях Великой Отечественной войны, о победе нашей страны в войне.
3. Воспитывать детей в духе патриотизма, любви к Родине. Поддерживать интерес детей к событиям, происходившим в стране, формировать чувство гордости за её достижения.
При реализации проекта использовались различные средства патриотического воспитания, способствующие развитию и поддержанию интереса детей: художественная литература, иллюстрации, картины, музыка, игры, природа и окружающая среда
Центральное место в проекте было отведено познавательным беседам, эмоциональным рассказам педагога о красоте города и природе родного края в ходе экскурсий и целевых прогулок,занятиям и практической деятельности детей. Так, постепенно, у детей появляются любимые уголки в городе. Беседы и занятия, проводимые с детьми, были подобраны таким образом, чтобы они развивали у них познавательный интерес, наблюдательность, воображение, творчество; способствовали воспитанию у детей познавательной активности; вызывали желание интересоваться историей своей Родины, жизнью своего народа. Пристальное внимание уделялось практической стороне деятельности детей, как ведущей, и обсуждению тех моментов деятельности, в которых наблюдался всплеск эмоций и заинтересованности детей. Дети не просто собирали иллюстрации, предметы, отыскивали интересную информацию, в ходе этой деятельности они узнавали что-то новое и делились своими знаниями и впечатлениями с другими детьми.
Опыт моей деятельности показал, что широкое включение фольклора в работу с детьми обогащает их жизнь, вводит в мир народной жизни, знакомит их с обычаями и традициями русского народа, создает положительную эмоциональную обстановку в детском учреждении.
Активное участие в осуществлении проекта, принимали родители воспитанников. Они охотно и с большим энтузиазмом поддержали предложенную тему проекта, принимали участие в подборке фотографий, помогли оформить выставку книг по данной тематике, с их помощью был создан в группе мини-музей «Возвращение к истокам».
Проектная деятельность способствовала возникновению атмосферы заинтересованности детей, родителей, воспитателей, а тем самым послужило созданию у детей положительного эмоционального отношения к предложенной теме проекта. Всё это стало основой сотрудничества, общения с воспитателями, родителями и сверстниками, которое в конечном итоге привело к обогащению детей знаниями об истории России и воспитанию патриотизма, духовно-нравственному развитию.