Лариса Еремичева
Проектная деятельность «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством художественной литературы»
▼ Скачать + Заказать документы
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством художественной литературы (проектное задание)
Воспитание нравственности у дошкольников – очень важная и ответственная задача, которая стоит перед педагогами и родителями, от ее решения зависит будущее нашей страны. Воспитать новое поколение с твердыми нравственными устоями возможно, если с детства заложить фундамент доброты, любви, милосердия в процессе освоения ценностей традиционно отечественной культуры. Поэтому в настоящее время возрастает интерес к корням, обычаям русского народа, которые долгое время были забыты.
Публикация «Проектная деятельность „Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников посредством художественной литературы“» размещена в разделах
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Проекты. Проектная деятельность
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Темочки
Приобщение детей к прошлому и настоящему своей Родины является средством формирования их нравственных, патриотических чувств и развития духовности.
Патриотизм – сложное и высокое чувство. Это и любовь к родным и близким людям, и к малой Родине, и гордость за свой народ.
Важным условием успешной педагогической деятельности в данном направлении является взаимодействие с родителями воспитанников ДОУ. Обращение к истории семьи будит мысль ребенка, вызывает эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого.
Актуальность проекта очевидна, т. к. в наши дни нарушились традиции, которые накрепко связывали старшее и младшее поколения. Не во всех современных семьях вопросы воспитания патриотизма считаются важными. Поэтому так важно теперь возродить преемственность поколений, передать подрастающему поколению те нравственные устои, патриотические настроения, которые пока еще живы в людях старшего поколения.
Гипотеза. Воспитать патриота своей Родины, принимающего близко к сердцу ее интересы и заботы можно, если воспитывать у дошкольников нравственно-патриотические чувства через синтез искусств (музыка, изобразительная деятельность, художественная литература).
Цель: формирование чувства патриотизма у детей посредством знакомства с художественной литературой.
Задачи:
1. Сформировать представления детей о Российской армии.
2. Расширить знания о праздновании в нашей стране «Дня защитника Отечества».
3. Вызывать желания больше узнавать о защитниках Отечества. (Армия защищала Родину во все времена).
4. Обогатить речь дошкольников и активизировать словарь.
5. Воспитывать уважительное отношение к истории нашей страны, к людям военных профессий.
Тенденции развития нравственного воспитания дошкольников
Проблема нравственного воспитания всегда была актуальна в исследованиях педагогов и психологов. Теоретическую основу исследования составили работы отечественных ученых: О. С. Богдановой, Е. В. Бондаревской, Б. Т. Лихачева, В. А. Сухомлинского, А. С. Макаренко, С. А. Козлова, Т. А. Куликова, а также исследования итальянского педагога Марии Монтессори и ее последователей.
Нравственное воспитание включает в себя формирование качеств личности, характеризующих отношение к самому себе, другим людям и видам деятельности.
К. Д. Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к Отечеству, и эта любовь дает к воспитанию верный ключ к сердцу человека…», именно поэтому наши интересы обратились к нравственным ценностям и национальной культуре нашего народа.
В справочниках научной литературы понятные определения «нравственности» следующие:
Нравственное воспитание – это целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества.
Нравственное развитие – это процесс, с помощью которого дети анализируют общественные понятия, что такое хорошо и что такое плохо.
С. А. Козлова результатом нравственного воспитания считает появление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств.
В. Г. Нечаева в свою очередь определяет нравственное воспитание как активный целенаправленный процесс морального сознания, нравственных чувств и привычек, нравственного поведения с первых лет жизни ребенка.
Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, духовного, в том числе и педагогического опыта, накопленного предшествующими поколениями.
Для решения поставленных задач мы пользовались следующими методами: наглядный, словесный, практический.
Наглядный метод используется во время чтения воспитателем рассказов; наблюдений; показа сказок; рассматривания иллюстраций, предметов.
Словесный метод наиболее эффективен в процессе чтения литературных произведений воспитателем, бесед, обобщающих рассказов воспитателем; ответов на вопросы; рассматривания наглядного материала; чтения стихов детьми; проведения викторин, конкурсов, тематических вечеров.
Практический метод используется, когда необходимо организовать продуктивную деятельность : провести игры, организовать постановку сказок, викторин, конкурсов; сделать поделки.
Содержание деятельности.
1-я неделя февраля:
1. Тематическая беседа «День защитника Отечества».
2. Тематическая беседа «Защитники Родины».
3. Изобразительная деятельность на тему «Наша армия родная».
2-я неделя февраля:
1. Чтение художественной литературы («Наше оружие» А. Митяев,
Ю. Копейко).
2. Чтение художественной литературы («Пожарные собаки»
Л. Толстой).
3. Лепка на тему «Пограничник с собакой».
3-я неделя февраля:
1. Инсценировка сказки «Заюшкина избушка» (на новый лад).
2. Чтение сказки «Никита Кожемяка».
3. Творческие поделки для защитников.
4-я неделя февраля:
1. Проведение викторины.
2. Тематический праздник в группе, посвященный празднику «День защитника Отечества».
3. Чтение стихов.
Библиография.
1. Новицкая М. Ю. «Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду».
2. Кондрыкинская Л. А. «Занятия по патриотическому воспитанию в детском саду».
3. Ожегов С. И. «Словарь русского языка».
4. «Большой толковый словарь» под редакцией Д. Н. Ушакова.
5. Интернет-ресурсы: infourok.ru; maam.ru; nsportal.ru.