Горшкова Марина
Анализ реализации педагогических условий формирования речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Практическая работа осуществлялась на базе МДОУ «ЦРР-д/с № 139» г. Магнитогорска.
Цель практической работы: проанализировать реализацию плана по формированию речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ
Планирование педагогического процесса - это заранее определенный порядок, последовательность осуществления воспитательно-образовательной работы с указанием необходимых условий, средств, форм и методов.
Публикация «Анализ реализации педагогических условий формирования речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ» размещена в разделах
- Анализ работы, отчеты, из опыта работы
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Речевой этикет, культура общения
- Старшая группа
- Темочки
Планирование педагогического процесса - это заранее определенный порядок, последовательность осуществления воспитательно-образовательной работы с указанием необходимых условий, средств, форм и методов.
Планирование воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении – одна из главных функций управления процессом реализации основной образовательной программы – отражает различные формы организации деятельности взрослых и детей. Принципы планирования: научность, перспективность, конкретность, регулярность, последовательность, повторность.
Исходя из принципов планирование всей работы детского сада должно отвечать определенным требованиям:
• основываться на принципе развивающего образования, целью которого является развитие каждого ребенка;
• комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
• принципе интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников группы;
• обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образования воспитанников, в процессе реализации которых формируются знания, умения и навыки, имеющие непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;
• планируемое содержание и формы организации детей должны соответствовать возрастным и психолого-педагогическим основам дошкольной педагогики.
При планировании и организации педагогического процесса важно учитывать, что основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.
План должен быть реальным и осуществимым, являться руководством к деятельности.
Важно составлять гибкий режим для каждой возрастной группы на теплый и холодный периоды времени года и, как возможный вариант, на отдельные тематические дни.
В практике работы дошкольных учреждений сложились следующие виды планирования: годовое, перспективное, календарное или текущее, календарно-перспективное.
Таким образом, планирование работы должно включать два взаимосвязанных блока: систематизированные мероприятия, направленные на решение воспитательно-образовательных задач и поэтапная проверка уровня развития детей по разным направлениям.
Анализ плана показал, что много времени уделяли этой работе во время проведения режимных моментов, во время общения с детьми. В своей работе воспитатель использовала различные методы и приемы.
Во-первых, личный пример. Не дожидаясь, пока некоторые дети поздороваются, первыми здоровались сами, находили, о чем спросить, о чем поговорить, так как дети в раздевалке почему-то молчат, а здороваются, заходя в групповую комнату (даже если не видят воспитателя).
Во вторых, воспитатель обращалась и к игровым приемам. Например, Ваня Ч., зайдя в группу, сразу направился к игрушкам. Говорили ему: «Ой, Ваня, ты что-то потерял».
Мальчик остановился, осматривает себя: «Нет, ничего не потерял». – «Ну, тогда забыл дома». (Дети заинтересованно смотрят, подходят ближе.) «Ничего не оставил». «Ну, тогда, наверное, это слово за дверью спряталось. Иди, Ваня, найди его». Мальчик, конечно, догадывается, что это за слово, весело бежит в раздевалку, возвращается и здоровается.
В третьих, так же решили использовали упражнения для выполнении некоторых правил. Например, специально приглашали кого-нибудь зайти в группу, но вначале напоминали ребятам: «Что нужно сказать?». Показывали, как предложить войти, как подать стул. Очень помогли в разработке и выполнении различных правил поведения игрушки-гости (мишки, куклы, Петрушка).
В четвертых, уделялось больше вниманию такому методу как, контроль. Например, роняли предмет и делали вид, что не заметили. Вначале немногие догадывались, что надо поднять этот предмет и подать воспитателю. Теперь уже все знают, что надо сделать и сказать: «Возьмите, пожалуйста, вы уронили».
В пятых, большое внимание уделялось показу образцов культурного поведения в различных ситуациях, в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями такой прием давал возможность своевременно предупреждать конфликты, закреплять положительное во взаимоотношениях детей. Очень важно вовремя показать или объяснить ребенку способ правильного поведения. Например, Сереже нужно пройти в умывальную комнату, а на его пути Саша играет с машиной. Сережа молча толкает Сашу, настойчиво пробирается вперед. Останавливаем его и говорим: «А я бы попросила Сашу: «Пропусти меня, пожалуйста». Саша подвинулся, и я прошла. Попробуй, Сережа, сделать так же».
Самой трудной оказалась работа по воспитанию дружеских взаимоотношений между детьми. Из-за чего начинаются конфликты? Обычно из-за игрушек, нежелания уступить место, принять в игру сверстника. Очень не нравился нам недоброжелательный тон некоторых детей. Здесь большое значение имеет хороший пример. Ребенок по собственной воле будет подражать человеку, которого любит, уважает, считает справедливым, на которого хочет быть похож.
Для себя мы сделали такой вывод: надо воспитывать собственной воспитанностью.
Для закрепления правил речевого этикета и культуры поведения в плане воспитатель использовала различные упражнения.
Например, напомнили детям правило: «Разговаривай вежливо, приветливо с товарищем».
В плане нашли отражение и такой метод как, ознакомление детей с художественной литературой
Например, предложила послушать рассказ В. Осеевой «Девочка с куклой». После прочтения проводилась беседа по данному произведению.
Так же использовали и специально организованные игры. Так в игре «Вкусный мандарин», где дети должны были делить мандарин на дольки и угощать ребят.
В игре «Лучшее знакомство» детям раздали открытки, разрезанные пополам. Те, у кого оказались половинки одной открытки, показывают свой способ знакомства. В конце игры выбиралась лучшая пара. Мы старались выделить достоинства каждой знакомящейся пары.
При анализе планирования мы увидели, что воспитателем был прописан цикл занятий. Каждое занятие было построено по принципу сценария, включало различный дидактический материал и носило игровой, занимательный характер.
На занятии «Зачем нужны правила?» (приложение А) формировали у детей понимание необходимости законов (правил) общения, желание их узнавать и выполнять, познакомили с понятием самооценка, этика. Мы поведали детям о том, что много-много лет назад, когда человек стал переделывать окружающий мир, делать его лучше, появилась культура.
В процессе занятий «В мире вежливых слов» и «Ласковое слово самому ничего не стоит, а другому много дает» у детей формировали представления о положительных качествах личности, раскрыли перед детьми сущность понятия вежливость. Воспитатель также систематизировала правила вежливого поведения, помогала детям упражняться в анализе своих поступков, в понимании того, соответствуют ли они правилам вежливости, учила быть вежливыми и воспитывали уважение к окружающим - взрослым и сверстникам. Для этого воспитатель использовала разыгрывание сказки на фланелеграфе с фигурками куклы Маши и зверей. Дети помогали Маше добраться до дома. Для этого они учили её вежливо и по доброму обращаться за помощью к животным, которые встречались на её пути.