ольга литвиненко
Анализ работы воспитателя
▼ Скачать + Заказать документы
Наиболее результативные формы работы с семьёй- индивидуальные беседы, родительские собрания, информационные стенды. Появления положительных результатов по работе способствовала совместная работа воспитателя, логопеда, педагога- психолога и родителей.
Работа с семьями «группы риска» :
Наиболее результативной формой работы с семьёй группы риска является индивидуальные беседы с мамой по вопросам воспитания и развития детей, наглядная информация (памятки, буклеты, информационные стенды, папки- передвижки.
Публикация «Анализ работы воспитателя» размещена в разделах
Появлению положительных результатов по работе способствовало создание индивидуального плана работы с семьёй, с детьми. В данном плане отражена совместная работа педагогов, узких специалистов, направленная на улучшение воспитания и развития детей.
3. Недостатки, проблемы; задачи на след. учебный год (по закреплению и развитию положительных результатов; ликвидации недостатков; решению проблем)
Недостаток своей работы с семьями воспитанниками я считаю, что не все родители интересуются своими детьми. На следующий год поставила перед собой задачу вовлечения родителей в тесное сотрудничество в учебно - воспитательный процесс : совместные творческие дела (участие всех родителей в проектах группы, вовлечение родителей в активное участие в жизни группы.
Недостатки работы с семьёй группы риска
Работа с семьёй должно происходите систематически, тогда будет результат. Должен создаваться положительный эмоциональный фон и появляться доверие мамы к детскому саду, но так как дети детский сад не посещают с марта месяца, работа по улучшению качества воспитания и развития пока в данный период не идёт, что негативно скажется на результатах воспитания и развития детей за данный период времени.
Задачи на следующий год:
- Беседы по запросу мамы, старшего брата
- Рекомендации по воспитанию и развитию детей
- Анкетирование мамы на вопрос выявление проблем воспитания и обучения детей
- Создание игротеки для работы с детьми в домашних условиях.
- Рекомендации по сохранению психологического здоровья детей в домашних условиях (памятка, буклет)
- Беседы с мамой (индивидуальные консультации) по итогам работы.
- Проведение совместно с педагогами групп семейных праздников в ДОУ с обеспечением возможности совместного участия родителей и детей.
- Проведение совместно с детьми и педагогами конкурсов, фестивалей, выставок, акций добрых дел и других форм взаимодействия с семьей
Организация образовательного процесса по патриотическому воспитанию
Планирование работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста целесообразно разделить на следующие блоки:
1. Формирование знаний о семье.
Цель: расширять область социально-нравственных чувств и отношений детей.
Задачи: - развивать умения понимать окружающих людей, проявлять к ним доброжелательные отношения, стремиться к общению и взаимодействию.
- обогащать представления дошкольников о людях, их взаимоотношениях.
- побуждать детей совершать положительные поступки, движимых мотивами гуманности и справедливости, воспитывать у детей любовь и привязанность к своей семье.
2. Изучение микросоциума
Цель: расширять круг общения детей, способствовать осознанию значимости трудовой деятельности взрослых.
Задачи: - поддерживая естественное расширение интересов ребенка, помогать свободно ориентироваться в ближайшем окружении.
- развивать исследовательский подход к доступным объектам окружающей действительности.
- учить действовать в повседневной жизни разумно и самостоятельно, понимать и реализовать в своем поведении нравственное отношение к своему детскому саду.
3. Изучение родной природы
Цель: воспитание у детей элементов экологического сознания, ценностных ориентаций в поведении и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей природной среде, как неотъемлемой части родного края.
Задачи: - знакомя с природой родного края, обеспечивать возможность действовать с объектами природы, наблюдать за ними, экспериментировать.
-развивать познавательную активность в процессе исследовательской деятельности, развивать гуманное бережное отношение ко всему живому.
- воспитание чувств любви к родной природе, как к одному из слагаемых патриотизма.
4. Страницы истории и культуры Октябрьского района
Цель: воспитание чувства любви, гордости и патриотизма к своей малой Родины.
Задачи: -формирование элементарных знаний о быте наших предков – начальный этап в познании родного края.
- развитие у детей интереса и любознательности к историческому прошлому, расширять представления детей о самобытности нашего народа в прошлом и настоящем.
- осознание детьми любви к родным местам, ощущения своей неразрывности с окружающим миром, формировать желание сохранять и преумножать богатство своего родного края.
Следует отметить, что тематическое планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут. Важно использовать формы и методы, вызывающие развитие эмоций и чувств детей по отношению к родному городу, устное народное творчество, декоративно – прикладное искусство, музыка, художественная литература, игра, самостоятельная детская деятельность.
Одной из основных форм нравственно-патриотического воспитания детей являются тематические занятия. Важно, чтобы они повышали детскую мыслительную активность. Этому помогают приемы сравнения, вопросы, индивидуальные задания. Нужно приучать детей самостоятельно
анализировать увиденное, делать обобщения, выводы.
- непосредственное познание достопримечательностей родного города на целевых прогулках и экскурсиях, в сочетании с рассказом воспитателя об истории, традициях города и т. д.
- чтение произведений детской литературы, в которой представлена художественно-эстетическая оценка родного края
- использование технических средств обучения – можно организовать просмотр слайдов и видеофильмов о городе, которые позволяют приблизить» достопримечательности к ребенку, рассмотреть их в деталях, пережить чувства удивления, восхищения.
- рассматривание фотографий и иллюстраций, вырезок из журналов, плакатов, открыток, репродукций картин. Рассматривание картин сопровождается объяснением и рассказом воспитателя. Он должен быт кратким, четким, эмоциональным;
- самостоятельная художественная деятельность: рисование, лепка, чтение стихов, оформление тематической выставки в книжном уголке. На такой выставке дети вместе с воспитателем подбирают художественную литературу, с которой они уже знакомились ранее, а также иллюстрации, открытки о жизни своего города.
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
Приобщение детей к нравственно-патриотическим ценностям родной культуры немыслимо без тесного контакта с семьями, обмена мнениями педагогов и родителей по вопросам воспитания детей тех или иных ценностей. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям.
Работа с родителями по данному направлению только началась в нашей группе, но для себя мы подобрали несколько вариантов работы на перспективу.
1. Проектная деятельность
позволяет создать естественную ситуацию общения и практического взаимодействия детей и взрослых. Реализация проектов позволяет задействовать различные виды детской деятельности, способствует развитию собственной познавательной активности, творческих способностей, мышления, воображения, фантазии, коммуникативных навыков. Одна из самых интересных сторон проектной деятельности заключается в то, что проект не “привязан” к программе и не имеет четких границ. Дети свободны в своем творчестве. Результат проекта дает возможность выбора, свободного варьирования. При реализации проекта возникают новые идеи, рождается новый проект;
2. Семейные экскурсии по району, городу, поселку, посещение с родителями отдельных предприятий и учреждений района и т. д.
Итоги таких экскурсий могут быть выражены в фотовыставке, совместном с ребенком выступлении или снятом фильме.
3. Мини-исследование.
Причем воспитатель вместе с родителями должен выбрать и определить тему исследования разумно ограничивая ее территориальные и временные рамки например, исследование не истории города вообще, а истории улицы (на которой находится детский сад или живут дети, или прошлого дома и судеб его жителей и т. д.
4. Работа фольклорного плана (разрисовка глиняных игрушек, народное плетение и т. д., а также местные традиционные праздники и обряды, рождественские балы, праздник русской масленицы и т. д.
5. Посещение краеведческих музеев
Использование в практике работы с дошкольниками элементов музейной педагогики заключает в себе не только образовательное значение, но и воспитательное. Занятия, которые организовываются на базе
краеведческого музея помогают педагогам расширять представления дошкольников об окружающем мире, учат любить родной край, формируют умение выполнять элементарные исследовательские действия.
6. Мини- музей группы
Экспонаты музея помогают развивать интеллект дошкольников и привлекать к сотрудничеству родителей. Результатом всей работы можно считать то, что практически каждый ребенок может выступить в роли экскурсовода и рассказать много интересного гостям, посетителям мини-музея.
СОЗДАНИЕ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ
Создание предметно- пространственной среды по патриотическому воспитанию в группе началось с создания патриотического уголка. Работа ведется по направлениям: моя семья, мой детский сад, мой город и его достопримечательности, знаменитые земляки, приобщение к истокам русской культуры.
1. Социально-нравственное воспитание (семья, семейные традиции и праздники, ближайшее окружение,, родной дом, детский сад). Фотографии, презентация, мини- модель «Я- семья»
2. Ознакомление с малой Родиной родной город и его улицы, природа, транспорт, архитектура, достопримечательности родного города, символика и гимн, стихи и рассказы о городе. Фотографии, макет города, методические пособия, макет «деревня»
3. Приобщение к народной культуре (русские игрушки, предметы старины, изделия декоративно-прикладного искусства, русская народная изба, национальные костюмы, народные праздники, древняя Русь, фольклор). Фотографии, макет русской избы, русские народные игрушки, народные атрибуты (самовар, лапти, методические пособия, дидактические игры, сюжено- ролевые игры, художественная литература по фольклору – сказки, песенки, пословицы, поговорки,
4. Ознакомление с Родной страной: символика, гимн, карта страны, животный и растительный мир, промышленность и сельское хозяйство, национальные праздники и обычаи, достопримечательности.
5. Материал для ознакомления с защитниками Отечества- подбор иллюстраций, тематические папки, макеты, художественная литература, видеопрезентации, наборы военной техники; атрибуты для сюжетно-ролевых игр «Моряки», «Пограничники» и т. д
7. Организация образовательного процесса по исследовательской деятельности дошкольников
РАБОТА С ДЕТЬМИ
Экспериментирование в средней группе проходит под строгим контролем воспитателя. Это
необходимое условие безопасности юных исследователей. Использование элементарных
опытов и экспериментов в работе с детьми младшего дошкольного возраста помогает сделать
деятельность детей при формировании целостной картины мира действительно более
интересной и разнообразной.
Исследовательская деятельность в организуется в следующих формах:
Коллективная. Занятие, направленно на развитие исследовательской деятельности и проводится в групповой форме, соблюдая принципы:
• доступности (каждый воспитанник участвует в процессе исследования,
• структурности (занятие состоит из постановки проблемы, основной части
и подведения итогов)
• непродолжительности (следует избегать пере утомляемости, обязательно
нужно осуществлять игровые элементы и физические упражнения во время занятия).
Подгрупповая. Исследовательская работа осуществляется в подгруппах, когда выводы предполагаются после сравнительного анализа нескольких результатов исследования (в какой почве дадут всходы семена — в пресной или солёной, например).
Индивидуальная. Воспитатель организует задания по развитию исследовательской деятельности в индивидуальном порядке, если ребёнок отстаёт по уровню знаний и умений в группе, если возможно развить возникший интерес к изучению чего-либо.
Методы и приё мы:
1. Эвристический метод.
Педагогами создаются проблемные ситуации в качестве мотивирующего начала занятия: таким образом, возникает сплочённость группы в поиске решения, активизируются мыслительные способности при анализе сложившейся ситуации. Развитию любознательности, исследовательских и речевых навыков способствуют эвристические беседы, в основе которых лежат вопросы-проблемы. Например, «Почему в тёплое время года ветви деревьев обладают гибкостью, а в морозы становятся ломкими?», «Почему некоторые птицы перелётные, а некоторые неперелётные». Проведение эвристической беседы требует тщательной подготовки: воспитатель определяет основной проблемный вопрос в соответствии с уровнем знаний детей, подготавливает наводящие и уточняющие вопросы, прогнозирует возможные варианты ответов и реакцию на них.
2. Наблюдение.
Наблюдение является одной из активных практик научно-исследовательской деятельности у дошкольников. Организованное в помещении или на территории детского сада восприятие предметов и процессов развивает визуальные и аудиальные способности детей.
3. Опыты и эксперименты.
Данный метод научно-исследовательской деятельности развивает у детей наблюдательность, активность, самостоятельность, способствует становлению дружеской атмосферы и сплочённости коллектива. Экспериментирование считается ведущей деятельностью дошкольников. Ставя элементарные опыты над предметами, малыши приобретают сведения об их свойствах. Дети с удовольствием участвуют в проведении экспериментов над знакомыми веществами, углубляя свои знания. Проводить опыты нужно начинать с детьми младшей группы, побуждая к желанию самостоятельного экспериментирования по достижении старшего дошкольного возраста
4. Проектная деятельность.
Данный вид работы подразумевает совместную исследовательскую активность детей, педагога и родителей. В достижении познавательной цели проекта задействуются мыслительные способности и творческие навыки ребёнка.
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
Формирование интеллектуальных способностей дошкольников осуществляется при
целенаправленном руководстве взрослых, которые ставят перед ребенком определенную
задачу, дают средства ее решения и контролируют процесс превращения знаний в инструмент
творческого освоения мира. Это освоение должно строиться как самостоятельный творческий
поиск.
Познавательно – исследовательская деятельность, отличаясь специфическими
характеристиками от других видов деятельности, пронизывает все сферы жизни ребенка.
В становлении самостоятельной детской познавательно – исследовательской деятельности
велика роль взрослого, который поможет ребенку освоить и понять окружающий мир. Поэтому
велика роль родителей в этой деятельности. Ведется систематическая работа не только с
детьми, но и с родителями.
Вместе с родителями дети дома проводили эксперименты из которых сформировали копилку
«Опыты с детьми в домашних условиях», для родителей в течение года была широко
представлена стендовая информация. Велась активно и работа в виде консультаций, бесед,
рекомендаций. Было организованно совместное мероприятие с мамой ребёнка, где
родительница представила опыты и эксперименты интересные для данного возраста детей.
СОЗДАНИЕ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ
Создание условий для исследовательской деятельности дошкольников играет важную роль в развитии познавательного интереса, открывающие возможности для его позитивной социализации и личностного развития, способствует формированию научного мировоззрения.
В дошкольном возрасте познавательно-исследовательская деятельность развивает действия направленные на познание окружающего мира, направлена на определения качеств, свойств предметов, связей между явлениями окружающего мира. Поэтoмy необходимо создать условия и постоянно поддерживать познавательно-исследовательскую деятельность детей.
В нашей группе уголок исследовательской деятельности носит название «Фиксики»
Место расположения: центр опытно-экспериментальной деятельности расположен в групповой комнате, у стены. Состоит из центра «Песок – вода», и природного уголка.
Наш уголок состоит из нескольких блоков:
1. Мини-лаборатория «Лаборатория Фиксиков»
Встречает нас в нашей мини-лаборатории маленький фиксик –Нолик. Это очень добрый, непосредственный и любопытный герой, на каждый вопрос у него найдется ответ. Он хозяин этой лаборатории. Введение сказочного персонажа превращает занятия и проведение исследований в увлекательную игру, способствует пробуждению интереса к экспериментированию.
В лаборатории Нолик хранит необходимые материалы и оборудования для проведения опытов, материалы, с помощью которых дети опытным путё м познают тайны живой и неживой природы:
- специальная посуда (разнообразные ёмкости, подносы, мерные ложки, стаканчики, трубочки, воронки, тарелки, колбочки, ситечки);
- природный материал (камешки, песок, семена, ракушки, шишки, мох, кора дерева, каштаны, скорлупа грецкого ореха и миндаля, жёлуди, разные виды круп, соль, сахар, мука);
- приборы – помощники (микроскоп, лупы, весы)
- медицинский материал (шприцы без иголок, груши, пипетки, ватные палочки, вата)
- материалы для изучения свойств воздуха (воздушные шарики, мыльные пузыри, вертушки)
- мир материалов (виды бумаги, виды ткани, пластмассовые предметы, деревянные предметы,);
- бросовый материал (пуговица, проволока, пробки, коробочки, втулки)
- технический материал (гайки, шурупы, болты)
- модели: календарь природы, дневники наблюдений.
2. Центр «Методическая литература»
В центре есть правила работы с материалами, разработанные совместно с детьми, условные
обозначения, разрешающие и запрещающие знаки. Так же в центре находятся схемы,
алгоритмы опытов и экспериментов, которые служат для развития способностей для овладения
моделирующей деятельностью, систематизации познавательного опыта. Здесь также находятся
картотеки опытов, которые дети выполняют дома с родителями, и картотека опытов в группе.
3. Центр «Любознайка»
Стать настоящим учёным непросто, надо много, много знать. Познавательной литературой интересоваться и посещать центр «Любознайка». В него входят книги, энциклопедии, атласы, демонстрационные картинки.
Нельзя недооценивать роль
познавательной литературы. Своевременное внесение наглядных материалов – книг, энциклопедий, атласов, альбомов с разными природными сообществами для формирования у детей умения самостоятельно «работать» с книгой, добывать нужную информацию.
4. Центр Игровой
В этом центре находятся пазлы, лото, экологические игры, домино, дидактические игры: «Зоологическое лото», «Звук, свет, вода», «Что, где растёт?», «Угадай животное», «Свойства предметов», викторина «В мире животных», «Земля и её жители», «Про животных», «Оптические иллюзии», «Этот мир вокруг», «36 самых разных открытий», «Кто, где живёт?».
Также в нашем уголке экспериментирования имеются:
- проект «Волшебница Вода»
Таким образом, грамотное сочетание материалов и оборудования в уголке
экспериментирования способствуют овладению детьми средствами познавательного опыта.
8. Организация работы по по сохранению и укреплению здоровья детей, безопасного поведения
РАБОТА С ДЕТЬМИ
В нашей группе постоянно и систематически ведется оздоровительная работа. Все оздоровительные мероприятия выстроены в последовательную цепочку и равномерно распределены на весь день.
Утро начинается с гимнастики, в комплекс которой, кроме общеразвивающих, входят упражнения для профилактики сколиоза («змея», «кошечка», «павлин», «орел» и др.) и плоскостопия (хождение на внутреннем и внешнем крае стопы, по ребристой дорожке, по толстой веревке и палке, шишкам и камешкам). Гимнастика необходима для снятия сонного напряжения,приведения мышц в тонус и создания жизнерадостного настроения, что положительно сказывается на психо-эмоциональном состоянии ребенка в течении всего дня. В теплое время года, если позволяют погодные условия, гимнастика проводится на свежем воздухе.
Ежедневно проводятся прогулки в первой и второй половине дня (зимой - в зависимости от погодных условий, с чередованием спокойных и подвижных игр, бега, на прогулке дети принимают воздушные и солнечные ванны.
После прогулки дети умываются прохладной водой, сначала кисти рук, затем лицо, шею и руки до локтя. Летом производим мытьё ступней ног. Все процедуры выполняются с целью закаливания и укрепления организма в целом для его устойчивости к простудным заболеваниям.
После дневного сна дети просыпаются с гимнастикой «сначала, не вставая с кроваток мы выполняем ряд несложных упражнений который помогает детям проснуться.
На занятиях и в перерывах между основными видами образовательной деятельности выполняем пальчиковую гимнастику, которая не только способствует развитию мелкой моторики рук, но и положительным образом влияет на весь организм в целом («Засолка капусты», «Замок», «Стирка» и др.). Также выполняем гимнастику для глаз с целью снятия утомляемости глаз, тренировке зоркости и для профилактики заболеваний, связанных со зрением (например, упражнение «Веселая неделька»).
Большинство детей в группе и детском саду страдают заболеваниями органов дыхания, поэтому вводим в целях снижения заболеваемости такой вид нетрадиционного оздоровления детей как дыхательная гимнастика, способствует правильному ритмичному дыханию, представляет собой несложные упражнения с вдохом и озвученным выдохом, например, упражнения «Насос», «Шарик», «Часики», «Петух».
Помещение группы регулярно проветривается согласно графику проветриваний, два раза в неделю проводятся физкультурные занятия, проводятся спортивные праздники («Веселые Старты», дни здоровья, эстафеты и соревнования, приуроченные праздникам 9мая, 23 февраля, 1 июня.
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
Участие родителей очень значимо во всей работе дошкольного учреждения, и немаловажно в работе по оздоровлению. В приемной для родителей оформлены стенды, папки-передвижки с информацией и советами по сохранению и укреплению здоровья (например «Один на улице, или безопасная прогулка», профилактике простудных и других заболеваний (например «Нарушение носового дыхания у детей», уголок «Советы доктора Айболита», информативное содержание которого меняю и обновляю в зависимости от наступившего времени года, проводим консультации и ежедневные индивидуальные беседы с родителями о состоянии здоровья каждого ребенка, на родительских собраниях всегда уделяю данному вопросу особое внимание.
В результате применения вышеописанных методов оздоровления и закаливания (а также при содействии родителей и тесном сотрудничестве семьи и детского сада) у детей нормализуется состояние нервной системы, повышается устойчивость эмоциональной сферы, что делает ребенка более сдержанным. Кроме этого, у детей отмечается улучшение настроения, повышение выносливости организма и его работоспособности, что,конечно, положительно сказывается на усвоении им учебного материала.
СОЗДАНИЕ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ
Картотеки:
- подвижные игры
- утренняя гимнастика
- гимнастика после сна
- физ. минутки
- дыхательные гимнастики
для детей – это (алгоритмы мытья рук, одевания, полоскания рта и т. д. ,
немаловажным является организация и устройство тематических выставок рисунков детей, разнообразные конкурсы детских работ, посвященные здоровому образу жизни, размещение детской художественной литературы, раскрасок по данной теме
книги: «Мойдодыр», К. Чуковский; «Уроки Мойдодыра», Г. В. Зайцев; «Познай себя сам», К. А Пармз; «Все обо всем» (Детская энциклопедия);
— дидактические игры: «Составь портрет» (подобрать черты лица и описать их); «Узнай на ощупь» (развивать тактильную чувствительность); «Какую пользу приносят?» (о значении частей тела для человека); «Папа, мама, хочу все знать и уметь» (индивидуальные домашние задания по физической культуре);
— ширма «Солнце, воздух и вода — наши верные друзья» (о значении движений, гигиенических процедур, закаливание для здоровья);
— схемы, иллюстрации: «Как правильно чистить зубы»; «Я слежу за чистотой своего тела, каждая часть тела важна, но работает по-своему»;
— альбом «Помоги себе сам» (об элементарной помощи при царапинах, ушибах и т. д.);
— спортивное оборудование: мячи разного размера и материала, обручи, кольцебросы;
— пособия для развития дыхания (снежинки, бабочки на ниточках)
9. Организация работы с детьми с ОВЗ (для групп комбинированной направленности)
В группе два ребёнка с нарушениями речи (ОВЗ). Для работы с такими детьми был разработан план индивидуальной коррекционной работы. Занятия проводились как индивидуально, так и групповые и подгрупповые. Занятия с детьми были направлены на продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, конструирование) по подгруппам и индивидуально. Организовывали совместную и самостоятельную деятельность детей; воспитывали культурно-гигиенические навыки, развивали тонкую и общую моторику; организовывали индивидуальную работу с детьми по заданиям и с учетом рекомендаций специалистов (педагога-психолога, учителя-логопеда, дефектологи).
Применяли здоровьесберегающих технологии, создавали благоприятный микроклимат в группе;
консультировали родителей о формировании культурно-гигиенических навыков, об индивидуальных особенностях ребенка, об уровне развития.
По итогам диагностики на конец года, оба ребёнка имеют низкие показатели по образовательной области - речевое развитие, и один ребёнок имеет ещё и низкий показатель по образовательной области познавательное развитие. Исходя из этого можно сделать выводы. Что дети подтянулись по образовательным областям, но в речевом развитии имеют трудности, с которыми необходимо считаться при подготовки к работе с детьми в следующем учебном году