Оксана Сидоренко
Анализ работы в детской изостудии с детьми 5–9 лет
▼ Скачать + Заказать документы
В этом году, в отличие от прошлого года, я не стала включать в программу много упражнений, а больше внимания уделила на тематические композиции. Так как это дает наиболее плодотворный результат (можно судить по количеству работ, отобранных на выставку, то есть каждая работа – это уже законченная композиция, дети сразу привыкают видеть конечную цель. Сначала, конечно, задачи темы наиболее простые, а затем усложняются. Сами темы я старалась подбирать максимально интересные для детей, но такие, в которых можно с успехом научиться решать ту или иную учебную задачу.
Публикация «Анализ работы в детской изостудии с детьми 5–9 лет» размещена в разделах
- Анализ работы, отчеты, из опыта работы
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Изостудия, кружок ИЗО
- Темочки
Например, первая тематическая композиция по графике «Следы на песке», говоря научным языком, это, по сути, упражнение на развитие чувства фантазии линии (тонкой, толстой, волнистой, зигзагообразной, орнаментальной, как, например, следы от колес автомобиля или следы от обуви, мы даже отпечатывали свой след от обуви на черновом листке, и он служил эскизом, кудрявой, прерывистой и т. д.). Но также оно учит наблюдательности, развивает память и очень интересно, дети это задание воспринимают как игру, эту композицию можно рассматривать со всех сторон.
Следующее задание – это знакомство с понятием силуэт. Но на примере архитектуры. Дети выполняют рисунок силуэта города, здесь также они учатся использовать ритм. Это будет «Ночной город», но небо как на закате (на фоне закатного неба все деревья и дома действительно воспринимаются силуэтами без объема). Город пишется черной тушью (сверху вниз). Затем разными цветами пишем окна, фонари, дома, звезды, витрины и т. д.). Тоже работы получаются эффектными, красивыми, необычными.
И так я продумала каждую тему. Каждая тема сама по себе интересна и несет в себе учебные задачи, знакомя детей с азами композиции, живописи, графики.
Что касается законов композиции, то вот наиболее яркий пример знакомства с одним из них в 0 классе: закон контраста, я взяла контраст размера и расположение композиции по кругу (вписывается в круг). Я даю им тему «Брементские музыканты» (или «Лесной ансамбль») – мы сначала рисуем круглую сцену или полянку, на которой они должны выступать (конечно, не буквально круглую, а овальную, и расставляем по ней своих музыкантов, а с помощью контраста размера выделяем самого большого животного (например, главного героя - слона, жирафа и т. д.) или самого маленького (но расположенного в центре композиции) – это может быть солист или дирижер. Также в этой теме мы знакомимся с музыкальными инструментами, в том числе и национальными, что способствует развитию кругозора у детей.
В живописи сначала мы учимся писать небо (согласно закону воздушной перспективы оно вверху темнее, чем ближе к линии горизонта, тем светлее; соответственно, и предметы и облака, находящиеся в небе выше, - больше, ниже – меньше). Оно должно быть у нас очень живописным, я им привожу примеры, каким бывает небо. И наша композиция называется «В небе», где сначала пишем небо, а затем какие-либо летательные аппараты (воздушные шары, воздушные змеи, самолеты, птицы, аэростаты, дельтапланы, – в общем, все, что может летать).
Затем переходим к сюжетным композициям и также многофигурным («На лугу пасутся кони»).
Вообще я их учу живописности в течение всего года как в живописи, так и в графике. Дети знакомятся с основными цветами, с теплыми и холодными, с дополнительными и близкими по цветовому кругу.
Развитию чувства цвета, передаче гармонии способствует также и изобретенная мною техника – восковые мелки и черный маркер. ( Напомню: учащиеся прорисовывают рисунок черным маркером, а затем работают мелками, но не просто занимаются раскрашиванием, а подбирают близкие оттенки для каждого выбранного ими цвета.)
И в конце года учащиеся уже без напоминания выполняют рисунки - живописными, самостоятельно экспериментируя со смешиванием цветов, постигая науку цветоведения.
К сожалению, пока в 5-9 лет дети плохо чувствуют тональность (разницу в тоне, что там говорить, даже в 5-м классе художественной школы учащиеся путаются по тону в своих работах, но здесь есть один прием, который помогает узнать, что темнее, а что наиболее светлое – это надо посмотреть на натуру полуприкрытым, (т. е. обобщенным) взглядом.
А значит, научиться отделять предметы по тону можно только в ходе длительного обучения работы с натуры. Поэтому-то я и ввела пока прием четкой линии, прорисовки контуров изображаемых предметов в Детской Академии.
Так как ту же работу мы попробовали нарисовать без маркера, и она стала дробной, многое стало сливаться. Но это только в этой технике, а в живописи, конечно, я их все равно потихоньку учу передавать освещение – «на предметы светит солнышко», и они в этом месте светлее; главный герой должен быть светлее или темнее всех остальных (закон контрастов) и т. д. Более углубленный подход по изучению тона я планирую вести на следующий год (в подготовительном классе, где дети будут работать с натуры, также нужно найти более приемлемые методы обучения.
В процессе обучения мы познакомились с различными техниками как в графике, так и в живописи. По ДПИ – учащиеся были маленькими дизайнерами, которые учились оформлять со вкусом что-либо, какой-нибудь предмет (горшок для комнатного растения или игровые кубики и т. д.).
В конце года, подводя итоги, можно заметить, что эта программа очень плодотворна, но при условии, если с учащимися занимается опытный преподаватель или художник. Давая задание детям, нужно уметь доступно (в игровой форме, понятно объяснить цель и задачи данной темы и технику исполнения, нужно постоянно руководить ходом урока (видеть ошибки всего класса, как маэстро или дирижер руководит оркестром. Нужно вовремя заметить затруднения того или иного учащегося и прийти на помощь, но не дать погаснуть той «искорке» таланта, которая во многих заложена, а помочь ей загореться.
Нельзя позволять детям выполнять похожие композиции. Каждая их работа должна быть оригинальной и в построении композиции, и в манере исполнения, так как должна раскрыться творческая сущность ребенка, его неповторимость, индивидуальность.
Я также стремлюсь к тому, чтобы каждая работа была закончена, чтобы дети обязательно доводили ее до завершения. Этим воспитывается трудолюбие, усидчивость, добросовестность, ответственность.