Юлия Батаева
Анализ предметно-развивающей среды группы
▼ Скачать + Заказать документы
1. Безопасность и психологическая комфортность пребывания детей в группе.
Оборудование группового пространства соответствует санитарно- гигиеническим требованиям, оно безопасно, здоровье сберегающее, эстетически привлекательно и развивающее. Мебель соответствует росту и возрасту детей, игрушки - обеспечивают максимальный для данного возраста развивающий эффект.
Публикация «Анализ предметно-развивающей среды группы» размещена в разделах
- Анализ предметно-пространственной среды РППС
- Анализ работы, отчеты, из опыта работы
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
В интерьере группы, в цветовом решении стен и «малоподвижных» предметах обстановки преобладают светлые спокойные тона, стены украшены детскими работами. В свободном доступе детей в достаточном количестве представлены развивающие игры и игрушки ярких цветов. С целью обеспечения психологического комфорта в группе создан «центр уединения», в котором создана домашняя обстановка; имеются: мягкий диван, альбом семейных фотографий, музыкальный центр.
В группе создана комфортная предметно-пространственная среда, соответствующая возрастным, гендерным, индивидуальным особенностям детей. Развивающая среда имеет гибкое зонирование, что позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями в одно и то же время свободно заниматься, не мешая при этом друг другу, разными видами деятельности. Сферы самостоятельной детской активности внутри группы не пересекаются, достаточно места для свободы передвижения детей. Все игры и материалы в группе расположены таким образом, что каждый ребенок имеет свободный доступ к ним.
Мальчики объединены общим конструктивно-строительным интересом, для удовлетворения которого размещены конструкторы разных размеров и фактуры, имеются различные виды транспорта, в уголке для девочек размещены такие игры как: «Маленькая хозяйка», «Парикмахерская», «Поликлиника», «Магазин». Здесь происходит контакт мальчиков и девочек, что реализует гендерное воспитание детей.
2. Учет возрастных особенностей детей.
Предметно- развивающая среда в группе обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала и развитие детей от 1,5 до 3х лет в различных видах детской деятельности. В соответствии с особенностями данного возрастного этапа это:
-предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками;
-общение со взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого;
- самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями;
- восприятие смысла музыки, сказок, стихов;
- рассматривание картинок;
-двигательная активность.
3. Реализация ОП ДО (отражение образовательных областей.)
В развивающей среде группы № 5 отражены основные направления образовательных областей ФГОС ДО:
коммуникативно-личностное развитие;
познавательное развитие;
речевое развитие;
художественно-эстетическое развитие;
физическое развитие.
Пространство групповой комнаты организовано в виде хорошо разграниченных уголков:
• уголок для сюжетно-ролевых игр;
• уголок для театрализованных игр и музыкальной деятельности;
• книжный уголок,
• уголок конструктивной деятельности;
• уголок для изобразительной деятельности (рисования, лепки);
• спортивный уголок.
Оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.
1. Уголок для сюжетно ролевых игр.
В уголке имеются игрушки для детей до 3 лет довольно крупные (соразмерные самим детям или куклам) и готовые к использованию.
Для игры детей 2-3 лет, почти всецело зависящих от внешней обстановки, имеются комплексы игрового материала, в которых представлены все типы сюжетообразующих игрушек.
Это комплексы материалов и часть пространства для развертывания бытовой тематики: 1) шкафчик с посудой, кухонная плита и несколько кукол на стульчиках вокруг стола; 2) пара кукольных кроватей, шкафчик с "постельными принадлежностями", диванчик, на котором могут сидеть и куклы, и дети. Тематический комплекс для разнообразных "поездок" : автобус-каркас с модулями-сидениями внутри и рулем на фасадной секции.
Остальные игровые материалы размещаются в низких стеллажах, передвижных ящиках на колесиках, пластмассовых емкостях, вдвигающихся в нижние открытые полки шкафов и т. п. Все материалы, находятся в поле зрения, и доступны детям.
Имеется емкость с разрозненными пластмассовыми и деревянными кубиками, брусками, шарами разных цветов и размеров. В качестве заместителей используются элементы конструкторов, строительных наборов, дидактических материалов, которые имеются в группе для продуктивной и исследовательской деятельности детей.
2. Уголок для театрализованных игр и музыкальной деятельности:
- Кукольный театр (Теремок, Волк и семеро козлят, настольный театр (Колобок, Теремок, Маша и медведь)
- Пальчиковый театр
- Театр с игрушками Бибабо
- Перчаточный
- Маски персонажей
- Музыкальные инструменты
- Диски с музыкой и сказками
- Картотека музыкальных и театрализованных игр
- Ширма
3. Книжный уголок:
- Книги, подобранные по возрасту и по текущей теме
- Настольно-печатные игры по развитию речи
- Иллюстрации к сказкам, дидактические альбомы с картинками
4. Уголок познавательно-исследовательской деятельности.
Для детей в группе имеются предметы, относящиеся к типу образно-символических, позволяющие расширять круг представлений детей, развивать речь. Это наборы картинок с изображениями простых геометрических форм, бытовых предметов, животных, растений и плодов, разрезные (складные) кубики и картинки (из 2-4 элементов, парные картинки для сравнения, простые сюжетные картинки, серии картинок (истории в картинках) с последовательностью из 2-3 событий или бытовых действий и т. п.
Размещение материала для познавательно-исследовательской деятельности: в нескольких спокойных местах группового помещения, чтобы дети не мешали друг другу.
В группе имеются следующие материалы:
- Пирамидки, окрашенные в основные цвета.
- Стержни для нанизывания с цветными кольцами, шарами.
- Дидактический стол
- Матрешки
- Доски-вкладыши (с основными формами)
- Набор объемных тел (кубы, цилиндры,бруски, шары, диски)
- Мозаика (восьмигранная, цветная, крупная)
- Наборы кубиков с цветными гранями (4 цвета)
- Ящик с прорезями основных геометрических форм для сортировки объемных тел
- Емкости с крышками разного размера и цвета (для сортировки мелких предметов)
- Рамки с одним видом застежки (шнуровка, пуговицы, кнопки)
- Игрушки-забавы с зависимостью эффекта от действия (неваляшка, клюющие курочка, прыгающие лягушки и т. п.)
- Ящик для манипулирования со звукосветовыми эффектами
- Набор шумовых коробочек (по Монтессори)
- Звучащие игрушки, контрастные по тембру и характеру звукоизвлечения (колокольчики, барабан, резиновые пищалки, погремушки)
- Наборы картинок для группировки, по 3-4 в каждой группе (реалистические изображения) : животные, животные с детенышами, птицы, овощи, фрукты, одежда, посуда, мебель, транспорт, предметы обихода, игрушки
- Наборы парных картинок (предметные) для сравнения, той же тематики
- Наборы парных картинок типа "лото" (из 2-3 частей, той же тематики
- Разрезные (складные) кубики с предметными картинками, разделенными на 2-4 части
- Разрезные картинки, разделенные на 2 части по прямой
- Серии из 2-3 картинок для установления последовательности действий и событий (сказочные, бытовые ситуации)
- Сюжетные картинки (с различной тематикой, близкой ребенку - сказочной, социобытовой, крупного формата.
5. Уголок конструктивной деятельности.
Весь строительный материал разложен по цвету и форме для того, чтобы дети могли быстро отбирать необходимые детали и при уборке упражняться в классификации их.
Мелкий строительный материал насыпан в корзины, ящики или коробки. В корзинах имеются маленькие игрушечные персонажи: котята, собачки, уточки, машинки и др., которые побуждают детей к использованию их в конструировании.
Конструкторы размещены на столах в открытых коробках или небольших корзинках. Это позволяет детям конструировать как за столом, так и, взяв корзинку, устроиться с конструктором на ковре.
В группе имеются :
- Конструкторы разных размеров и форм и материалов
- Мозаики разных форм и размеров
- Природный материал.
6. Уголок для продуктивной деятельности (рисования, лепки, аппликации) :
К продуктивным видам детской деятельности относятся рисование, лепка, аппликация. Для того чтобы каждый ребенок в возрасте с 2 до 3 лет смог сделать этот очень важный шаг в своем развитии, в нашей группе имеются соответствующие материалы и оборудование:
- Наборы цветных карандашей (6 цветов) -
- Гуашь
- Круглые кисти
- Емкости для промывания ворса кисти от краски
- Салфетки из ткани
- Бумага для рисования
- Доски для лепки
- Салфетки из ткани, хорошо впитывающей воду для вытирания рук во время лепки
7. Спортивный уголок:
В групповой комнате все спортивные пособия доступны детям, размещены таким образом, чтобы они способствовали проявлению двигательной активности детей. Крупное физкультурное оборудование расставлено вдоль одной свободной стены. Спортивные пособия:
- Мячи большие, средние, маленькие
- Флажки
- Мешочки для метания
- Кегли
- Дорожки здоровья
- Картотеки подвижный игр, дыхательной гимнастики, гимнастики после сна.
ВЫВОД: предметно- развивающая среда группы обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей, взрослых, содержательно насыщенна, трансформируема, полифункциональная, вариативна, доступна и безопасна.