Дубовая Галина
Студенческая исследовательская работа «Анализ истории заселения Сибири и села Варьёган»
▼ Скачать + Заказать документы
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра город Радужный
Сибири и села Варьёган.
Автор:
Дубовая Галина Николаевна
Педагог-библиотекарь
Бюджетное учреждение
«Радужнинский политехнический колледж»
2021год
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…3стр.
ГЛАВА 1 КАК ЭТО БЫЛО …. …4-5 стр.
ГЛАВА 2 ПЕРВЫЕ ЖИТЕЛИ СЕЛА ВАРЬЁГАН …6-7 стр.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ….9 стр.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…10 стр.
Публикация «Студенческая исследовательская работа „Анализ истории заселения Сибири и села Варьёган“» размещена в разделах
- Анализ работы, отчеты, из опыта работы
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Исследовательская деятельность
- Мое село, мой поселок
- Темочки
ПРИЛОЖЕНИЕ…. 11-16 стр.
ХМАО и села Варьёган.
Абдуллаев Ислам Абдулаевич
Ханты-Мансийский автономный округ-Югра
город Радужный
Бюджетное учреждение
«Радужнинский политехнический колледж»
группа № 112 Повар-кондитер
ВВЕДЕНИЕ
Территория Сибири сопоставима по площади с Францией или Испанией. За несколько десятилетий очень сильно изменился облик этого уголка России. А также изменился национальный состав региона. Многие думают, что представителя любого народа всегда можно безошибочно определить по внешности. Но это не так, очень легко определить национальность по его манере поведения и речи. В исследовательской работе я ставлю цель, изучить и сопоставить сведения о коренных народах, живущих на территории нашего округа и установить историю их появления.
Мне стало интересно узнать о том, когда появились первые народы на территории ХМАО.
Народ это общность людей, которые имеют свой определенный язык, на котором они говорят, свои традиции и культура.
Актуальность: История — это память каждого народа, всего человечества. Именно она делает жизнь каждого человека осознанной. Необходимо знать прошлое своего края, места, где ты родился и вырос. Западная Сибирь территория ХМАО-Югра - многонациональный регион и кто же был первыми жителями этого, остается для всех тайной и загадкой.
Гипотеза: предположим, что народы заселявшие территорию Сибири и села Варьёган не были предками народов финно-угорской языковой группы
Цель: выявить роль коренных жителей севера в историю заселения Сибири
Проблема исследования : история образования народов финно-угорской языковой группы на территории округа
Методы исследования : поисковый, интервью, анализ статей и литературы, анкетирование.
Практическая значимость исследования : состоит в возможности использования материала на уроках истории и классных часах в библиотеке Радужнинского политехнического колледжа.
ГЛАВА 1
Наиболее ранними известиями о Сибири следует считать сведения арабских географов. Из их материалов известно, что они знали страну Югру, которая находилась к западу и востоку от Уральских гор. Жители этой страны одевались в звериные шкуры. Питались мясом и рыбой и передвигались по вечным снегам на коротких лыжах.
Заселение Сибири - длительный и сложный процесс. Обжитые места то оставлялись, то вновь осваивались. Это в большем случае было связано, с изменением географических условий. По археологическим данным известно, что человек на севере Сибири появился довольно рано. Археологи не исключает возможность обнаружения здесь следов человека палеолита. В тундре и северной тайге Сибири, после отступления ледникового покрова, поселились первобытные охотники. Этнический состав их недостаточно выяснен. Среди прииртышских племен были, сапыры или сиберы, от которых, по одной из версий и произошло название «Сибирь».
Во времена неолита предки всех родственных северных народов составляли прафинно-угорскую общность. Древние обитатели этих краев занимались охотой и рыболовством. Предки современных венгров ушли на запад, где и образовали свое государство, а предки хантов и манси в районы нижней Оби. Основной единицей социальной структуры общества у хантов был род. Каждый род имел свою определенную территорию. [1].
По преданиям аганско-васюганских хантов самым древним населением края были легендарные «арэх-ях», жившие в землянках и занимавшиеся охотой на лося и добычей рыбы. [3].
В 1 тысячелетии до нашей эры, возможно и несколько ранее, с юга, из степей Казахстана в западную Сибирь пришли племена, говорившие на угорских языках. Угры разводили скот и были кочевниками. Формирование хантов, манси и венгров, родственных им по языку, завершилось лишь к концу I тысячелетия нашей эры.
Предки манси и венгров жили западнее предков хантов. [3] Произведенные раскопки на территории Подчувашского мыса в городе Тобольске дают материалы чисто хантыйского происхождения костяные принадлежности оленьей упряжки, костяные ножи, хантыйские орудия для чистки рыбы от чешуи, глиняные болванчики зверей. [4]
С древнейших времён основой жизнедеятельности аборигенного населения Сибири стало присваивающее хозяйство, ориентированное на охоту и рыболовство. Охота издавна являлась важнейшим видом хозяйства человека, которая обеспечивала его пищей, одеждой и всем необходимым для жизни. Археологические материалы свидетельствуют, что с древних времён и до средневековья важнейшие промысловые животные Обь - Иртышья были северный олень, лось и бобр. [3]
Здесь жили наши предки - исконные хозяева земли. Первое известие русских летописцев об Югорской земле относится к 1096 году. В «Повести временных лет» Гюрата Рогович рассказывает: «Послал я отрока своего в Печору к людям, дающим дань Новгороду. Когда пришел отрок мой к ним, то от них пошел он в землю югорскую. Югра же - это люди, говорящие на непонятном языке, но показывают на железо и делают знаки руками, прося железо. И если кто даст нож или секиру, они в обмен дают меха.»[5]
Город Сургут был построен русскими землепроходцами в 1593 году на месте старинного хантыйского укрепленного поселения и служил опорным пунктом продвижения на восток Сибири. Город Нижневартовск или село Нижневартовское выросло из старинных хантыйских юрт, известных еще в 18 веке. [2]
Река Обь- исконно хантыйская территория. Манси появились здесь поздно, уже в конце 19 века, с этого момента началось их переселение и на восток, вытесняя в этом направлении народ ханты. Это передвижение было связано с освоением земель, а также угорское население уходило от ясака, и от христианизации.
А на юг Западной Сибири в 6-9 веках из Алтая и Казахстана начали переселяться тюрки, затем татаро - монголы и тем самым часть населения, а это были ханты были вытеснены на север. Всю территорию Сибири коренное население не могло освоить. Большая часть этих людей находились на очень низком уровне хозяйственного и общественного развития. В основном это были рыболовы и охотники, на севере - оленеводы. Присоединение Сибири к России имело очень большое значение, а также хозяйственное освоение территорий и их природных богатств. [3]
ГЛАВА 2
По археологическим данным известно, что человек на севере Сибири появился довольно рано. По одной из наиболее вероятных гипотез, самая ранняя, известная науке территория, заселённая уграми, находилась в лесостепной полосе Западной Сибири.
Здесь во времена неолита в 4 тысячелетия до н. э. предки всех родственных северных народов составляли прафинно - угорскую общность. На территории нашего округа, насчитывается несколько сотен археологических памятников жизни древнего человека. Самые известные из них это стоянка верхнего палеолита - древнейшие свидетельства присутствия человека на землях ХМАО Луговское местонахождение. Северное палеолитическое местонахождение в Западной Сибири Комудваны и природно-археологический парк урочище «Барсова Гора». [1]
Одним из самых интересных материальных памятников, истории и культуры, который хранит в себе материальные свидетельства этнической истории коренных народов Сибири, является памятник Барсова гора. Именно благодаря этим источникам можно узнать о населявших людях эти территории. [6] По одной из наиболее интересных гипотез, самая ранняя, известная территория, заселённая уграми, находится в лесостепной полосе Западной Сибири.
История появления первых жителей в национальном селе Варьёган, начинается в конце 18 начале 19 века. С его образованием связано несколько легенд. По одной из них, на рубеже 18-19 веков на территории нынешних Новоаганска и Варьёгана жил ненец по имени Эсчетка Вэлла. Оленей у него было столько, сколько сосен в лесу. По другой легенде, этот человек не был первым жителем здешних мест. «Первоначально на реке Ампуте жили люди из рода Иуси. Молодая девушка из этой семьи, вышла замуж за парня из семьи Айваседа. Старшему сыну, сделали подарок на память речку Варьёган, от вершины до самого устья. На месте этой речки и были построены чумы этой семьи.
Самое раннее упоминание о Варьёгане, было обнаружено в документах Дунина-Горкавича, его перепись датирована 1900 годом. Им были описаны юрты Вар-Еганские, расположенные на берегу реки Аган. На основании данных Дунина-Горкавича, а также учитывая мнения жителей села, Совет депутатов городского поселения Новоаганск Нижневартовского района решением от 22.08.2013 года утвердил в качестве даты образования села Варьёган 1900 год. Строительство посёлка началось в тридцатые годы с приездом рыбаков государственного лова. Следующими жителями были спецпереселенцы из Тобольска, раскулаченные богачи. [9]
Посетив парк-музей села Варьёган, я взял интервью у методиста музея Плигиной Лидии Васильевны, она рассказала, что специалисты музея, изучая историю заселения села Варьёган Нижневартовского района нашли записи интересного этнографа Раисы Павловны Митусовой. Это была ссыльная, которая проживала в Тобольске в начале 20 века, и интересовалась этнографией местного населения.
По ее воспоминаниям, когда они проезжали мимо села Варьёган, на яру стоял чум и были деревянные постройки, было заброшенное стойбище. В то время на этом месте жили лесные ненцы.
По другим источникам на этом месте жил Айпин Степан Кытович у него было много оленей, вся земля до города Радужный была его пастбищем для оленей.
Старожилы села рассказывают о том, что это место было остановкой для людей во время распутицы весной и осенью. Останавливались те семьи, кто возвращался с Сургутской ярмарки. Здесь была старая дорога, по которой можно было проехать на оленях. [11]
Из этого можно сделать вывод, что самые первые жители этих мест были предки финно-угорской языковой группы, а уже впоследствии сюда начали поселяться и другие народности.
История появления населения на территории нашего города, напрямую связано с выдающимся памятником археологии, современные исследователи связывают его с самодийцами, пришедшими сюда по Оби из Томско-Нарымского Приобья.
Во время русской колонизации в конце 16 в. бассейн Агана входил в княжество Бардака. Источники позволяют утверждать, что и в то время здесь проживало самодийское население. Г. Старцев соотносит имя Бардака с героем ненецких сказаний Партаком. Сохранилась легенда о боях сургутских остяков с самоедами в устье реки Сабун (приток Ваха). [12]
Часть исследователей считают, что здесь до хантов проживали селькупы. Топонимика Среднего Приобья фиксирует присутствие кетского, селькупского, хантыйского населения.
В окрестностях Радужного находились ряд святилищ, самое раннее из которых можно связать с дохантыйским населением (во всяком случае, оно не связано с Казамкиными). [7]
«Остяки реки Аган являются до сих пор мало изученными: из русских Аган посетил в 1900 г. Дунин-Горкавич, проехавший зимним путем для географического исследования края, да в работе Сирелиуса есть ссылки на остяков с р. Агана. Мало тронутый русской культурой быт аганских остяков вызывает большой интерес…»[10]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итог исследовательской работы, подчёркиваем, выдвинутая гипотеза полностью опровержена. Из приведенной таблицы Приложение № 2 видно, что ханты составляли около 89,5% населения. [8]
А также многие источники свидетельствуют о том, что подавляющее число местных жителей составляли ханты, проживавшие в небольших «юртах», располагавшихся по берегам Оби, Ваха, Агана. В ходе изучения этой темы, выяснилось, что существует очень много разных гипотез и версий о появлении первого человека на территории Ханты-Мансийского автономного округа Югры.
Легендарная Югра - историческая родина, прежде всего обско-угорских народностей: ханты, манси, ненцев и селькупов. История заселения ХМАО была долгой и неодносложной. В своем становлении она прошла несколько этапов – от первобытнообщинного строя, через период княжеств, путем русской колонизации Западной Сибири. Древние обитатели этих краев занимались охотой и рыболовством. Что является продолжением традиций и обычаев северных народов.
В ходе подведения итогов, выяснилось, что существует необходимость осведомления обучающихся по данной теме. На вопрос в анкете «Интересно ли Вам узнать, кто был первыми жителями нашего округа?» «Да» ответили 78% опрашиваемых студентов. Для ознакомления с этой темой, в социальной сети «Контакт» создана группа «История заселения Сибири». На данный момент в группе 20 подписчиков. Но я думаю, что продолжу заниматься изучение данной темы и в дальнейшем. История — не просто чередование эпох и времён. Это и бесконечная галерея исторических портретов людей, прошедших по земле. Важно знать свою собственную историю и чтить свой народ. Именно история делает жизнь каждого осознанной. Если человек не знает прошлого, он не сможет построить будущего.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. С. А. Белобородов Столица северного края. Очерки истории Самарова-Остяко-Вогульска-Ханты-Мансийска. -Москва: «Внешторгиздат»,1996.
2. История Ханты-Мансийского автономного округа с древности до наших дней. -Авторский коллектив Н. Н. Баранов. -Издательство «Волот»,2000 г.
3. Соколова З. П. Путешествие в Югру. М. :Мысль,1982.-173с. С. 12-14
4. В. Тоболяков Древняя тайна Софии// Региональный журнал. Югра. -2006.-№7.-С. 68-71
5. А. Волдина 410 лет Кодскому княжеству // Региональный журнал. Югра. -2006.-№7.-С. 72-75.
6. Н. Шатунов Барсова гора: вехи. /Шатунов Н. // Региональный журнал. Югра. -2009.-№ 6.-С. 74-77.].
7. Семенова В. И. Тюрин Р. А. Концепция стационарной экспозиции Муниципального учреждения культуры «Эколого-этнографический музей» г. Радужный.
8. Нижневартовский район в судьбах Югры и России: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 85-летию со дня образования Нижневартовского района / Л. В. Алексеева. — Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2013. — 5-13 с.
Интернет ресурсы:
9. «Новости Приобья». Общественно-политическая газета Нижневартовского района
URL : https://novpriob.ru/articles/media/2015/4/28/varyoganskie-legendyi/
10. «Новости Югры». Общественно-политическая региональная газета. https://ugra-news.ru/article/date/60198/
11. Интервью Плигиной Лидии Васильевны-методист Этнографического парка-музея с. Варьёган.
12. Интервью Стрельцовой Марии Георгиевны – заведующей культурно-массовой работы Эколого-этнографического музея г. Радужный
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Анкета
1. Интересно ли Вам узнать, кто был первыми жителями нашего округа?
а) Да
б) Нет
2. Когда появился человек на Сибирских землях?
А) В 1 веке
Б) 20-25 тыс лет назад
В) Не знаю
3. Как вы думаете, чем занимались народы севера в период освоения Сибири?
a) Добыча угля, нефти
б) Оленеводство, рыболовство, охота.
4. Как Вы думаете, кто был первыми жителями национального села Варьёган?
a) Русские переселенцы
б) Представители финно-угорской языковой группы
5. Где в основном заселялись народы Сибири?
А) В близ рек и озёр?
Б) В глубинках тайги?
В) Все варианты верны
6. Кем являлся медведь, сова, олень для народов ханты и манси?
А) Божеством
Б) Пищей
В) Средство передвижения
2. Когда появился человек на Сибирских землях?
4. Как Вы думаете, кто был первыми жителями национального села Варьёган?
5. Где в основном заселялись народы Сибири?
6. Кем являлся медведь, сова, олень для народа ханты и манси?
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Национальный состав жителей волостей Нижневартовского края 1907 год
Волости Остяки Русские (вкл украинцев и белорусов)
М Ж Всего М Ж Всего
Локосовская 682 659 1341 100 110 210
Лумпокольская 781 735 1516 149 150 299
Ларьякская 2606 2408 5014 285 292 577