Екатерина Попова
Аналитический отчёт учителя-логопеда о проделанной работе за год
▼ Скачать + Заказать документы
Цель – создание условий, обеспечивающих овладение ребёнком нормами устной речи, способствующих развитию коммуникативных способностей ребёнка в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями.
Задачи:
1. Изучение уровня речевого развития и недостатков неречевого характера, проявляющихся в недоразвитии психических процессов, связанных с организацией и развитием речевой системы.
2. Организация продуктивного взаимодействия с педагогами по коррекции нарушений речи у детей.
Публикация «Аналитический отчёт учителя-логопеда о проделанной работе за год» размещена в разделах
- Анализ работы учителя-логопеда
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Годовые отчеты о проделанной работе
- Отчет учителя-логопеда
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ работы
- Темочки
3. Организация продуктивного взаимодействия с родителями – поиск оптимальных форм взаимодействия, повышающих мотивацию родителей к участию в коррекционной и профилактической работе.
4. Повышение профессионального уровня.
5. Дополнение оснащения кабинета дидактическими играми, пособиями, методической литературой.
Планируемый результат - достижение каждым ребёнком уровня речевого развития, соответствующего возрастным и индивидуальным возможностям.
Анализ деятельности по направлениям:
I. Диагностическое:
В начале года была проведена стартовая диагностика детей, направленных в логопедическую группу в количестве 18 человек. Зачисление в группу осуществлялось на основании протоколов ПМПК. Для диагностики я опиралась на коррекционно-образовательную программу Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, мной были использованы следующие методики: «Иллюстрированная методика логопедического воздействия» Т. Н. Волковская, «Альбом по развитию речи» В. С. Володина. Для осуществления мониторинга были заполнены речевые карты и составлены графики уровней речевого развития детей данной группы. Обследование проводилось по следующим сторонам речевого развития:
1) Звукопроизношение;
2) Фонематический слух;
3) Лексический состав;
4) Грамматический строй;
5) Связная речь.
Критерии оценки.
Оценка в баллах.
1 - низкий уровень;
2 - ниже среднего;
3 - средний;
4 - достаточный.
I. Звукопроизношение
1. Нарушение нескольких групп звуков.
2. Недостаточное произношение одной группы звуков. Звуки в речи присутствуют, но наблюдаются нарушения дифференциации звуков.
3. Звуки в речи присутствуют, но наблюдаются нарушения дифференциации звуков.
4. Звукопроизношение в норме.
II. Фонематические процессы
1. Не слышит данный звук в любой позиции.
2. Не дифференцирует оппозиционные звуки какой-либо группы, с заданием справляется, но допускает несколько ошибок.
3. С заданием справляется, но допускает несколько ошибок
4. Фонематические процессы в норме.
III. Словарный запас
1. Активный словарь ограничен бытовым уровнем.
2. Владеет простыми обобщающими понятиями, в речи в основном использует существительные и глаголы.
3. Использует все части речи, но не всегда точно отражает в речи приставочные глаголы (выливает - переливает); использует простые предлоги, в употреблении сложных допускает ошибки; пользуется антонимами, но при подборе синонимов испытывает затруднения.
4. Активный словарь близок к возрастной норме.
IV. Грамматический строй речи
1. Речь резко аграмматична.
2. Допускает большое или незначительное количество ошибок при словоизменении и словообразовании.
3. Допускает незначительное количество ошибок при словообразовании и словоизменении.
4. Грамматический строй близок к возрастной норме.
V. Связная речь
1. Фразовая речь резко аграмматична.
2. Испытывает значительные затруднения при составлении рассказа-описания, пользуется вопросно-ответной формой, не пользуется планом при построении рассказа, при описании использует не более двух признаков.
3. При составлении рассказа использует не более двух-трех предложений; не пользуется планом при построении рассказа, при описании использует не более двух признаков.
4. Умеет построить рассказ, пользуясь простыми распространенными предложениями и предложениями сложной синтаксической конструкции.
Таблица количественного соотношения речевого развития детей данной группы на начало года.
Параметры речевого развития Высокий балл Средний балл Низкий балл
Звукопроизношение 1 5 12
Словарный состав 10 8
Грамматический строй 5 13
Фонематические процессы 13 5
Связная речь 6 12
Звукопроизношение – 1ребенок имеет высокий балл, 5 детей-средний балл, 12 детей-низкий балл;
Словарный состав – 10 детей – средний балл; 8 детей – низкий балл;
Грамматический строй – 5 детей –средний балл, 13 детей – низкий балл;
Связная речь – 6 детей –средний балл, 12 детей – низкий балл;
Фонематические процессы – 13 детей –средний балл; 5 детей-низкий балл.
График процентного соотношения уровней речевого развития детей данной группы по всем параметрам
II. Коррекционно – развивающее:
По результатам логопедического обследования в соответствии с выявленными нарушениями звукопроизношения и с учетом психолого-педагогических особенностей детей, проводились с детьми индивидуальные и подгрупповые занятия:
а) по формированию правильного звукопроизношения;
б) по формированию фонематических процессов;
в) по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи;
г) по формированию навыка звукового анализа и синтеза.
Все логопедические занятия строились в соответствии с планом, конспектами занятий. Важное место в работе с детьми отводилось формированию потребности в речевом общении, развитию слухового и зрительного восприятия, совершенствованию всех психических процессов.
Вся коррекционная работа (коррекционно-развивающие занятия, индивидуальная работа с детьми по постановке и автоматизации звуков, развитию фонематического слуха, формированию лексико-грамматического строя речи и т. д.) была проведена в соответствии с календарно-тематическим планированием на 2018-2019учебный год.
Итоговая диагностика в конце учебного года с целью контроля эффективности коррекционно-логопедической работы выявила положительную динамику в развитии речи детей:
Таблица количественного соотношения речевого развития детей данной группы на конец года.
Параметры речевого развития Высокий балл Средний балл Ниже Низкий
среднего балл
Звукопроизношение 7 5 4 2
Словарный состав 10 5 2 1
Грамматический строй 10 5 2 1
Фонематические процессы 13 3 1 1
Связная речь 6 8 2 2
III. Консультативное направление:
1. Работа с педагогическим коллективом.
Осуществлялась тесная взаимосвязь со всеми участниками образовательного процесса (воспитателями, специалистами ДОУ) :
- ознакомление воспитателей и специалистов с итогами диагностики детей группы;
- информация о задачах обучения;
- совместное планирование по взаимодействию в реализации коррекционных мероприятий воспитателей и специалистов ДОУ с учетом возрастных возможностей и особенностей речевых дефектов воспитанников;
- подбор речевого материала в соответствии с речевыми возможностями детей.
Консультативная деятельность была направлена на решение поставленной цели коррекционной работы. Так же в течение учебного года:
- Распространялись знания среди педагогов (воспитатели, музыкальный руководитель) по логопедическим проблемам детей и коррекционной работе, направленной на устранение речевого недоразвития. Были составлены планы взаимосвязи с музыкальным руководителем и физинструктором.
- Велась тетрадь взаимодействия между учителем - логопедом и воспитателями для коррекции речи детей.
- Посещались групповые занятия и праздники с детьми.
- Посещались педсоветы в ДОУ.
- Оказывалась помощь воспитателям в организации индивидуальной и групповой работы по развитию речи; были предоставлены материалы для отработки полученных навыков.
2. Работа с родителями и другими представителями детей:
Консультации для родителей:
«Артикуляционная гимнастика в домашних условиях» (сентябрь 2018)
«Развитие дыхания у детей с речевыми нарушениями» (ноябрь 2018)
«Роль мелкой моторики в развитии речи детей» (декабрь 2018)
Участие в собраниях:
«Развитие речи – один из показателей готовности ребенка к школе» (сентябрь 2018)
«Характеристика речевого развития детей 6-7 лет» (март 2019)
Были изготовлены буклеты для родителей:
«Автоматизация звука Р»,
«Речь и движение»,
«Игры и упражнения со звуками и словами» (май 2019)
На каждый запрос родителей (состояние речи ребёнка, поведение ребёнка на логопедических занятиях, выполнение домашнего задания логопеда и т. д.) даны рекомендации и советы, предлагалась помощь родителям в подборе речевого и наглядного материала. Предоставлялись домашние задания на выходные в соответствии с лексической темой недели (Теремкова Н. Э. «Логопедические домашние задания для детей с ОНР»). Размещалась информация в родительских уголках по особенностям речевого развития детей дошкольного возраста, профилактике и преодолению речевых проблем.
Также в течение года выставлялись материалы на сайте ДОУ:
- «Загадки и стихотворения про осень»
- «Устные игры для автоматизации звука Ш»
- «Развитие общей и мелкой моторики»
- «Рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики»
- Конспекты занятий по теме: «Знакомство со звуком Ж»
- Презентации.
IV. Методическая работа :
1. Документация:
В интересах организации планомерной и целенаправленной логопедической деятельности была оформлена следующая документация:
- График работы и циклограмма рабочей недели;
- Список детей, зачисленных в логопедическую группу;
- Расписание индивидуальных и подгрупповых занятий с детьми;
- Речевые карты и индивидуальные планы коррекции нарушений звукопроизношения на каждого ребёнка;
- Годовой план организационно-методической и коррекционно-развивающей работы на 2018-2019уч. год;
- Календарно-тематическое планирование коррекционной работы;
- План по самообразованию на 2018-2019 учебный год на тему : «Использование игровых технологий в логопедической работе» (отчёт прилагается)
- Тетрадь взаимосвязи логопеда и воспитателей логопедической группы;
- План взаимосвязи логопеда и музыкального руководителя;
- План взаимосвязи логопеда и физинструктора;
- Конспекты индивидуальных и фронтальных занятий.
2. Участие в конкурсах, публикации и посещение методических объединений:
2.1
Участие педагога Участие детей
III Всероссийский конкурс профессионального мастерства среди педагогических работников «Профессионалы образования» - диплом II степени Конкурс чтецов «За природу в ответе взрослые и дети» в рамках ДОУ 2-место
Всероссийский конкурс «Альманах логопеда» олимпиада - 1 место Конкурс чтецов в рамках ДОУ «Мы правнуки победы» 1-место
Всероссийский творческий конкурс «Альманах логопеда» логопедические пособия «Буклет для родителей» - дипломант Муниципальный конкурс «Звёздочка» - участие
Публикация работы «Буклет для родителей» на страницах педагогического сборника «Горизонты педагогики» -выдан сертификат.
Всероссийская олимпиада “Sapienti sat” для детей дошкольного возраста-куратор.
Всероссийская олимпиада “Sapienti sat” для детей дошкольного возраста
2.2
-Посещение собраний ассоциации логопедов и дефектологов;
- Посещение семинара-практикума по ознакомлению с авторской методикой развития речи детей 3–7 лет, имеющих общее недоразвитие речи (ОНР) (авторы Т. Ю. Бардышева, Е. Н. Моносова).
- Посещение научно-практического семинара «Индивидуализация образования детей раннего и дошкольного возраста: образование с «Вдохновением».
3. Создание предметно-развивающей среды в логопедическом кабинете.
- Систематизирован и пополнен иллюстративный и раздаточный материал для детей с ОНР для фронтальных и индивидуальных занятий по работе над слоговой структурой слова, по развитию грамматического строя речи и фразовой речи.
- оформлена картотека артикуляционной гимнастики;
- оформлена картотека логопедических игр;
- оформлена картотека дыхательной гимнастики;
- пополнена картотека упражнений по автоматизации и диф-ции звуков;
- приобретены дидактические игры на развитие речи и психических процессов;
- приобретены пособия для развития речевого дыхания и мелкой моторики;
- использование ИКТ-технологий – были созданы презентации по темам:
«Речевые игры в картинках», «Дикие животные нашего леса», «Домашние животные», «День защитника Отечества», «Автоматизация звука Л», «Автоматизация звука Р», «Автоматизация звуков С,З», «Наш город».
Задачи на 2019-2020 учебный год:
Продолжить поиск оптимальных форм взаимодействия с родителями, повышающих мотивацию в устранении имеющихся нарушений в развитии речи ребёнка и профилактике нарушений.
Повышение своего профессионального уровня.
Пополнение кабинета играми и пособиями.
Вывод:
Логопедическую работу за прошедший учебный год можно признать результативной и удовлетворительной. По всем направлениям велась планомерная работа по оказанию помощи детям с речевыми нарушениями. Поставленные задачи в начале учебного года решены, намеченные цели достигнуты.