Неволина Наталья
Развитие познавательной активности у детей через конструирование с использованием современных технологий
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
«Думать легко, действовать трудно, а превратить мысль
в действие – самая трудная вещь на свете»
(И. Гете)
Современное общество все больше зависит от технологий и именно поэтому все более пристальное внимание уделяется такой области нашего интеллекта, как техническое мышление. Что же такое техническое мышление? Приведу определение из учебника по истории и философии науки и техники под редакцией
Темочки:
- Конструирование, ВСЕ поделки
- Конструирование. Методические разработки
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Г. И. Малых и В. Е. Осипова: «Техническое мышление – это вид познавательной деятельности, направленной на исследование, создание и эксплуатацию новой высокопроизводительной и надежной техники, прогрессивной технологии, автоматизации и механизации производства, повышения качества продукции». Что может быть общего между техническим мышлением и детьми дошкольного возраста?
Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и в том числе к первой его ступени – дошкольному образованию. Одной из первостепенных задач воспитания и обучения в ДОУ, согласно ФГОС является воспитание нового поколения детей, обладающих высоким творческим потенциалом. А это и поиск одаренных, гениальных детей, и целенаправленное формирование творческих способностей, развитие нестандартного видения мира, нового мышления у всех детей, посещающих детский сад.
По мнению многих родителей нередко занятия с детьми должны сводиться к обучению их счету, чтению, письму. А между тем научно-педагогические исследования, многолетний опыт педагогов-практиков показывают, что для эффективного обучения детей важно сформировать у них познавательный интерес, желание и привычку думать, стремление узнать что-то новое.
Конструирование в детском саду было всегда, но если раньше приоритеты ставились на конструктивное мышление и развитие мелкой моторики, то теперь в соответствии с новыми стандартами необходим новый подход. Конструирование в детском саду проводиться с детьми всех возрастов, в доступной игровой форме, от простого к сложному. Конструктор побуждает работать в равной степени и голову, и руки, при этом работает два полушария головного мозга, что сказывается на всестороннем развитии ребенка. Ребенок не замечает, что он осваивает устный счет, состав числа, производит простые арифметические действия, каждый раз непроизвольно создаются ситуации, при которых ребенок рассказывает о том, что он так увлеченно строил, он же хочет, чтобы все узнали про его сокровище - не это ли развитие речи и умение выступать на публике легко и не принужденно.
ФГОС ДО регламентируют интеграцию образовательной деятельности, способствующую развитию дополнительных возможностей и формированию универсальных образовательных действий. Совершенствование образовательного процесса ДОУ направлено главным образом на развитие психических и личностных качеств ребёнка, таких, как любознательность, целеустремленность, самостоятельность, ответственность, креативность, обеспечивающих социальную успешность и способствующих формированию интеллектуальной творческой личности. Благодаря разработкам компаний, производителей образовательных конструкторов сегодня появилась возможность уже в дошкольном возрасте знакомить детей с основами строения технических объектов. Работая с конструктором, дети могут экспериментировать, обсуждать идеи, воплощать их в постройке, усовершенствовать и т. д. Это повышает самооценку ребенка, а умение действовать самостоятельно, формирует чувство уверенности в своих силах. Поэтому конструктивная созидательная деятельность является идеальной формой работы, которая позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие детей в режиме игры.
На сегодняшний день развитие познавательной активности детей дошкольного возраста - актуальная проблема современности. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, направлен на создание благоприятных условий развития детей в соответствии с индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
Таким образом, проблема развития познавательной активности детей дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС по познавательному направлению развития, позволила определить актуальность темы: «Развитие познавательной активности через конструирование с использованием современных технологий».
Из вышесказанного, вытекает следующая проблема исследования - каковы педагогические условия эффективного использования конструирования в развитии познавательной активности у детей дошкольного возраста.
Цель - создание условий для развития у детей познавательных интересов, технического мышления, творческого подхода, используя, в том числе, моделирование и конструирование через занимательный материал в ходе организованной и самостоятельной деятельности детей.
Объект исследования - педагогический процесс развития познавательных способностей у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования - конструирование как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста.
Гипотеза исследования - целенаправленное и систематическое обучение детей конструированию играет большую роль в подготовке детей к школе, способствует формированию у ребят умения учиться, раскрывает им, что основной смысл деятельности не только в получении результата, но и в приобретении знаний и умений.
Задачи:
1. Проанализировать и обобщить теоретическую и методическую литературу по вопросу развития познавательной активности детей дошкольного возраста с помощью конструирования.
2. Сформировать интерес к конструированию, к играм-головоломкам, занимательным упражнениям, через создание развивающей предметно-пространственной среды.
3. Разработать и апробировать программу дополнительного образования технической направленности «Движение в будущее» у детей дошкольного возраста.
4. Повысить уровень собственной профессиональной компетенции через участие в различных формах педагогического взаимодействия.
Глава 1. Теоретические аспекты конструирования
1.1. Формы организации конструирования
1.2.
Учёные-исследователи предлагают различные формы организации детского конструирования. Наиболее известные, такие, как:
1. Конструирование по образцу. Разработано Ф. Фребелем. Его суть: постройка из деталей строительного материала и конструкторов воспроизводится на примере образца и способа изготовления. Правильно организованное обучение с помощью образцов - это необходимый и важный этап, в ходе которого дети узнают о свойствах деталей строительного материала, овладевают техникой возведения построек, обобщённым способом анализа учатся определять в любом предмете его основные части, устанавливать их пространственное расположение, выделять детали.
2. Конструирование по модели. Разработано А. Н. Миреновой. Его суть: в качестве образца предъявляется модель, в которой составляющие ее элементы скрыты от ребёнка. Иными словами, предлагается определённая задача, но не способ ее решения.
3. Конструирование по условиям, предложенное Н. Н. Подьяковым, носит иной характер: без образца, рисунков и способов возведения дети должны создать конструкции по заданным условиям, подчеркивающие ее практическое назначение.
4. Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам. Разработано С. Леона Лоренсо и В. В. Холмовской. Моделирующий характер самой деятельности наиболее успешно реализуется. Детей сначала обучают строить простые схемы чертежи, отражающие образцы построек. А затем, наоборот, создавать конструкции по простым чертежам схемам.
5. Конструирование по замыслу в сравнении с конструированием по образцу творческий процесс, в ходе которого дети имеют возможность проявить самостоятельность.
6. Конструирование по теме. Его суть: на основе общей тематики конструкций дети самостоятельно воплощают замысел конкретной постройки, выбирают материал, способ выполнения.
7. Каркасное конструирование. Выделено Н. Н. Поддьяковым. Его суть: первоначальное знакомство с простым по строению каркасом как центральным звеном постройки (отдельные части, характер их взаимодействий); последующая демонстрация педагогом различных изменений, приводящих к трансформации всей конструкции.
1.2 Значение конструирования в формировании личности ребенка.
Конструирование больше, чем другие виды деятельности подготавливает почву для развития технических способностей детей, что очень важно для всестороннего развития личности. Биографии многих выдающихся техников-изобретателей показывают, что способности эти иногда проявляются еще в дошкольном возрасте. Примером может служить детство выдающихся изобретателей: А. С. Яковлева, И. П. Кулибина, В. А. Гасиева, Т. А. Эдисона и других. Каковы же некоторые важные качества личности, которые формируются в конструктивно-технической деятельности взрослых, особенно в деятельности творческого характера, и закладывают основы для формирования технических способностей? Для творческой конструктивно-технической деятельности взрослых характерна тонкая наблюдательность, выработанная на основе большой точности восприятия и понимания технической сущности предметов. Конструктор должен уметь представить не только структуру машины, конструкции, но и техническую сторону их : как, с помощью чего скрепляются части? Какая из них является основной для всей конструкции? Какими средствами достигается подвижность частей, конструкции в целом? Как размещаются все части конструкции не только во фронтальной плоскости, но и в пространстве трех измерений? Конструктивно-техническая деятельность требует относительно высокой сосредоточенности внимания.
Прежде чем приступить к созданию конструкции, необходим точный расчет, продуманность, при выполнении ее требуется определенная последовательность и точность в работе. Любая неточность ведет к серьезным просчетам. Для творческой конструктивно-технической деятельности взрослых характерно развитое пространственное воображение, выражающееся в способности к произвольному оперированию образами пространственного воображения в соответствии с поставленной целью. Прежде чем сконструировать новую машину, создатель должен отчетливо представить ее и мысленно проследить за работой машины. Только убедившись в удачном решении конструктивной задачи в целом, конструктор дает согласие на претворение мысленно, созданного в реальный продукт.
Воображение конструктора должно быть одновременно и предельно конкретным, и крайне абстрактным, т. е. он должен обладать не только развитым пространственным воображением, но и высокой степенью гибкости мышления, которое проявляется не только в умении мысленно создавать различные конкретные вариации общей схемы машины, но и в умении вовремя отказаться от таких вариантов, которые осуществить в данных условиях невозможно. Для технических способностей характерны эмоционально-волевые качества личности. Они выражаются в интересе к конструктивной деятельности, в том удовлетворении, которое испытывает человек, создавая или совершенствуя какую-либо конструкцию, имеющую общественную значимость. Сознание общественной значимости в создании нового изобретения вызывает творческую активность изобретателя и стремление добиться поставленной цели. Причем эта ответственность проявляется даже тогда, когда конструктор или изобретатель не испытывает интереса к данному виду техники. Указанные выше качества будущего конструктора начинают формироваться у детей под руководством воспитателя. Обучение детей конструированию имеет большое значение в подготовке детей к школе, развитии у них мышления, памяти, воображения и способности к самостоятельному творчеству. На занятиях конструктивной деятельностью у детей формируются обобщенные представления о предметах, которые их окружают. Они учатся обобщать группы однородных предметов по их признакам и в то же время находить различия в них в зависимости от практического использования. У каждого дома, например, есть стены, окна, двери, но дома различаются по своему назначению, а в связи с этим и по архитектурному оформлению.
Таким образом, наряду с общими признаками дети увидят и различия в них, т. е. они усваивают знания, отражающие существенные связи и зависимости между отдельными предметами и явлениями. В плане подготовки детей к школе конструктивная деятельность ценна еще и тем, что в ней развивается умение тесно связывать приобретенные знания с их использованием, понимание того, что и для успеха в деятельности знания просто необходимы. Дети убеждаются, что отсутствие необходимых знаний о предмете, конструктивных умений и навыков является причиной неудач в создании конструкции, неэкономного способа ее изготовления, плохого качества результата работы.
На занятиях конструктивной деятельностью у дошкольника формируются важные качества; умение слушать воспитателя, принимать умственную задачу и находить способ ее решения.
Важным моментом в формировании детской деятельности, является переориентировка сознания ребенка с конечного результата, который необходимо получить в ходе того или иного задания, на способы выполнения. Это явление играет решающую роль в развитии осознания ребенком своих действий и их результатов. Предметом основного внимания детей становятся сам процесс и способы выполнения задания. Они начинают понимать, что при выполнении задания важен не только практический результат, но и приобретение новых умений, знаний, новых способов деятельности. Переключение сознания детей на способы решения конструктивной задачи формирует умение контролировать свою деятельность с учетом поставленной задачи, т. е. появляется самоконтроль. Это исключает механическое выполнение работы однажды заученным способом, простое подражание товарищу. Ребенок уже в состоянии, как отмечает Н. Н. Поддьяков, «анализировать свои действия, выделять их существенные звенья, сознательно изменять и перестраивать их в зависимости от получаемого результата». Это дает возможность обучать детей не только отдельным конкретным действиям, но и общим принципам, схемам действия и подготавливает ребенка к осознанию своих познавательных процессов. Ребенок учится управлять своими психическими процессами, что является важной предпосылкой для успешного обучения в школе.
Глава 2. Анализ результатов педагогической деятельности по развитию познавательной активности детей дошкольного возраста через конструирование
Понятие «Конструирование» в переводе с латинского означает создание модели, построение.
Именно конструирование больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития умственных и творческих способностей детей, что очень важно для всестороннего развития личности. Основная задача моей педагогической деятельности сформировать интерес к конструированию, к играм-головоломкам, занимательным упражнениям, сформировать у ребенка умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, развить в себе способность к само изменению. Умение увидеть задачу с разных сторон, анализировать множество решений, из единого целого выделять составляющие или, наоборот, из разрозненных фактов собрать целостную картину, будут помогать ребенку, как в организованной, так и в свободной деятельности.
Для решения поставленных задач большое значение имеет организация предметно-развивающей среды по конструированию.
Предметно-развивающая среда, должна создавать ребёнку свободу выбора и обеспечивающей успех в реализации поставленных целей и строится на принципах доступности, новизны и с учётом личностно-ориентированной модели взаимодействия.
В нашей группе выделили специальное место для игр со строительным материалом. Там имеется крупный деревянный и пластмассовый конструкторы, конструктор "Тико" и "Lego", металлический конструктор. Там же у нас находятся игрушки для обыгрывания (дикие и домашние животные, деревья, машины разных размеров, сказочные персонажи, мелкие игрушки). На дидактическом столе расположили мелкий деревянный конструктор, магнитную мозаику и магнитный конструктор, а также рисунки и фотографии, схемы и чертежи построек. Используя интернет-технологии, оформили папку с фотографиями мостов различного вида (пешеходного, архитектурного, автомобильного и т. д., фотографии самолётов, домов, кораблей. Накануне, перед занятием, проводим с детьми предварительную работу, рассматриваем фотографии, иллюстрации, рисунки этих объектов и предметов. Так, например, вместе с детьми, за день до занятия по строительству моста, рассматривали фотографии мостов. Знакомя детей с различными видами мостов, подводили к понятию того, что мосты бывают разные, имеют разное значение, строение. У детей появилось более расширенное представление об этих сооружениях. В заключении, занятия просим ребенка составить рассказ о своей постройке (ТРИЗ). Все занятия проводятся в игровой форме, используем сюрпризные моменты.
Часто строительство в старшем дошкольном возрасте затягивается на несколько дней. При умелом руководстве со стороны взрослых такое строительство будет иметь много из положительных моментов для развития навыков совместного творчества детей. Знакомство детей с некоторыми сооружениями, постройками нашей эпохи (дома, детские сады, вокзалы, мосты, с некоторыми архитектурными памятниками отечественной культуры, в том числе своего города, говорит о широкой возможности привития детям патриотических чувств, художественно-эстетического вкуса. У детей рано появляются стремления сделать свои постройки внешне привлекательными, красивыми.
Если мы видим, что многие дети не могут выполнить задание, или замечаем ошибки общие для нескольких детей, то мы еще раз объясняем и показываем, акцентируя внимание детей на моментах, вызывающих у них трудности. Далее мы даём анализ детской деятельности, так же привлекаем к анализу и самих детей, спрашиваем, из каких деталей состоит постройка, из каких деталей сделаны эти части и т. д. Мы отмечаем не только результаты детей (правильность и аккуратность построек, но и сам процесс: как дети рассматривали образец, подбирали материал, выполняли отдельные действия и т. д. В конце занятия показываем детям, как можно играть с данной постройкой и предоставляем им для этого время. После занятий и игр ребята самостоятельно разбирают постройки и укладывают все на место.
В детском саду дети играют со строительным материалом часто группами. В этом случае их деятельность направлена на достижение общей цели. Развиваются навыки совместного творчества. При этом воспитатель должен видеть, как выстраиваются взаимоотношения детей во время строительства. В противном случае в группе при организации строительных игр будут лидировать только определенные дети, что может повлиять на нежелание малоактивных детей заниматься этой деятельностью.
Важно развить у ребят старшего дошкольного возраста умения договариваться о теме постройки, рассуждать о замысле, договариваться о выборе материала, о том, кто какую работу будет выполнять. Для воспитания эстетических чувств важен не только результат стройки, но и организация самой работы. Воспитатель учит ребят создавать и поддерживать определённый порядок в процессе работы, учит видеть красоту самого процесса стройки.
Руководство воспитателем конструктивными играми должно быть систематическим. Заключается оно в развитии представлений детей о различных архитектурных сооружениях, обсуждении и показе приёмов стройки, качестве и свойствах строительных материалов, способах соединения, крепления, украшения, руководстве взаимоотношениями в играх.
Были изготовлены дидактические игры «Наряди матрешку», «Найди детали», "Собери бусы", «Построим дом», «Мастерская», «Лото» и др.
Работая над данной темой, разработала дополнительную общеразвивающую программу технической направленности «Движение в будущее» возраст воспитанников 5-6 лет.
На кружке дети просматривают презентации и иллюстрации, рисуют свои эскизы, поэтапно разрабатывают, изготавливают и обыгрывают разные постройки - постройки будущего. В настоящее время приобретена STEM- лаборатория и мы с детьми начинаем с ней знакомиться поближе.
Реализация STEM-технологии в ДОУ позволит систематизировать вариативную среду для развития технологической компетентности воспитанников в области робототехники и проектной деятельности образовательного модуля «Lego-конструирование». Внедрение данной системы в основном включает в себя командную работу, ведь большую часть времени дети совместно исследуют и развивают свои модели, они учатся строить диалог с педагогом и своими друзьями. STEM-технологии дает детям возможность изучать мир системно, вникать в логику происходящих вокруг явлений, обнаруживать и понимать их взаимосвязь, открывать для себя новое, необычное и очень интересное. Ожидание знакомства с чем-то новым развивает любознательность и познавательную активность; необходимость самим определять для себя интересную задачу, выбирать способы и составлять алгоритм её решения, умение критически оценивать результаты - вырабатывают инженерный стиль мышления; коллективная деятельность вырабатывает навык командной работы. Все это обеспечивает кардинально новый, более высокий уровень развития ребенка и дает более широкие возможности в будущем при выборе профессии.
Программа предусматривает для воспитанников возможность выбора и построения индивидуальной образовательной траектории.
В своей дальнейшей работе планируем закреплять и усовершенствовать конструктивные навыки наших детей, особое внимание будем уделять конструированию по чертежам и схемам; пополнять свой методический запас различными играми, фотографиями, схемами, чертежами, рисунками. Поставленные задачи нашли своё отражение в перспективном годовом плане.
Целостный подход к построению данной работы дал ощутимые результаты. Путем реализации дополнительной программы значительно улучшились показатели диагностики детей по познавательной активности.
4. Заключение.
Анализируя свою педагогическую деятельность по данной теме в межаттестационный период, считаю, что добилась положительного результата. Познавательная активность у детей дошкольного возраста заметно возросла.
Конструктивная деятельность с дошкольниками способствует формированию умения учиться, раскрывает им, что основной смысл деятельности не только в получении результата, но и в приобретении знаний и умений. Такой познавательный мотив вызывает существенные изменения в психических процессах.
Благодаря конструированию у дошкольников формируется способность активно думать, осознанно ставить перед собой задачи и находить пути их решения. При этом ребёнок производит необходимые умственные операции, проверяя их практикой. У него развивается также творческое воображение, что немаловажно для любой деятельности, как в детском саду, так и в школе.
Таким образом, конструктивная деятельность больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития умственных, творческих познавательных способностей дошкольников.
На наш взгляд, конструирование – эффективное средство всестороннего развития дошкольника в соответствии с требованиями ФГОС ДО.