Татьяна Горячева
Аналитический отчет о работе ГМО воспитателей подготовительных к школе групп за 2013–2014 учебный год
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые коллеги!Предлагаю Вашему вниманию отчет о работе ГМО воспитателей подготовительных к школе групп. Данная разработка может пригодиться начинающим руководителям ГМО.
Фотографии с разных заседаний ГМО.
Отчет об одном из заседаний можно посмотреть здесь:http://www.maam.ru/detskijsad/-obrazovatelnoe-sobytie-sposob-integraci-obrazovatelnogo-prostranstva-dlja-uspeshnogo-razvitija-i-socializaci-vospitanikov.html
Публикация «Аналитический отчет о работе ГМО воспитателей подготовительных к школе групп за 2013–2014 учебный год» размещена в разделах
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Годовые отчеты о проделанной работе
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Подготовительная группа
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ, диагностика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2017
I. Анализ состава методического объединения.
В состав ГМО воспитателей подготовительных к школе групп с начала учебного года входило 64 педагога.
ФИО, воспитатель д/с №19 – руководитель ГМО воспитателей подготовительных к школе групп;
ФИО – воспитатель д/с №19 – секретарь ГМО воспитателей подготовительных к школе групп.
Из 64 человек:
16 человек имеют высшую квалификационную категорию;
30 человек имеют первую квалификационную категорию;
9 человек – вторую квалификационную категорию;
9 человек не имеют квалификационной категории.
Из 64 человек:
24 человека имеют высшее образование;
39 человек – среднее специальное образование;
1 человек – обучается в ВУЗе
II. Цель, задачи, основные направления работы:
• ознакомление с основными нормативно-правовыми документами по введению ФГОС ДО в практику работы дошкольных образовательных учреждений;
• оказание методической помощи воспитателям в организации воспитательно-образовательного процесса ;
• повышение профессионального мастерства воспитателей в осуществлении воспитательной работы;
• выявление и изучение передового педагогического опыта.
В течение года было проведено 3 заседания ГМО вместо 4 запланированных. В ходе подготовки к заседаниям активное содействие руководителю ГМО оказывали:
старший воспитатель д/с №63 ФИО
зам. зав. по ВМР д/с №61 ФИО
1. Установочное заседание прошло 26.09.2012 года на базе Краеведческого музея г. Подольска.
Тема: «Дошкольное образование как первая ступень в системе непрерывного образования. Повышение эффективности работы воспитателя подготовительной группы. Ретрансляция опыта работы».
На первом заседании руководитель ГМО ФИО руководителя ознакомила педагогов с планом работы ГМО на 2013-2014 учебный год.
ИО руководителя отметила, что в связи с вступлением в силу 1 сентября 2013 года ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» первое заседание ГМО воспитателей подготовительных к школе групп будет посвящено обзору федеральных нормативно-правовых документов: Закона об образовании РФ и проекта Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) на базе Краеведческого музея.
В связи с введением ФГОС ДО с 1 января 2014 года в плане ГМО произошли изменения. На апрель запланировано заседание ГМО на тему «Реализация ФГОС ДО в практике работы в ДОУ» в МДОУ №61.
Руководитель ГМО воспитателей подготовительных к школе групп ФИО руководителя сообщила, что Законом РФ «Об образовании» урегулированы права педагогических работников, их обязанности и ответственность, установлены дополнительные гарантии в части оплаты их труда, организации их профессиональной переподготовки и повышения квалификации. Впервые в законодательстве дошкольное образование определено как первый самостоятельный уровень общего образования. В связи с этим, государство берет на себя определенные гарантии на реализацию первого уровня общего образования. Любой уровень образования подкрепляется федеральным государственным образовательным стандартом. В настоящее время он уже разработан для дошкольного уровня образования. Подобный стандарт предполагает требования к образовательной программе, условиям осуществления этой образовательной программы и результатам ее освоения. Задача дошкольного уровня – подготовить ребенка к успешному получению образования в начальной школе. Стандарты позволяют говорить о вариативности образования с учетом индивидуальных особенностей наших детей и гарантировать качество образования на данном уровне.
Статье 48 Закона об образовании в РФ «Обязанности и ответственность педагогических работников» отмечено, что педагогические работники обязаны: осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предмета, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой. Рабочая программа – нормативно-управленческий документ образовательного учреждения, характеризующий систему организации образовательной деятельности педагога. Цель рабочей программы – обеспечение целостной и четкой системы планирования воспитательно-образовательной деятельности, улучшение образования детей на каждом возрастном этапе дошкольного детства, совершенствование работы педагогических кадров дошкольного учреждения.
Педагоги разрабатывают рабочие программы в соответствии с основными положениями основной общеобразовательной программы ДОУ. Данное соответствие должно отражаться во всех компонентах рабочей программы. Вниманию педагогов была представлена структура рабочей программы и содержание каждого компонента программы.
Для эффективной работы педагогам необходимо уметь анализировать свою деятельность. Изучение педагогического опыта по своему характеру есть исследовательская деятельность, требующая непосредственного наблюдения живого педагогического процесса, научного осмысления изучаемого педагогического явления, анализа и сравнения результатов, подтверждения конкретными примерами педагогической деятельности автора опыта, что требует специальных знаний, высокого уровня педагогической квалификации. Чтобы распространять инновационный педагогический опыт, необходимы, по меньшей мере, два обязательных условия:
а) облечь опыт в такую форму, которая будет достаточно ясна и наглядна, технологична и доступна не только для восприятия, но и для реализации в конкретных условиях;
б) вызвать заинтересованность педагогов в овладении инновационным опытом, актуализировать у них желание и профессиональную готовность использовать его в своей практике.
Затем были отмечены основные этапы, из которых складывается сложный процесс распространения педагогического опыта, приведены примеры лучших педагогических практик и предложено педагогам перечислить некоторые формы тиражирования инновационного педагогического опыта в современной образовательной практике.
Воспитатель МДОУ д/с компенсирующего вида №63 ФИО представила как свой, так и опыт работы других педагогов детского сада по подготовке руки к письму и коррекции речи у детей с тяжелыми нарушениями речи, опубликованный в периодических печатных изданиях: журналы «Дошкольное воспитание» и журнал «Логопед».
Заседание №2 проведено 3.12. 2013 г. на базе МДОУ комбинированного вида д/с №63.
В своем сообщении «Образовательное событие - способ интеграции образовательного пространства для успешного развития и социализации воспитанников» руководитель ГМО ФИО отметила, что интегративным результатом реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является создание комфортной развивающей образовательной среды, обеспечивающей высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, их родителей. В настоящее время в педагогической среде наблюдается интерес к понятию «образовательное событие», что связано, прежде всего, с его результативностью в деле развития личности ребёнка. Сущность образовательного события заключается в том, что организуются специальные условия для детского действия, полученный опыт, осмысленный и осознанный, превращается в средство для достижения новой, уже более высокой, цели. При этом любой из участников образовательного события – это действительно участник, а не зритель: у каждого – свои смыслы, своя деятельность, свои переживания, но поле выбора такое, что в выборе ограниченных (содержанием и временем) ресурсов ребенок должен иметь неограниченные возможности. В заключение отмечено, что ценность образовательного события в том, что оно создает целостное единство образовательного процесса, а его содержание отражает картину всего изученного, приобретенного, накопленного, сформированного в творческой, речевой, культурной, эмоциональной сфере.
Вниманию педагогов старший воспитатель МДОУ №63 ФИО представила презентацию «Образовательное событие «День защиты диких животных» в ДОУ». Отмечено, что образовательный процесс на основе комплексно-тематического принципа, приближенного к так называемому «событийному» принципу, позволяет сделать жизнь детей в детском саду более интересной, а образовательный процесс – мотивированным. Представлен практический материал планирования и организации образовательного события экологической направленности «День защиты диких животных» по лексической теме недели «Дикие животные наших лесов». Активное участие в подготовке к образовательному событию принимали и родители воспитанников: совместно с детьми они изготовили макеты «Уголок леса» с лесными зверями, используя при этом природный и бросовый материал, так же были выполнены разными способами (рисунок, аппликация) творческие работы для вернисажа. Итогом такой подготовки стала игра-путешествие «В гости к лесовику». В заключение подчеркнуто, что образовательное событие, проведенное в ДОУ, позволило объединить педагогов, детей, родителей, научить их работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу.
Затем состоялся открытый просмотр непосредственно организованной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе «Образовательное событие «День защиты диких животных» (показала воспитатель МДОУ д/с №63 ФИО). В процессе образовательной деятельности, которая проходила в виде игры-путешествия в лес в гости к Лесовику, педагоги продолжали знакомить детей с правилами поведения в лесу, закрепляли знания детей о диких животных лесов России, об охране диких животных, продолжали знакомить детей с Красной книгой, с отдельными представителями животного мира, занесёнными в неё.
В ходе анализа было высказано мнение о том, что педагоги увидели все виды детской деятельности, которые умело интегрировала воспитатель ФИО: и музыкальную, и игровую, и продуктивную, и двигательную, и познавательную.
Воспитатель МДОУ д/с №19 ФИО представила вниманию педагогов опыт работы детского сада в виде презентации «Экологическая акция в ДОУ как социально значимое, деятельностное, комплексное, событийное мероприятие». Нетрадиционная форма работы с детьми в области экологического воспитания - проведение экологических акций в ДОУ. Яркой формой выражения отношения экологической культуры является деятельность ребёнка, а также всех участников экологического процесса. На примере экологической акции «Елочка – зеленая иголочка» показано воспитателям, какие цели и задачи ставятся при подготовке и проведении данного мероприятия, через какие виды детской деятельности может проходить экологическая акция, а также ее результативность.
В заключение заседания был проведен практикум «Проектирование образовательного события». Педагогам были даны бланки- пустографки с обозначенной темой образовательного события: «День птиц», «День леса», «День Земли» и предложено разделиться на творческие группы и заполнить таблицы: определить цель, задачи образовательного события, период проведения, формы работы с детьми, направленные на подготовку к образовательному событию, а также форму проведения итогового мероприятия. В процессе работы педагоги активно обсуждали высказываемые мнения. В заключение воспитатели подвели итог: за сравнительно небольшой отрезок времени они сумели спроектировать образовательные события экологической направленности.
Заседание №3 проведено 12.02. 2014 г. на базе МДОУ црр-д/с №61.
Тема: «Реализация ФГОС ДО в практике работы дошкольных учреждений».
Руководителем ГМО воспитателей подготовительных к школе групп ФИО руководителя отмечено, что во всех детских садах разработаны планы перехода ДОУ на ФГОС ДО, все педагоги должны быть с ним ознакомлены. Затем педагогам предложено провести анкетирование с целью выявления уровня представлений педагогов о ФГОС ДО (анкета прилагается). Педагоги должны объяснить, что такое ФГОС ДО, когда вступил в силу, на каких документах он основывается, а также определить чем отличаются ФГТ и ФГОС ДО.
Педагогам было сообщено, что ФГОС ДО – это документ прямого действия, и все ДОО должны его реализовывать. Введение ОС – это изменения в системе управления образованием, норма, которая должна учитываться на федеральном, региональном, муниципальном уровнях, уровне ДОО. Отмечены основные понятия ФГОС ДО, требования ФГОС ДО. В связи с тем, что кадровые условия в ФГОС ДО являются главными, разрабатывается профессиональный стандарт педагога, который планируется ввести к сентябрю 2014 года. А основной результат освоения программы – это социализация детей. Результаты освоения программы описаны во ФГОС ДО в виде целевых ориентиров.
Педагогам, испытывающим затруднения в ходе анкетирования, предложено
проработать эти вопросы со старшими воспитателями или зам. зав. по ВМР дошкольных учреждений.
III. Анализ посещаемости ГМО.
На заседании №1 присутствовали 59 человек. Отсутствовали: Д\С №№ 15, 16, 34,60.
На заседании №2 присутствовали 42 человека. Отсутствовали: Д\С №№
11, 12, 14, 16, 21,24,28,30,33,47,48,50,51,52,53,54,55,58,60.
На заседании №3 присутствовали 56 человек. Отсутствовали: Д\С №№5,14,18,23,47,48,49,54,58.
Посещаемость ГМО воспитателями подготовительных групп составила в 2013 – 2014 учебном году более 80%, что показывает устойчивый интерес в получении новых знаний и говорит о желании педагогов повышать свой профессиональный и личностный уровень.
Основная причина отсутствия педагогов на заседаниях ГМО: отсутствие замены.
IV. Основные сохраняющиеся проблемы
.
Результаты анкетирования показали недостаточный уровень владения педагогами знаний нормативно-правовых документов по введению ФГОС ДО в ДОУ, содержания самого документа.
V. Основные направления ближайшего развития.
На основании выявленных профессиональных потребностей и запросов педагогов в план работы ГМО воспитателей подготовительных к школе групп на 2014 -2015 учебный год внести следующие вопросы:
1. Реализация преемственности во взаимодействии воспитателей, родителей учителей начальной школы по решению вопросов социально-личностного развития дошкольников.
2. Организация предметно-пространственной развивающей образовательной среды с учётом региональных и иных особенностей как условие реализации ФГОС ДО.
3. Планирование и построение образовательной деятельности в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО.
4. Переориентация педагогического сознания на новые ценности образования, на личностно ориентированный подход в организации образовательного процесса.
Темы ГМО воспитателей подготовительных к школе групп на 2014-2015 учебный год:
1. Разработка оптимальной модели организации образовательного процесса, обеспечивающей формирование системы отношений ребенка к миру, другим людям, к самому себе в соответствии с ФГОС ДО;
2. Индивидуальный образовательный маршрут как средство полноценного развития личности в образовательном процессе и ее адаптации в обществе.
3. Формирование у дошкольников ценностного отношения к своему здоровью через создание здоровьесберегающего пространства в ДОУ путем взаимодействия с социальными институтами города.
Проект годовых задач на 2014-2015 учебный год:
1. Обеспечение преемственности между ДОУ и школой по формированию предпосылок учебной деятельности в рамках внедрения ФГОС дошкольного образования и ФГОС общего начального образования;
2. Организация эффективных форм взаимодействия с родителями по вопросам образования детей, вовлечение их в образовательную деятельность, в том числе посредством совместных образовательных проектов на основе выявленных потребностей семьи.
3. Создание условий для повышения профессиональной компетенции, роста педагогического мастерства и развития творческого потенциала каждого педагога как одно из требований ФГОС ДО.