Людмила Гречкина
Аналитический отчет о проделанной работе в подготовительной группе №4 за 2015–2016 учебный год.
▼ Скачать + Заказать документы
Общая характеристика группы.
В нашей группе всего 20 человек, 10 мальчиков и 10 девочек.
Большая часть детей нашей группы находятся в едином коллективе со второй младшей группы. Атмосфера доброжелательная, позитивная, преобладают партнерские взаимоотношения и совместная деятельность детей. Конфликты между детьми, если и возникают, то быстро и продуктивно разрешаются.
Все дети разносторонне развиты, многие из них дополнительно занимаются в различных кружках, секциях, изостудии, музыкальной школе, посещают бассейн.
Публикация «Аналитический отчет о проделанной работе в подготовительной группе №4 за 2015–2016 учебный год,» размещена в разделах
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Годовые отчеты о проделанной работе
- Подготовительная группа
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ, диагностика
- Темочки
На протяжении года дети развивались согласно возрасту и по всем направлениям развития показали положительную динамику и хорошие результаты.
Педагогический процесс в течение года был ориентирован на формирование личности ребенка с учетом особенностей его физического, психического развития, индивидуальных возможностей и способностей, подготовку к обучению в школе. С детьми систематически проводилась ООД в соответствии с основной общеобразовательной программой ДОУ и утверждённым расписанием непосредственно образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленного в пяти образовательных областях. Воспитательно-образовательная работа в группе строилась на основе создания специальной предметно-развивающей среды, перспективного и календарного планирования. Составлена рабочая программа группы.
В течение года соблюдался режим дня и все санитарно-гигиенические требования к пребыванию детей в ДОУ. Согласно плану проводились медицинское, психологическое и педагогическое обследование воспитанников, подтвердившие положительную динамику развития каждого ребёнка и группы в целом.
Остановимся вкратце на образовательных областях:
Образовательная область
«Социально - коммуникативное развитие».
Социально-коммуникативное развитие детей относится к числу важнейших проблем педагогики. Его актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребёнка, в котором часто наблюдаются дефицит воспитанности, доброты, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях людей.
Каждый день ребенка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми.
Главной целью учебного года была подготовка детей к школе. Школьная адаптация, успехи зависят, насколько у ребёнка развито социально-коммуникативное общение. Взаимоотношения, сотрудничество между детьми хорошо прослеживается в сюжетно-ролевых играх, при организации хозяйственно-бытового труда, труда в природе. Умение считаться с товарищами, готовность выручить в трудную минуту, владение разными способами культуры поведения-эти проблемы решались в повседневной жизни детей. Благодаря рассредоточению игровых зон, дети нашей группы имели возможность самостоятельно выбирать, каким видом деятельности заполнить свое свободное время. При возникновении споров, недопонимания совместно решали проблемную ситуацию.
Развитие трудовых навыков, уважительное отношение к труду взрослых, заботливость, ответственность, умение работать в коллективе – все эти цели достигали через организацию самообслуживания, хозяйственно-бытового труда в группе. Дети с удовольствием, с большой ответственностью брались за посильный труд: протирали полочки, расставляли игрушки, раскладывали настольные игры, убирали в своих шкафчиках.
Большое внимание уделялось формированию основ безопасного поведения в быту (уметь пользоваться бытовыми приборами, социуме (знать номера телефонов скорой помощи, пожарной, полиции, природе (знать как оказать помощь при ушибе, солнечном ударе).Необходимые знания дети получали в тематические недели, регулярно проходящие в нашем детском саду.
К концу учебного года дети :
• имеют представление о стилях речи и уместности употребления разных форм в разном социальном контексте;
• имеют представление о безопасном поведении в быту (опасные предметы, природе, на улице, с незнакомыми людьми;
• имеют представление об опасных для жизни и здоровья предметах, с которыми они встречается в быту, о правилах пользования ими;
• умеют оценивать свои и чужие поступки с точки зрения безопасного поведения в быту, при обращении с пожароопасными предметами;
• имеют представление об опасности дома и на улице со стороны незнако-мых людей;
• имеют преставления о причинах возникновения пожара, об опасности игр с огнем и о способах пожаротушения;
• имеют представления о некоторых пешеходных дорожных знаках, знают алгоритм перехода проезжей части, ориентируются в районе детского сада и дома;
• имеют представления о ЧС природного, социального и техногенного характера;
• имеют представление об элементарной медицинской помощи, знают телефоны экстренных служб 01, 02, 03;
• имеют представление о правилах безопасного обращения с животными;
• имеют представление о правилах безопасного поведения в природе;
• психологически устойчивы к неуспеху, способны настойчиво достигать цели;
• играют в сюжетные игры «с продолжением»;
• с интересом слушают литературные произведения «с продолжением»;
• выполняют инструкции взрослого;
• имеют сформированную готовность к школе.
В сюжетно – ролевых играх дети стали проявлять большую выдумку, развивать сюжет игры, привносить какие-то свои интересные новшества, идеи. Объединяются в подгруппы из 3-6 человек. Распределяют роли между собой и договариваются об обязанностях в игре. Правильно отбирают атрибуты к играм. В дидактических играх договариваются со сверстниками об очередности ходов, быть терпимыми и доброжелательными партнерами.
Так в нашей группе имеются атрибуты к таким играм, как : «Больница», «Автомастерская», «Пожарная служба», «Полиция», «Салон красоты». В этом году в копилку игр была добавлена с/р игра «Библиотека».
У детей сформировались элементарные способы общения: доброжелательно здороваться, отвечать на приветствие другого человека, вежливо выражать свою просьбу, благодарить. Мы побуждали детей к взаимодействию друг с другом и с незнакомыми взрослыми, умению без напоминания убирать свой стульчик и вещи в отведенное место. У детей развились способности видеть разные эмоциональные состояния близких взрослых и детей (радость, печаль, гнев).
Особое внимание уделялось безопасной жизнедеятельности детей в течение дня, в помещениях и на прогулке. Рассматривали иллюстрации, проводили беседы («Азбука безопасности», «Дорожная азбука»).
В сентябре на неделе ПДД состоялось открытие первой станции «Зажёгся зеленый», была проведена акция (велопробег) «Один день без машин». Команда нашей группы «Агитбригада» участвовала в викторине «Знатоки ПДД». В апреле дети нашей группы участвовали в областном конкурсе «Праздничная открытка», посвященная 70 службы ГИБДД, на котором детский сад занял II место.
На протяжении всего года учились соблюдать правила поведения во время игр с песком, с водой, с мелкими предметами. На занятиях дети получали элементарные представления о человеке: о себе, о мальчиках и девочках, близких родственниках, знакомили с частями тела человека: голова, туловище, руки, ноги. Воспитывалось чувство удовлетворения от чистоты и порядка, учили быть внимательными к указаниям взрослых.
Образовательная область «Познавательное развитие»
Цель: развитие познавательных интересов и познавательных способностей детей, которые можно подразделить на сенсорные, интеллектуально-познавательные и интеллектуально-творческие.
Основным лейтмотивом в развитии познавательной активности детей выступает формирование бережного и созидательного отношения к миру. К концу года сознание детей обогатилось новым содержанием, которое способствовало накоплению представлений детей о большом мире.
Работа по развитию познавательных интересов, любознательности, формированию представлений об окружающем мире проводилась по всем блокам «Познаю мир» Т. И. Гризик. По окончании изучения блоков : «Животные», «Растения», «Древний мир», «Астрономия» - составлялись коллажи. Познакомили детей со столицей нашей Родины, её архитектурным ансамблем.
При подготовке к интеллектуальной Олимпиаде объектом для исследования по методике Савенкова стала серая куропатка. Дети научились «добывать» информацию из разных источников самостоятельно и при помощи родителей; рассказывать её своим товарищам; научились делать умозаключения; приобрели большой запас знаний об этих одинаковых и таких разных зверьках. Благодаря родителям были оформлены папки с информацией о животных.
В мае воспитатель Гречкина Л. В. провела открытое мероприятие по познавательному развитию с использованием технологии ТРИЗ, для учителей школы №16 «Путешествие в страну Знаний», на котором дети (выпускники) показали свои знания и умения, приобретенные за все время пребывания в ДОУ.
На протяжении всего учебного года детей знакомили с предметами, явлениями, событиям, находящимися за пределами непосредственного внимания и опыта детей. Для этого активно использовалась технология ТРИЗ, а также методическое пособие «Что было до …» О. В. Дыбиной. Знакомили со свойствами и качествами предметов. Рассказывали о материалах, из которых они сделаны (бумага,стекло, фарфор,металл, ткань). Знакомили с профессиями : шахтера,археолога, библиотекаря, автослесаря.
В своей работе мы использовали технологию С. Н. Николаевой по экологическому воспитанию, разработанную по программе «Юный эколог». Дети расширили запас знаний о предметах и явлениях природы. Экскурсии по территории детского сада и наблюдения позволили детям запомнить названия деревьев, кустарников произрастающих в детском саду. Комплексные занятия, мини – выставки организованные в группе, не только расширили знания детей, но и научили переживать и осознавать красоту природы, представленную в живописи, изделиях народного промысла. 22 апреля проведен традиционный экологический праздник для детей старших и подготовительных групп «День Земли», целью которого являлось расширение и закрепление знаний детей об экологических знаках, правилах поведения в природе. Мама С. Воронкова нарисовала замечательный плакат, посвященный дню Рождения земли.
Родители и дети активно участвовали в экологических акциях «Спаси дерево» и в акции по сбору отработанных батареек. Нам были выданы сертификаты.
Выполнили программу по разделу «Математика и логика» Е. В. Соловьёвой. Дети знают геометрические фигуры, познакомились с танграмом, научились выкладывать из деталей различные фигуры (заяц, дом, чайник, лиса, собака).С успехом справились с заданием на интеллектуальной Олимпиаде; научились решать примеры на сложение и вычитание; умеют проводить сериацию предметов, классифицировать по одному и нескольким признакам. На занятиях мы использовали развивающие тетради «Моя математика» Е. В. Соловьёвой, наглядные пособия: таблицы, геометрические фигуры, cчетные палочки, числовые веера. Для закрепления полученных знаний использовали настольные и дидактические игры группы.
Конструирование и ручной труд проводили как отдельными занятиями, так и логическим продолжением занятий по математике, грамоте, развитию речи, познавательного развития. Дети научились использовать природный материал для поделок, изготавливали объёмные поделки из цилиндра, конуса, как по образцу, так и проявляя личное творчество. На неделю театра руками детей было изготовлено два вида театра : плоскостной на прищепках и конусный. Разнопланово работа велась во время зимних каникул в Мастерской Деда Мороза. Дети мастерили елочные игрушки, карнавальные маски, маски для рождественского праздника.
В группе с активным участием родителей и детей прошли выставки на тему: «Донская осень» ,«На Донской земле всё родится, надо только трудиться»»; вы-ставка зерна, «Новогодняя игрушка», «Народно-прикладное искусство».
Большое внимание в нашей работе уделялось патриотическому воспитанию. Для формирования у детей представлений о государственном празднике - Дне защитника Отечества, о Российской армии, различных родах войск была проведена серия познавательных бесед: «Праздник смелых людей», «Жить – Родине служить», «Защитники Отечества», «Героизм солдат России», «Застава не спит».
Вниманию детей были представлены следующие мультимедийные презентации: «Я служу России», «Знакомство с различными видами войск и военной техникой».
Мы читали детям художественную литературу: : А. Твардовский «Рассказ танкиста», рассказ «Мальчиш –Кибальчиш», С. Алексеев «Первый ночной таран», А. Барто «На заставе», С. Маршак «Пограничники».
Заучивали пословицы и поговорки о чести, долге, солдатской дружбе и товариществе.
Отгадывали загадки на военную тематику.
Совместно с детьми рассматривали репродукцию картины Ю. Васнецова «Три богатыря».
Продуктивная деятельность : Художественно-эстетическое развитие: Рисование: «Военная техника». Лепка – пластилинография «Танк». Свободное рисование иллюстраций к стихотворению С. Михалкова «Наша Армия родная». Рисование «Солдат на посту».
Были организованы сюжетно-ролевые игры: «Я танкист», «Подводники», «Десантники», «Пограничники».
Физическое развитие: Спортивные, эстафетные игры «Подготовка к службе в Армии». Игровые упражнения «Военный парад», «Солдат».
Совместно с родителями была организована выставка рисунков на тему «Слава Армии родной!»
спортивный праздник совместно с родителями «Морское путешествие».
В ходе занятий дети знакомились с родами войск, слушали рассказы о героических подвигах в годы войны, рассматривали иллюстрации, картины.
В годовщину, посвященную Дню космонавтики, было проведено спортивное мероприятие «Космическое путешествие».
26 апреля наша группа была приглашена на митинг, посвященный 30- летию аварии на Чернобыльской АЭС, который состоялся около памятника ликвидаторам последствии этой страшной аварии. Дети познакомились с участниками ликвидации и возложили цветы к памятнику. Конечно, была проведена предварительная работа. С помощью ИКТ (презентация) детям было подробно рассказано об этой трагедии, были прослушаны песни и стихи.
В мае провели торжественный праздник, посвященный 76- летию Великой Отечественной Войне. Посетили памятник летчикам в нашем селе, возложили цветы, читали стихи, пели песни военных лет.
Были проведены фольклорные праздники: «Жниво», «Колядки», «Эх! Масленица», «Весну приаукиваем».
Образовательная область «Речевое развитие».
Обучая детей разговорной речи, учитывалась особенность словарного запаса и возможности ребенка в произношении звуков в словах. Для развития речи использовались все режимные моменты и бытовые ситуации. Речь проходит красной нитью, через все формы организованной и самостоятельной деятельности.
На занятиях детей учили правильно произносить слова, понимать и обозначать словом свойства и качества предметов, уметь их обобщать. Развивали артикуляционный аппарат и связную речь, учили правильно повторять сказанное и услышанное, словами передавать свои эмоции и просьбы, правильно называть окружающие предметы, людей, животных, растения; детей учили понимать вопрос и отвечать на него. Развивали умения составлять рассказы о событиях из личного опыта, придумывать свои концовки к сказкам. Старались развивать интонационную речь посредством разговорного общения, заучивания стихотворений, чтения, рассказывания, драматизации и. д. Приоритетным разделом для дошкольников является развитие речи. На протяжении учебного года велась работа по технологии «Учусь говорить» В. В. Гербовой.
Решали следующие задачи: -обогащали речь детей; -развивали диалогическую и монологическую речь; -формировали умение общения в коллективе (выслушивание собеседника, не прерывая его); -воспитывали сдержанность и тактичность в диалоге; -развивали умение слушать внимательно и пересказывать короткий рассказ (при затруднении по наводящим вопросам).
Дети усвоили лексику родного языка и овладели правильным произношением слов. В работе использовали настольные игры: «Составь слово», «Отгадай слово», ребусы, кроссворды, заучивали пословицы, поговорки, считалки. Использовали материал, который на протяжении учебного года нам предоставляли психолог и логопед: мимические и пальчиковые гимнастики, упражнения для развития артикуляционного аппарата. Специалисты плотно общались с родителями детей, требующим особого внимания, были даны рекомендации, консультации.
Велась работа по обучению детей грамоте. На начало учебного года все дети группы были знакомы с буквами. В течение года дети осваивали технику соединения букв в слоги и слова. Используя книги с яркими иллюстрациями, дидактические игры прививали интерес к чтению. К концу учебного года 80%детей научились читать. Надо отметить в этом помощь родителей. На первом собрании мы подробно объяснили родителям о способах и приемах обучению детей чтению, о необходимости привития культуры чтения с дошкольного возраста. На протяжении учебного года у нас в группе работала развивающая стена, благодаря которой дети узнали, что читая алфавит, нужно произносить название буквы (М –эм, Л-эль, что звуки бывают гласные и согласные, что бывают звонкими и глухими, что они имеют пары. Ежедневное чтение детям вслух, способствовало развитию интереса к художественной литературе как к средству познания, воспитания культуры чувств и переживаний.
Чтение художественной литературы.
Дети любят, когда им читают, называют, ту сказку, которую им хотелось бы прослушать в данный момент. Умеют различать жанры литературных произведений в ознакомлении с художественной литературой, называют любимые сказки и рассказы, знают 3-4 любимых стихотворения, считалки, загадки, выразительно читают стихотворения, пересказывают отрывок из сказки.
Была составлена картотека речевых игр.
Мероприятия:
-сказка «Лесная сказка» (театральная неделя);
-литературный праздник, посвященный творчеству А. Барто;
-конкурсы чтецов:
-посвященный творчеству К. Чуковскому –Шкурина Вероника –II место
-посвященный творчеству С. Я. Маршака, на котором первое место заняла Шкурина Вероника, а Волков Ростислав –призер конкурса.
К районному семинару по речевому развитию была проведена выставка поделок, к которым дети вместе с родителями сочиняли стихи, сказки или рассказы. Активное участие в этом мероприятии приняли семьи Волкова Ростика, Ребреевой Маши, Воронкова Сережи, Шкуриной Вероники, Гроицкого Ильи.
В конкурсе «Лучший речевой уголок» мы заняли III место.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
В течение года у детей развивалось желание и интерес рисовать, поэтому все дети с удовольствием занимаются продуктивными видами деятельности. Дети научились передавать в рисунке образы предметов, объектов, персонажей сказок, литературных произведений. Овладели композиционными умениями. В течение года мы продолжали знакомить детей с изделиями народных промыслов. На занятиях закрепляли умения лепить предметы пластическим, комбинированным и конструктивным способом. Закреплялись умения передавать в лепке выразительность образа, лепить фигуры человека и животных в движении, объединять небольшие группы предметов в несложные сюжеты. В области аппликации результаты более высокие. Формировались умения вырезать одинаковые фигуры или их детали из бумаги, сложенной гармошкой, а симметричные изображения из бумаги, сложенной пополам.
«Музыка» является любимым занятием для детей. Рекомендуемые программой задачи развития выполнены, дети активны в музыкальных видах деятельности, ритмично двигаются и выполняют танцевальные движения в соответствии с разнообразным характером музыки, интерес к музыкальным занятиям устойчив. Могут петь индивидуально и коллективно. Любят слушать музыкальные произведения.
Мероприятия:
-интегрированное мероприятие «Три цвета осени».
-«Проводы Зимы».
-«Новый год».
-«Модный приговор (8 марта)».
-выпуск в школу «Путешествие «Детский сад-школа»».
Образовательная область «Физическое развитие».
В течение учебного года велась работа по физкультурно - оздоровительной работе. Дети научились правильно выполнять некоторые виды основных движений (ходьба, бег, прыжки). Научились перебрасывать мяч друг другу, бросать предметы в цель из различных положений, попадать в цель. Перестраиваться в две шеренги после расчета на 1-2, соблюдать интервалы во время передвижения. Умеют выполнять физические упражнения из различных исходных положений четко и ритмично, в заданном темпе, под музыку, по словесной инструкции. Дети любят участвовать и организовывать игры с элементами спорта (хоккей, футбол.).
В рамках оздоровительной работы в группе с детьми организована и проводится оздоровительная и профилактическая работа - закаливающие процедуры, проведение утренней гимнастики с использованием ритмических движений, физкультурных занятий в зале и на улице, спортивных мероприятий - развлечений и досугов, организация прогулок, разнообразное использование и проведение подвижных и спортивных игр во время прогулок. Постоянно идёт использование профилактических мероприятий - проведение пальчиковой и дыхательной гимнастики, упражнения для глаз, массаж рук и стоп кистей, ушной массаж и т. д.
Мероприятия:
-спортивный праздник, приуроченный к Дню Защитника Отечества (совместно с папами);
-день здоровья (ноябрь) - «Осеннее приключение» (осенний спортивный праздник);
7 апреля - Международный день здоровья;
-апрель –месячник «Здоровое питание».
Работа с родителями.
В жизни нашего детского коллектива активно участвуют родители. В соответствии с годовым планом работы проводились родительские собрания: «ДОУ и семья в подготовке детей к школе»», «Формирование у детей навыков личной безопасности и умения действовать в чрезвычайных ситуациях», «Режим будущих первоклассников», «Здоровый образ жизни. Нужные советы». Оформлялись папки-передвижки: «Что необходимо знать и уметь ребёнку, поступающему в школу», «Пусть ребёнок знает, что в мире есть опасность», «Как одевать ребенка на прогулку»,«Как весело провести с ребенком Новый год?»
Результатом взаимодействия педагогов и родителей являются: повышение активности родителей в жизни группы и детского сада
По проведенным результатам бесед с родителями видно, что основная масса родителей довольна работой педагогов и интересуются достижениями детей.
Анализ уровня развития детей в подготовительной группе показал, что во всех областях образовательно-воспитательной деятельности достигнуты определенные успехи. Положительное влияние на этот процесс оказывает тесное сотрудничество воспитателей, специалистов, администрации ДОУ и родителей, а также использование приемов развивающего обучения и индивидуального подхода к каждому ребенку.
Знания и навыки, полученные детьми в ходе непосредственно образователь-ной деятельности, необходимо систематически закреплять и продолжать применять в разнообразных видах детской деятельности. Особое внимание следует уделить использованию многообразных традиционных и нетрадиционных методов работы, позволяющих развивать соответствующие знания, умения, навыки.
Проблемы:
Не полностью укомплектована предметно-развивающая среда в соответствии с современными требованиями.
Успехи:
Большая часть детей нашей группы вышла на высокий уровень развития по всем образовательным областям!
Заметно возрос авторитет и популярность педагогов среди родителей группы.
С учетом успехов и проблем, возникших в минувшем учебном году, намечены следующие задачи на 2016 – 2017 учебный год :
- Продолжение целенаправленной работы с детьми по всем образова-тельным областям.
- Совершенствование работы по взаимодействию с родителями.
- Продолжение совершенствования предметно-развивающей среды в соответствии с ФГОС.
- Повышение уровня педагогического мастерства путем самообразова-ния, обмена опытом работы, посещения мероприятий (семинаров, практикумов, мастер-классов).
- Активное участие в мероприятиях ДОУ.