Наталья Иванова
Аналитический отчет учителя-логопеда
▼ Скачать + Заказать документы
учителя-логопеда Ивановой Н. В. о проделанной работе
за 2019 -2020 учебный год
Цель коррекционно - образовательного процесса:
осуществлять личностно - дифференцированный подход к коррекции и развитию речи детей.
Решались основные задачи коррекционного обучения:
Формирование правильного произношения;
Развитие навыков связной речи;
Практическое усвоение лексических и грамматических средств языка;
Формирование готовности к обучению грамоте.
Публикация «Аналитический отчет учителя-логопеда» размещена в разделах
- Анализ работы учителя-логопеда
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Отчет учителя-логопеда
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа. Отчеты о проделанной работе. Анализ, диагностика
- Темочки
Диагностическая работа.
В начале учебного года было проведено первичное обследование речи детей, зачисленных в логопедическую группу, с целью точного установления причин, структуры и степени выраженности отклонений в их речевом развитии. На каждого ребёнка была заведена речевая карта, индивидуальный маршрут коррекционной работы, в которых отражалось всё речевое развитие, анамнестические данные. В результате специального обследования были выявлены характерные особенности нарушения речевой деятельности и потенциальные возможности каждого воспитанника.
диагноз Начало года Конец года
Количество детей % Количество детей %
ОНР 3 ур. 5 33% 4 27%
ФФН 1 7% - -
ЗПР 7 46% 6 40,00%
УО легкой степени 2 14% 2 13%
Норма РР - - 3 20,00%
ВСЕГО 15 100,00% 15 100,00%
Диагностика помогла правильно построить коррекционно-развивающую работу с детьми.
Коррекционно - развивающая работа с детьми.
Коррекционно - развивающая работа была реализована по рабочей программе коррекционно-логопедической работы в логопедической группе старшего дошкольного и подготовительного к школе возраста для детей с тяжёлыми нарушениями речи. Данная программа составлена в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», «Конвенцией о правах ребёнка», «Декларацией прав ребёнка», «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях», «Положением об организации групп компенсирующей направленности в ДОУ».
Основной базой рабочей программы являются:
1. нормативно-правовые документы и локальные акты МДОУ №126 г. Магнитогорска.
2. примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / Л. Б. Баряева, Т. В. Волосовец, О. П. Гаврилушкина, Г. Г. Голубева и др. ; Под. ред. проф. Л. В. Лопатиной. —СПб., 2014;
3. Основная образовательная программа МДОУ «Д/с № 126 о. в.» г. Магнитогорска (базируется на примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. – СПб. : ООО Издательство «Детство-пресс», 2014);
4. «Наш дом – Южный Урал». Программно-методический комплекс для организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования. Авторы-составители: Е. Бабунова, С. Багаутдинова, Л. Галкина, Л. Градусова, И. Едакова, Н. Левшина, И. Колосова, Е. Лопатина, С. Обухова, В. Садырин, В. Турченко.
Вся коррекционная работа (коррекционно-развивающие занятия, индивидуальная работа с детьми по постановке и автоматизации звуков, развитию фонематического слуха, формированию лексико-грамматического строя речи и связной речи) была проведена в соответствии с календарно-тематическим планированием на 2019-2020 учебный год.
Логопедические занятия являются основной формой коррекционного обучения. Прежде всего, с каждым ребёнком был установлен эмоциональный контакт. Работа по устранению различных форм нарушений речи носила дифференцированный подход, который осуществлялся на основе учёта этиологии, механизмов, симптоматики нарушения, структуры речевого дефекта, возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка.
В зависимости от структуры дефекта и уровня подготовки все дети были разделены на 2 подгруппы. В связи с этим была запланирована логопедическая работа по преодолению имеющихся у детей нарушений речи. Так в течение учебного года с детьми проводились фронтальные и индивидуальные занятия. Для устранения общего недоразвития речи на фронтальных занятиях реализовались цели по формированию грамматического строя, обогащению и активизации словаря, развитию и совершенствованию навыков словообразования, развитию связной речи.
С детьми проводились фронтальные занятия по звукопроизношению и обучению грамоте по программе. Была максимальная насыщенность лексическим и грамматическим материалом по изучаемым звукам. Проводились занятия по развитию лексико-грамматического строя речи, связной речи по темам два раза в неделю. Вели перспективное и календарное планирование.
Для закрепления пройденной темы, раз в неделю раздавали детям домашние задания. Обязательно вписывали дидактические игры для закрепления окончаний, например игра «Повар»: сок из малины, какой будет сок? - малиновый. Родители в соответствии с рекомендациями смогли правильно оформить рабочий альбом ребенка. Данный альбом ведется в течение обучения детей в логопедической группе. В ходе проведенной коррекционно-развивающей работы, многие дети овладели правильным звукопроизношением и словообразованием, умением четко высказывать свои мысли, более полно пересказывать предложенные тексты, улучшилось понимание логико-грамматических конструкций.
Большое внимание в работе с детьми старшей группы уделялось развитию связной речи. Дети составляли различные по уровню сложности предложения, учились их распространять, опираясь на вопросы логопеда.
С детьми проводились и занятия по формированию фонетико-фонематических представлений и подготовке к обучению грамоте. С ними велась работа по знакомству со звуками, по умению определять наличие звука в слове, по дифференцировке звуков, сходных по артикуляторным и акустическим признакам.
На индивидуальных занятиях с детьми проводилась работа по развитию и совершенствованию артикуляционной моторики, постановке дефектных звуков, их автоматизации и дифференциации (в случае смешивания и звуковой замены). Кроме того, у детей развивалось фонематическое восприятие, формировались лексико-грамматические конструкции, активизировались и развивались неречевые психические процессы, совершенствовалась мелкая моторика.
В течение учебного года в работе с детьми широко использовала здоровье сберегающие технологии, такие как: артикуляционная гимнастика для развития артикуляционного аппарата, дыхательная гимнастика для формирования направленной воздушной струи и пальчиковая гимнастика для развития мелкой моторики пальцев рук, су-джок-терапия для массажа рук.
В течение учебного года на занятиях широко использовался наглядный материал, такой как логопедический бегемотик. У него есть подвижный язык, который может менять положение и форму с помощью рук кукловода. Строение языка бегемота позволяет демонстрировать детям различные артикуляционные уклады, движения, упражнения. Многофункциональность пособия обеспечивается возможностью управления артикуляцией, движениями рук персонажа, что позволяет наладить эмоциональный контакт с ребенком и вовлечь его в занятие.
Так же используя ИКТ для осуществления качественного логопедического воздействия на детей, создание у них более высокой, по сравнению с традиционными методами, мотивационной готовности к обучению, закреплялись лексические темы. Практика показывает, что разнообразие методов и приемов предотвращает утомление, повышает мотивацию и поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность. А значит, возрастает эффективность логопедической работы в целом.
Логопедическая работа по коррекции звукопроизношения с детьми за 2019 – 2020 учебный год и планирование на 2020 - 2021 учебный год.
№ ФИ ребёнка
2019-2020 уч. год 2020-2021 уч. год
1 Дегтярева Ксения Поставлен звук Л ВЫПУЩЕНА В ШКОЛУ
2 Зайцева Лена Поставлены и автоматизированы звуки Л, Р ВЫПУЩЕНА В ШКОЛУ
3 Ивасенко Артем Поставлены звуки Ш, Ж, Л Поставить звук Р и автоматизировать
4 Иманкулов Данил Подготовка артикуляционного аппарата, поставлен звук Х Поставить и автоматизировать звуки Ш,Ж, Р.
5 Кирилова Ангелина Развитие понимания обращеной речи, активизация речевого подражания Развитие понимания обращеной речи, активизация речевого подражания
6 Кашкаров Данил Поставлены звуки Ш, Ж, Л Автоматизация поставленных звуков
7 Могутнова Настя Поставлены звуки З, Ж, Л. Постановка звука Р, автоматизация поставленных звуков
8 Сулейманов Никита Поставлен звук Л. Переведен в подготовительную группу д\с №126
9 Погорелая Виктория Поставлены шипящие и звук Л. Постановка звука Р, автоматизация поставленных звуков
10 Санеев Идель Поставлен звук Р. Выпущен в школу
11 Сафронов Богдан Поставлены шипящие и звук Л Выпущен в школу
12 Стебякин Степан Поставлен звук Л, шипящие Выпущен в школу
13 Тенев Матвей
14 Шевченко Дима Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звуков Постановка шипящих и соноров
15 Шершнев Матвей Подготовка артикуляционного аппарата, поставлен звук Р Выпущен в школу
Взаимодействие с родителями.
Цель: активизировать родителей, привлечь их внимание к коррекционным и педагогическим задачам, которые осуществляются в работе с детьми, сделав воспитание ребенка в семье и детском саду более последовательным, а их взаимовлияние более эффективным.
,
сентябрь Анкетирование родителей по сбору анамнеза
октябрь Родительское собрание «ОНР: причины и основные направления коррек-ционно-логопедической работы»
ноябрь Практикум «Звуковой анализ слов, знакомство с графическими обозначе-ниями»
декабрь Консультация «Советы по автоматизации поставленных звуков в домаш-них условиях»
январь Буклет «Здоровьесберегающие технологии дома»
февраль Родительское собрание «Взаимность в работе учителя-логопеда и родителей»
март Буклет «Рекомендации для родителей по подготовке ребенка к обучению в школе»
В течение года проводились индивидуальные консультации для родителей группы: «Автоматизация поставленных звуков», «Выполнение рекомендаций логопеда», «Результаты промежуточной диагностики».
Взаимодействие с педагогами логопедической группы.
В течение учебного года для воспитателей логопедической группы была создана «Тетрадь взаимосвязи учителя-логопеда с воспитателями коррекционной (логопедической) группы», проводились консультации по темам, согласно годовому плану, отчеты о результатах обследования устной речи и о результатах коррекционной работы, проводимой в течение всего учебного года. По заданию специалиста во второй половине дня воспитателями велась работа по логопедическим занятиям. Был контроль воспитателями за речью детей в свободное время. Педагогами велась качественная работа по автоматизации и закреплению поставленных звуков, так же лексических тем. Так благодаря тесному сотрудничеству и качественной работы мы добились положительных результатов на конец учебного года.
Самообразование
В течение учебного года велась работа по самообразованию на тему: «Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе учителя-логопеда», систематически повышался уровень профессиональной компетентности.
Был поиск новых форм и методов работы по исправлению речевых нарушений у детей, которые были бы эффективны, и не перегружали бы ребёнка.
В феврале 2020 года пройдены курсы повышения квалификации по программе «Организация инклюзивного образования в условиях реализации ФГОС дошкольного образования для детей с ОВЗ»
Систематически повышался опыт работы с участием в вебинарах на портале МЕРСИБО.
Итоги коррекционной работы с детьми в %.
№ задачи коррекционного обучения начало года конец года
1. Формирование правильного произношения 44% 96%
2. Развитие навыков связной речи 52% 91%
3. Практическое усвоение лексических и грамматических средств языка 55% 96%
4. Формирование готовности к обучению грамоте 42% 90%
Выполнение программы (%) 48% 96%
На следующий учебный год поставили задачи
:
Необходимо продолжить работу над развитием всех компонентов языковой системы у детей с нарушениями речи. Пересмотреть организацию работы с родителями и продолжить поиск оптимальных форм взаимодействия, повышающих мотивацию родителей в устранении имеющихся нарушений в развитии речи ребёнка и профилактике нарушений. Повышение своего профессионального уровня. Пополнение кабинета играми и пособиями.