Альфира Калинина Равиновна
Аналитическая записка о работе по самообразованию музыкального руководителя
▼ Скачать + Заказать документы
Аналитическая записка (2017 г)
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех человеческих начал, где формируется и отрабатывается его социальный опыт. Высокие темпы развития современного общества диктует необходимость постоянного поиска педагогических инноваций для качественного обучения. В связи с этим приходится осваивать новые понятия, новые возможности информационной среды, модернизировать проверенные временем методы, приемы, технологии, реализуя их на качественно новом уровне.
Публикация «Аналитическая записка о работе по самообразованию музыкального руководителя» размещена в разделах
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа музыкального руководителя
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
В наши дни, когда большую часть жизни дети проводят вне дома, вне семьи, когда ослаблены связи с родителями, когда наблюдается дефицит общения с родителями – наносится непоправимый урон физическому и духовному здоровью детей. Дети не получают элементарных представлений о народной культуре, страдают нравственные устои. В первую очередь это относится к нашему прошлому. Дети очень редко слышат красивые русские напевы, мало видят русские народные сказки, в которых отражена доброта, красота и широта русской души. В основном на телевидении преобладают жестокость, насилие, что сильно ранит детские души, травмирует детскую психику. Не секрет, что представления выпускников детского сада о русской культуре отрывочны и поверхностны. Я предполагаю, что это происходило потому, что в "Программе…" задачи по знакомству дошкольников с родной культурой были сформулированы слишком обобщённо. При этом совершенно не обозначенными оставались средства и методы решения данных задач, а у педагога не было соответствующих материалов и пособий. Видный педагог В. Н. Сорока-Росинский указывал на то, что «человек, утративший свои корни, становится потерянным для общества. И ничто так не способствует формированию и развитию личности, её творческой активности, как обращение к народным традициям, обрядам, народному творчеству». Именно поэтому воспитание патриота – задача особенно актуальная сегодня и не может быть решена без глубокого освоения народной культуры. Недаром, ФГОС ДО одной из приоритетных задач ставят формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей. Обратиться к истокам помогает фольклор, а детский фольклор – это игра, движение, слово, музыкальный ритм, напевность. Это и объясняет выбор темы: «Развитие музыкальных способностей воспитанников через использование малых форм фольклора».
Поставила цель: создать условия для формирования нравственных ценностей у воспитанников на основе приобщения к культурному наследию русского народа.
Задачи: - обновить содержание организации на основе принципа интеграции образовательных областей, - формировать у детей устойчивый интерес к народному творчеству, - познакомить детей с русскими народными песнями, инструментами, -вовлечь родителей в совместную деятельность.
Ожидаемый результат: сознательное усвоение знаний, активизация познавательной деятельности, устойчивый интерес к культуре русского народа, развитие музыкальных способностей, певческих навыков.
Наблюдая за детьми во время проведения фольклорных праздников, при знакомстве с различными формами устного народного творчества и малыми музыкальными фольклорными формами, увидела их живой интерес.
Анализ методической литературы, обобщение собственного опыта привели меня к выводу о необходимости разработки перспективного планирования по музыкальному развитию детей на основе использования русских народных песен, хороводов и игр, что позволило создать условия, способствующие эмоциональному благополучию каждого ребёнка, обновить содержание музыкальной образовательной деятельности с элементами фольклора.
Но сразу же возникла проблема: сложность обучения детей традиционным песням кроется в том, что нет методик этого обучения. Для того чтобы решить все эти задачи, использую следующие технологии: здоровьесберегающие (дыхательная и пальчиковая гимнастики; музыкальная терапия); развивающие ритмодекломация); коррекционные (артикуляционная гимнастика); информационные; проектная деятельность.
Всю работу выстроила поэтапно : - изучила специальную литературу, - разработала перспективный план образовательной деятельности, досугов, работы с родителями, воспитателями, подобрала развивающие игры, совершенствовала методы, приемы, содержание работы.
- осуществляла обработку результатов. Для осуществления контроля над динамикой развития проводила мониторинг.
Анализ деятельности по данной теме начала с выявления уровня знаний, степени сформированности практических умений и навыков у детей. Данные мониторинга показали, что знания детей недостаточно полны: 82% детей не владеют знаниями о фольклоре народных песнях и только 18% - представляют понятие о фольклоре, 67% детей не всегда в состоянии различать фольклор, 46% не могут отражать в играх разнообразные сюжеты.
Для изучения компетентности родителей по данной теме и с целью выявления музыкального окружения ребенка дома, в семье, получения сведений о том, как родители знакомят своих детей с фольклором, провела анкетирование родителей. Получила следующий результат: 68% родителей затрудняются в объяснении детям понятия фольклора, считают эту работу в дошкольном возрасте преждевременной и неактуальной; не имеют книг по данной теме -76%, игр -89%. Дома слушают легкую развлекательную музыку, не понимая значения классической и народной музыки.
Изучив и проанализировав эти анкеты, я поняла о необходимости просвещения родителей по вопросам музыкального воспитания, по воспитанию народных традиций. Чтобы грамотно построить работу по обучению детей изучила "Программы эстетического воспитания" /Т. С. Комарова/, учебно-методические рекомендации Программы
"Приобщение детей к истокам русской народной культуры" /О. Л. Князева, М. Д. Маханёва/, музыкально-литературные разработки журнала "Музыкальная палитра" и др.
Чтобы решить поставленные задачи, тщательно продумываю содержание проведения каждого занятия. Поэтому возникла необходимость создания комфортных условий для усвоения программного материала. Эту задачу я решила совместно с воспитателями и родителями: создана предметно-развивающая среда не только в музыкальном зале, но и в групповых комнатах. Знакомство с музыкальным фольклором я осуществляю в образовательной деятельности, индивидуальной работе, досугах, развлечениях, праздниках. Каждый ребенок принимает непосредственное участие во всех видах деятельности.
Прислушиваясь к речи детей, я отметила ее скудность. Чтобы показать детям красоту русского языка, выраженного в народных песнях, интерес к песенному фольклору формировала поэтапно. (Из опыта и наблюдений, могу утверждать, что народные песни это самый доступный способ: интонационные достоинства русских народных песен позволяют петь их как в младшем, так и в старшем дошкольном возрасте). Работа по обучению пению занимает значительное место: навыки пения прививаю детям постепенно, по известному принципу - от простого к сложному. Для репертуара, предназначенного для обучения ребят, выбираю знакомые произведения детского музыкального фольклора, учитываю доступность к пониманию и детскому исполнению, исходя из интересов, возможностей детей. Разучивание песен провожу, как принято в народе, без музыкального сопровождения. Потом перехожу к беседам с доходчивыми и понятными детям рассказами о русских народных традициях, бытом, трудом. Рассказываю о праздниках и обрядах, на которых звучат русские народные песни. Для более успешной работы над пониманием произведений народного творчества использую иллюстрации к сказкам, картины русских художников, творения народных умельцев. Большую помощь в ознакомлении оказывают ИКТ, аудио - видеозаписи. Для большего осмысления содержания малых фольклорных произведений, использую такой прием, как обращение к ребёнку по имени, в образе потешки, колыбельной. Это позволяет ребёнку стать участником действия. Чтобы детям было легче запомнить текст, заменяю слово в тексте или сокращаю текст, но так, чтобы не нарушалась логика текста. Когда песня выучена, провожу ее инсценировку.
Для более глубокого изучения русских традиций, быта, одежды я разработала совместный проект «Русский народный костюм», создала информационный журнал «Положительное влияние детского фольклора на ребёнка», который воспитатели и родители используют в своей деятельности. Ежегодно разрабатываю и принимаю участие в организации, подготовке и проведению праздников Пасхи, Колядки и т. д. Тесный контакт с воспитателями, родителями дал положительный результат: установлена преемственность в работе с семьёй.
Полученные знания дети закрепляют в самостоятельной деятельности. А вокальные навыки дали результаты, которые позволяют моим воспитанникам овладеть сольным, ансамблевым и хоровым народным пением:
2015год, городской фестиваль «Поющее детство» -1 место (хор); 2016 год, городской конкурс «Поющее детство» (хор) - 2 место.
Работу по приобщению детей к истокам русской народной культуры рассматриваю, как часть всей моей работы, но хочу отметить, что, со слов воспитателей, данное направление оказывает влияние на развитие ребенка в целом, на усвоение детьми задач всех образовательных областей.
В бесконечном потоке новых идей, я задалась вопросом - как ввести новые формы работы, как современными методами, приемами, играми заинтересовать детей, развить его творческие способности и подготовить к школе? Я пришла к выводу: чем насыщеннее по содержанию будет образовательная деятельность детей, тем больший отклик она принесет в их творчество. Благодаря такому подходу, дети приобретут уверенность, станут более раскрепощенными в творчестве.
Инновационную деятельность провожу в четыре взаимосвязанных этапа: ищу новые идеи; формирую нововведения; реализую нововведения; закрепляю новшества.
Чтобы обучение для детей стало интересней, насыщенней, давало им возможность активного участия в процессе познания и творчества, я использую методы и приёмы, отвечающие запросам современных детей:
1. Коммуникативные игры и танцы.
2. Координационно-подвижные игры (музыкальные и речевые).
3. Пальчиковые игры (музыкальные и речевые).
4. Логоритмические упражнения (воздействие на слух, память, речь и эмоции ребенка с помощью слова, ритма и музыки.)
5. Речевое музицирование (чтение стихов на фоне музыкального сопровождения).
6. Игры звуками (элементарные формы музыкальной импровизации).
7. Элементарный детский мюзикл.
Чтобы качественно улучшить, охватить все стороны музыкальной деятельности, оживить совместную деятельность с детьми, усилить познавательный интерес, активизировать детское внимание я постоянно использую ИКТ. Использование объяснения и закрепления в игровой форме позволяют мне увеличить объём предлагаемого для ознакомления материала. Например, знакомство с новой темой я сопровождаю показом слайдов, видеофрагментов; при слушании музыки использую показ репродукций картин художников и портретов композиторов; дети «посещают» музеи, театры, концерты; презентации по темам: «Музыкальные инструменты», «Оркестр», «Композиторы». С помощью обучающих мультимедийных программ знакомлю детей с основами музыкальной грамоты. Музыкальные клипы и показ репродукций великих художников, например, на тему «Природа и музыка», позволяют мне комплексно подойти к обучению детей восприятию музыки, развитию эстетического восприятия окружающего мира. Дети с удовольствием слушают сопровождаемые красочными слайдами и видеосюжетами произведения П. И. Чайковского и А. Вивальди из цикла «Времена года». В разделе «Игра на музыкальных инструментах» компьютерные презентации помогают детям запоминать названия музыкальных инструментов. Использование компьютерных технологий помогает мне и в такой сложной в настоящее время теме, как знакомство с народными праздниками и традициями. Так, в разделе «Слушание музыки» использую компьютерные презентации, которые или создаю сама или нахожу в интернете. Они помогают надолго запомнить предложенное для слушания музыкальное произведение. Для разучивания новых песен использую дидактический приё м: на экране появляются картинки, соответствующие словам песни и ребёнок должен узнать песню по картинкам и исполнить её. Этот приём закрепляет ранее разученные песни, тренирует память. Процесс разучивания танцев с использованием учебных видеодисков занимает меньше времени, чем при словесном объяснении движений к танцам и упражнениям. При обучении игре на детских музыкальных инструментах использую видеозаписи концертов симфонического оркестра, оркестра русских народных инструментов, сольное звучание различных инструментов; объясняю, что такое оркестр, знакомлю с профессией дирижёра. Видеоролики позволяют понятно знакомить дошкольников с разными видами искусства, такими, как театр, балет, опера.
Анализируя проводимую работу, я задумалась, как сделать, чтобы образовательная деятельность давала детям возможность активного участия. Выход нашла в использовании интегрированных занятий. В ходе интегрированныx занятий применяю метод вариативности: в творческий процесс включаю творчество детей продуктом которого являются рисунки, пластика движений. При подборе содержания ориентируюсь на детей, на то, что им близко: мир природы, близкие люди, игры, русский фольклор.
Результат: анализ работы показывает, что, благодаря методике интеграции и вариативности, применения инновационных программ и технологий прослеживается положительная динамика уровня музыкального развития моих воспитанников.
Чтобы решить комплекс задач, подчиненных одной теме, я применяю метод проектирования. На практике убедилась, что этот метод очень эффективен: он дает ребенку возможность развивать творческие способности, коммуникативные навыки, формирует у детей познавательный интерес. Метод проектов я использую как способ, основанного на равном взаимодействие педагогов, воспитанников, родителей в поэтапной практической деятельности. Однако начав использовать метод проекта, я выявила то, что кругозор детей, уровень навыков и интересов не позволяют мне рассчитывать на высокую степень самостоятельности моих воспитанников, отсюда - значительно возросла моя роль. Дети в соответствии со своими возрастными возможностями также является активными участниками проекта. Я определила для себя следующие этапы реализации проектов:
1. определяю основные шаги по достижению поставленной цели, сроков и средств, составление плана проекта;
2. собираю и обрабатываю информацию, оказываю детям практическую помощь (по необходимости, направляю и контролирую осуществление проекта.
3. даю детям знания.
4. дети готовят продукт своей деятельности к презентации, родители помогают.
5. анализирую достижения полученных результатов.
Использовав проектный метод, еще раз убедилась в его эффективности, что обусловлено взаимопроникновением разных разделов образовательной программы друг в друга. Например, знакомя детей с произведением «Осень» Вивальди из цикла «Времена года», на занятиях познавательного цикла даю детям полное представление об этом времени года, знакомлю детей с образами осени на примере произведений композиторов, писателей, поэтов и художников. Совместно с педагогами и родителями я разработала и реализовала проекты: по цветотерапии «Цвета», по фольклору «Русский народный костюм», «Народное творчество России». В результате дети участвовали в праздничных фольклорных мероприятиях, узнали много нового о народных традициях, быте предков, побывали в библиотеке, в краеведческом музее. Проводя такой вид работы, мои воспитанники открывают новые знания и другим детям. Результат: Открытый показ итогового мероприятия на ГМО для музыкальных руководителей, 2016г. Надеюсь, что активное участие в проектной деятельности позволит моим воспитанникам успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения.
В ходе работы я заметила, что у многих детей не развито чувство ритма, нарушена координация движений. Я понимала, что успех работы будет зависеть от заинтересованности детей. Я провела анализ и апробировала методику Т. А. Тютюнниковой «Элементарное музицирование», основанной на сочетании творческого музицирования как коллективной синкретической деятельности (пение, ритмизованная речь, игра на детских музыкальных инструментах, импровизированное движение под музыку, озвучивание стихов и сказок, спонтанная импровизированная театрализация). Чтобы вызвать у детей потребность в движении, я преподношу им движения в интересной игровой форме: включаю координационно-подвижные игры–игры соединяющие речь и движение. Ценность координационно - подвижных игр в том, что они дают возможность детям “играть” своим телом, развивать двигательные способности, чувство ритма, сотрудничать. Чтобы развить ритмические навыки детей использую мелодии с выраженным ритмическим рисунком, хлопки в ладоши, прием ритмодекломация. При работе над ритмодекламацией я использую следующие приемы: пропевание звуков чтение стихов жестами, "телесная игра" (хлопки, шлепки, щелчки, топот, рисование под музыку изображение красками настроения. Сначала я учила с детьми текст, показывала картинки, потом учила показывать движения в соответствии с текстом. Например: выбрав известную детскую песню, я ставлю детей в круг, они равномерно движутся под музыку, поют, а хлопками и притопами воспроизводят ритмический рисунок. Тексты для речевых игр подбираю простые, соответствующие возрасту детей, легко запоминающиеся. Чаще всего это образцы устного народного творчества – песенки, потешки, колыбельные. В результате у детей улучшилась работоспособность, движения стали ритмичными и координированными, речь - четкой и внятной. Чтобы облегчить работу, я собрала методический материал по ритмодекламации, который педагоги ДОУ используют в своей работе.
Для того, чтобы дети научились в движении передавать характер музыки, я использую анимационные танцы: сначала я выбирала музыку, затем создавала свой набор движений. Анимационный танец с постепенным увеличением участников очень удобно, для выхода родителей во время праздников, они с удовольствием танцуют с детьми.
Подводя итоги, мне хочется отметить, что я не остановлюсь на данном этапе своей работы, буду продолжать искать новые пути по развитию музыкально-ритмических движений.
Чтобы оценить успехи детей, проанализировать степень эффективности работы, считаю важным проведение мониторинга, т. к. именно мониторинг, исходя из полученных результатов, позволил мне сделать вывод о правильности выбранных технологий и методов работы и при необходимости внести коррективы в план своей работы.
Результаты диагностики детского музыкального творчества (2013-2014гг.)
Результаты диагностики детского музыкального творчества (2015-2016г.
Так, из сравнительных диаграмм видно, что увеличилось в %-ном соотношении количество детей, с сформированными навыками музыкального творчества. Например, значительное увеличение по показателю "восприятие музыки" 0% -38% (5 чел) в 2016году, "Пение" 21% (3 чел) – 50% (7чел, "музицирование" 14% (2 чел) - 50% (7чел,
«музыкально- ритмические навыки»7%(1%)-38%(5чел, «владение фольклором» 17%(2чел) -50% (7чел). Значительно снизился %-ный показатель количества детей с не сформированными навыками. Например, "владение фольклором»" 69% (7 чел) - 7% (1чел)". Таким образом, сравнительные результаты двух диагностик позволили выявить положительную динамику в плане развития детского музыкального творчества.
Развивая музыкальные способности детей, я способствую их возможности участвовать в детских конкурсах исполнительского мастерства, выступать на большой аудитории, самосовершенствоваться и утверждаться : 2015год, городской фестиваль «Поющее детство» -1 место (хор); 2016 год, городской конкурс «Поющее детство» (хор) - 2 место. городской смотр - конкурс «Зелёный огонёк», 2014год- 2 место; городской конкурс «Театральная весна», 2015год- 1 место; городской фестиваль «Золотой ключик», 2015год; городской конкурс «Юная модница», 2016 год- 2 место; городской конкурс «Театральная весна», 2016 год- 1 место.
Исходя из результатов исследования моих выпускников поступающих в Детскую школу искусств, могу сказать, что мои выпускники (40%) ежегодно поступают в ДШИ, успешно обучаются, продолжают начатую в детском саду конкурсную и концертную деятельность.
Совместная работа с родителями – индивидуальные беседы, выступления на родительских собраниях, отчетные концерты с участием и привлечением родителей, дают свои положительные результаты. Родители сами приходят с предложением в оказании помощи при изготовлении атрибутов, костюмов, участию в утренниках и фольклорных праздниках.
На сегодняшний день, я начала использовать игру квест. Это увлекающая, интересная, нестандартная игра, которая дарит море положительных эмоций и раскрывает творческие способности детей. Я запланировала провести цикл квест-игр «Времена года», «В поисках нотного стана», «На святках» с использованием русского фольклора. Используя данную форму организации деятельности детей, я хочу добиться следующих результатов:
-формировать элементарные представления о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
- реализовать самостоятельную творческую деятельность детей.
- всесторонне развить детей по различным направлениям
- создать положительный эмоциональный настрой;
- действовать в команде, а не поодиночке;
- пробуждать познавательно-исследовательскую деятельность
- расширить кругозор;
В настоящее время продолжаю поиск обновления содержания музыкального воспитания детей. Перспективу вижу в дальнейшей разработке песенных навыков с подбором песенного материала для участия в обрядовых праздниках, концертах, развлечениях на народном фольклоре.
Сама веду активный образ жизни, принимаю участия в различных конкурсах: Диплом 3 степени в 10-м областном фестивале творчества работников образования Свердловской области «Грани таланта - 2016». Участник и победитель лауреат 3 степени в 52 -м Международном фестивале - конкурсе «WORLD ART», Екатеринбург, 2016 год.