Неволина Наталья
Опыт работы «Развитие познавательной активности у детей через конструирование с использованием современных технологий»
▼ Скачать
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида №18 с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному направлению развития воспитанников»
Аналитическая записка
воспитателя МАДОУ Детский сад 18
Неволиной Натальи Юрьевны
Публикация «Опыт работы „Развитие познавательной активности у детей через конструирование с использованием современных технологий“» размещена в разделах
- Конструирование, ручной труд, поделки
- Опыт работы, практика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
«Развитие познавательной активности у детей через конструирование с использованием современных технологий»
Красноуфимск 2023г.
«Думать легко, действовать трудно, а превратить мысль
в действие – самая трудная вещь на свете»
(И. Гете)
Современное общество все больше зависит от технологий и именно поэтому все более пристальное внимание уделяется такой области нашего интеллекта, как техническое мышление. Что же такое техническое мышление? Приведу определение из учебника по истории и философии науки и техники под редакцией Г. И. Малых и В. Е. Осипова: «Техническое мышление – это вид познавательной деятельности, направленной на исследование, создание и эксплуатацию новой высокопроизводительной и надежной техники, прогрессивной технологии, автоматизации и механизации производства, повышения качества продукции». Что может быть общего между техническим мышлением и детьми дошкольного возраста?
Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения и в том числе к первой его ступени – дошкольному образованию. Одной из первостепенных задач воспитания и обучения в ДОУ, согласно ФГОС является воспитание нового поколения детей, обладающих высоким творческим потенциалом. А это и поиск одаренных, гениальных детей, и целенаправленное формирование творческих способностей, развитие нестандартного видения мира, нового мышления у всех детей, посещающих детский сад.
По мнению многих родителей нередко занятия с детьми должны сводиться к обучению их счету, чтению, письму. А между тем научно-педагогические исследования, многолетний опыт педагогов-практиков показывают, что для эффективного обучения детей важно сформировать у них познавательный интерес, желание и привычку думать, стремление узнать что-то новое.
Конструирование в детском саду было всегда, но если раньше приоритеты ставились на конструктивное мышление и развитие мелкой моторики, то теперь в соответствии с новыми стандартами необходим новый подход. Конструирование в детском саду проводиться с детьми всех возрастов, в доступной игровой форме, от простого к сложному. Конструктор побуждает работать в равной степени и голову, и руки, при этом работает два полушария головного мозга, что сказывается на всестороннем развитии ребенка. Ребенок не замечает того, что он осваивает устный счет, состав числа, производит простые арифметические действия, каждый раз непроизвольно создаются ситуации, при которых ребенок рассказывает о том, что он так увлеченно строил, он же хочет, что бы все узнали про его сокровище - не это ли развитие речи и умение выступать на публике легко и не принужденно.
На сегодняшний день развитие познавательной активности детей дошкольного возраста - актуальная проблема современности. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, направлен на создание благоприятных условий развития детей в соответствии с индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
Таким образом, проблема развития познавательной активности детей дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС по познавательному направлению развития, позволила определить актуальность темы: «Развитие познавательной активности через конструирование с использованием современных технологий».
Именно конструирование больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития умственных и творческих способностей детей, что очень важно для всестороннего развития личности. Основная задача моей педагогической деятельности сформировать интерес к конструированию, к играм-головоломкам, занимательным упражнениям, сформировать у ребенка умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, развить в себе способность к самоизменению. Умение увидеть задачу с разных сторон, анализировать множество решений, из единого целого выделять составляющие или, наоборот, из разрозненных фактов собрать целостную картину, будут помогать ребенку, как в организованной, так и в свободной деятельности.
Для решения поставленных задач большое значение имеет организация предметно-развивающей среды по конструированию.
Предметно-развивающая среда, должна создавать ребёнку свободу выбора и обеспечивающей успех в реализации поставленных целей и строится на принципах доступности, новизны и с учётом личностно-ориентированной модели взаимодействия.
В нашей группе выделили специальное место для игр со строительным материалом. Там имеется крупный деревянный и пластмассовый конструкторы, конструктор "Тико" и "Lego", металлический конструктор. Там же у нас находятся игрушки для обыгрывания (дикие и домашние животные, деревья, машины разных размеров, сказочные персонажи, мелкие игрушки). На дидактическом столе расположили мелкий деревянный конструктор, магнитную мозаику и магнитный конструктор, а также рисунки и фотографии, схемы и чертежи построек. Используя интернет-технологии, оформили папку с фотографиями мостов различного вида (пешеходного, архитектурного, автомобильного и т. д., фотографии самолётов, домов, кораблей. Накануне, перед занятием, проводим с детьми предварительную работу, рассматриваем фотографии, иллюстрации, рисунки этих объектов и предметов. Так, например, вместе с детьми, за день до занятия по строительству моста, рассматривали фотографии мостов. Знакомя детей с различными видами мостов, подводили к понятию того, что мосты бывают разные, имеют разное значение, строение. У детей появилось более расширенное представление об этих сооружениях. В заключении занятия просим ребенка составить рассказ о своей постройке. (ТРИЗ). Все занятия проводятся в игровой форме, используем сюрпризные моменты.
Часто строительство в старшем дошкольном возрасте затягивается на несколько дней. При умелом руководстве со стороны взрослых такое строительство будет иметь много из положительных моментов для развития навыков совместного творчества детей. Знакомство детей с некоторыми сооружениями, постройками нашей эпохи (дома, детские сады, вокзалы, мосты, с некоторыми архитектурными памятниками отечественной культуры, в том числе своего города, говорит о широкой возможности привития детям патриотических чувств, художественно-эстетического вкуса. У детей рано появляются стремления сделать свои постройки внешне привлекательными, красивыми.
Работая над данной темой, разработала дополнительную общеразвивающую программу технической направленности «Движение в будущее» (возраст воспитанников 5-6 лет) и "STEАM- лаборатория" (возраст воспитанников 6-7 лет.)
STEАM – это S- естественные науки, T- технологии, E-инженерия А – искусство, M – математика. Данная технология может быть использована во всех областях развития дошкольника.
Реализация STEАM-технологии в ДОУ позволит систематизировать вариативную среду для развития технологической компетентности воспитанников в области робототехники и проектной деятельности образовательного модуля «Lego-конструирование». Внедрение данной системы в основном включает в себя командную работу, ведь большую часть времени дети совместно исследуют и развивают свои модели, они учатся строить диалог с педагогом и своими друзьями. STEАM-технологии дает детям возможность изучать мир системно, вникать в логику происходящих вокруг явлений, обнаруживать и понимать их взаимосвязь, открывать для себя новое, необычное и очень интересное. Ожидание знакомства с чем-то новым развивает любознательность и познавательную активность; необходимость самим определять для себя интересную задачу, выбирать способы и составлять алгоритм её решения, умение критически оценивать результаты - вырабатывают инженерный стиль мышления; коллективная деятельность вырабатывает навык командной работы. Все это обеспечивает кардинально новый, более высокий уровень развития ребенка и дает более широкие возможности в будущем при выборе профессии.
Большое значение имеет коррекционно-развивающая работа с детьми с ЗПР. Для того чтобы в дальнейшем жизнь таких детей была полноценной, необходимо обеспечить оптимальные условия для их успешной интеграции в среду здоровых сверстников. После проведенной диагностики по выявлению детей, которые нуждаются в коррекционно-развивающей работе, разрабатывается совместно со специалистами ДОУ адаптированная образовательная программа на ребенка с ЗПР, разрабатывается индивидуальный маршрут коррекции. Применение индивидуального подхода, правильность подбора дидактических и методических материалов, позволяет успешно реализовывать намеченные цели и задачи.
В достижении положительной динамики познавательного развития детей важную роль выполняет не только правильно спланированная коррекционно-развивающая работа, но и тесное сотрудничество со всеми участниками коррекционно-образовательного процесса: родителями и специалистами.
Умело выстроенная система работы с родителями способствует повышению их знаний по формированию познавательных навыков детей. Этому способствуют родительские собрания, онлайн-консультации, мастер-классы, праздники, открытые мероприятия, индивидуальное консультирование по интересующим вопросам и др. формы взаимодействия с семьями воспитанников.
Все это способствовало повышению компетентности родителей в области развития и воспитания детей дошкольного возраста, создание атмосферы общности интересов по формированию здорового образа жизни детей.
Использование в работе современных технологий и методик способствует развитие у детей любознательности, способности самостоятельно решать поставленные задачи в разных видах деятельности.
Работая над проблемой познавательной активности дошкольников, я поняла, что это очень длительный процесс, который невозможен без участия родителей. Ведь одним из важных условий обеспечивающих нормальное развитие ребенка является единство педагогических воздействий со стороны всех, кто участвует в воспитании ребенка, а это педагоги и родители. Для меня было важно выяснить, насколько важной родители считают проблему познавательной активности, занимаются ли они со своими детьми, имеют ли они достаточно знаний, чтобы успешно решать эту проблему. Качественный и хороший результат возможен только при тесном взаимодействии детского сада и семьи. Родители стали активными участниками разнообразных конкурсов и акций:
• Территориальный конкурс «Семейные традиции», сертификат, 2021г.
• Муниципальный фестиваль для детей и родителей «Семейные традиции» номинация «Следы войны в моей семье», диплом,2020г.
• Территориальный семейный конкурс "Семьи счастливые моменты" - 2020г. 2 место.
• Муниципальный фотоконкурс "Наш многоликий Урал" - 2 место 2021г.
• Муниципальный конкурс в рамках семейной спартакиады «Мама, папа, я – спортивная семья», участие 2022г.
• Территориальный конкурс «Мама и я не разлучные друзья!» - 2 место 2022г.
• Территориальная акция "Мама, я тебя люблю!" - 2020г.
• Всероссийская акция "ЭкоХод" – 2021.
• Всероссийская акция «На зарядку всей семьей!», 2021г., 2022г.
• Акция по сбору гуманитарной помощи для военнослужащих #Мы вместе
Была оформлена ширма на тему: «Роль конструирования в развитии детей дошкольного возраста», так же мы оформили папки передвижки по теме конструирование. В период самоизоляции работа с родителями и детьми проводилась дистанционно с использованием приложения мессенджера WhatsApp. На данном сервисе была создана группа для общения педагогов с родителями и для предоставления обучающих и развивающих материалов для воспитанников. В дистанционном режиме родителям предоставлялся методический и дидактический материал в соответствии с перспективным и тематическим планами: презентации, видео ролики. Предложенный материал предлагалось использовать родителям по своему желанию и с учетом своих возможностей. От родителей получали обратную связь в форме фото и видео материалов, голосовых сообщений, в которых дети выполняли разные интересные задания.
Считаю, что такой союз родителей и педагогов будет способствовать правильному развитию детей, а также гармонизации детско-родительских отношений.
Педагогическая деятельность, в силу своего творческого характера, очень схожа с театральной деятельностью, а значит — требует драматургии и режиссуры. Не случайно существует термин «театральная педагогика», ведь часто воспитательное мероприятие напоминает спектакль, где педагог — одновременно сценарист, режиссёр и главный актёр, а его воспитанники соисполнители. Чтобы не быть голословной и не пускаться лишь в теоретические суждения об актерском мастерстве, каждый раз вживаюсь разные роли, которые приносят сказочную атмосферу и радуют меня и моих воспитанников.
Педагогический опыт, методические материалы и профессиональные находки регулярно размещаю на интернет-сайте: https://www.maam.ru/users/1763646 с 2018 года. Работа в этом направлении позволяет мне общаться с коллегами и быть в курсе направлений развития современного дошкольного образования.
Итогом педагогической диагностики на основе Примерной основной образовательной программы дошкольного образования и учебно-методического комплекта образовательной программы «От рождения до школы», под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой являются стабильные результаты освоения основной образовательной программы дошкольного образования: в области "Познавательное развитие".
Достигнутые результаты по познавательному развитию воспитанников способствовали их активному участию в конкурсах различного уровня:
• Открытый всероссийский турнир способностей «Росток Уник Ум», дипломы 1, 2, 3 степени, 2021г., 2022г.
• Всероссийская олимпиада "Умники и умницы" - 2 место 2021г.
• Территориальный конкурс "Агния Барто в каждом доме" - 1 место 2021г.
• Муниципальный конкурс «Модели. Чудо-техника», диплом 3 место, 2020г.
• Территориальный конкурс «Усатый-полосатый», «Мурзик», 2 место, 2021г.
Педагогический опыт и творческие находки представляла педагогическому сообществу:
• Территориальный конкурс методической продукции «ПРОФИ-2019», "Организация образовательной деятельности по физическому развитию с применением кинезеологических упражнений", диплом 2019г.
• Всероссийский фестиваль профессионального мастерства работников образования "Таланты России" диплом победителя 2020г.
• Всероссийский онлайн-форум - конференция "Воспитатели России" : "Здоровые дети - здоровое бедующее", сертификат участника 2020г.
• Всероссийский форум "Воспитатели России" : "Воспитаем здорового ребенка, Цифровая эпоха", сертификат 2021г.
Опубликовала тезисы:
• 8-ая межрегиональная научно-практическая конференция "Пространство дошкольного детства. Современность и будущее" - публикация тезисов 2022г., сертификат участника.
• Муниципальное физкультурное мероприятие "Майская прогулка" - 2021г.,
• Всероссийская акция "ЭкоХод", 2021г.
Приняла активное участие во всех конкурсах организованных в ДОУ:
• Организация и оформление стенда "Здоровые дети - здоровая страна" к дню открытых дверей 2021г.
• Организация выставки конкурса рисунков "Пусть огонь в сердцах пылает, а пожаров не бывает!" 2021г.
• Смотр - конкурс прогулочных площадок, 1 место 2021г.
• Смотр - конкурс зимних городков на участке ДОУ, 2022г.
Участвовала в осуществлении взаимодействия по реализации социально - значимых проектов с библиотекой, станцией туристов по реализации дополнительной общеразвивающей программы «Красноуфимчик», 2021 - 2022гг.
Представила практический опыт в рабочей проектной группе «Конструирование и робототехника», сертификат, 2018г.
За результативность в педагогической деятельности имею поощрения:
- Грамота МАДОУ Детский сад 18, 2018;
- Почетная грамота МО Управление образованием ГО Красноуфимск, 2018г.
-Почетная грамота президиума Свердловского областного комитета профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации, 2015
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 27.06.2022 № 401 "О проведении в Российской Федерации Года педагога и наставника", на уровне дошкольного образовательного учреждения являюсь педагогом наставником и реализую программу сопровождения молодого педагога. Опыт работы по данной проблеме представлен на муниципальном профессиональном конкурсе «Наставник + молодой педагог = команда» 2021-2022гг., Сертификат участника Муниципального профессионального конкурса "Наставник +молодой педагог= команда".
Подводя итоги, можно отметить, что работа с молодыми воспитателями помогает мне согласовать свои методические, педагогические и психологические позиции, укрепляет дружеские связи с коллегами, делает меня владельцем секретов мастерства и накопленного опыта педагогами нашего дошкольного учреждения. Мои, начинающие работать в системе ДОУ, коллеги в свою очередь привносят в мои профессиональные знания свои новые взгляды на воспитание и развитие детей, а также стимулируют меня к повышению уровня педагогической компетентности. А ведь учиться никогда никому не поздно.