Анжелика Мананникова
Аналитическая справка по результатам готовности к школе воспитанников подготовительных групп
▼ Скачать + Заказать документы
по результатам психологической готовности к школе воспитанников подготовительных групп на 2021 – 22 уч. год.
Группы подготовительные: «Золотая рыбка», «Жемчужины», «Кораблики», логогруппа «Лучики солнца».
Дата проведения: октябрь – ноябрь 2021г.
Темочки:
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2022
Цель психодиагностики: 1.) оценить уровень личностной зрелости ребенка, развитие мелкой моторики рук и зрительной координации, зрительно – пространственное восприятие и зрительную память, вербальное мышление (исходя из общей оценки всего теста; 2.) выявить уровень психологической готовности ребенка к школе; 3.) разработать рекомендации для воспитателей групп (с целью построения индивидуальной и групповой образовательной троектории подготовки к школе) и для родителей (с целью поддержки ребенка).
Методы диагностики: тестовый подход «Тест школьной зрелости К – Йирасика», беседа, экспресс – диагностика по методикам Марцинковской, Урунтаевой, Афонькиной по определению готовности к школьному обучению.
Характеристика детей за анализируемый период:
Возраст детей: 6 – 7 лет
Всего диагностируемых детей 64 человека (4гр.)
Мальчиков: 31
Девочек: 33
Дети с ОВЗ – 7 человек
Диагностика оценивалась тремя основными уровнями: сформированный (высокий, в стадии формирования (средний, не сформирован (низкий).
По итогам диагностики готовности к школе (через компоненты развития и реализацию знаний, умений, навыков в образовательных областях) выявлены следующие результаты: 17 (26%) воспитанников из общего числа детей имеют высокий уровень готовности к школьному обучению; 26 (41%) воспитанников показали средний уровень готовности к школе; 21 (33%) детей имеют низкий уровень психологической готовности к школе.
Характеристика психологической готовности детей со средним уровнем развития:
- тонкой моторики: у детей скоординированны движения мелких мышц пальцев и кистей рук, развита сенсомоторная координация. Дети вырезают простейшие фигуры, рисуют геометрические фигуры, раскрашивают по контуру, берут карандаш тремя пальцами, приклеивает кусочки бумаги, делают аппликации, рисуют человека. Ведущая рука правая;
- произвольного внимания: дети, которые могут сосредотачиваться на предметной деятельности, распределять внимание (способность одновременно удерживать несколько целей, переключать внимание (способность быстро менять цели, то есть переходить от выполнения одной задачи к другой, способны концентрироваться на выполнении деятельности (устойчивость внимания);
- слуховой кратковременной памятью дети, со среднем уровнем кратковременной слуховой памяти, утомляемости, активности внимания, запоминания, сохранения, воспроизведения, произвольного внимания;
- словесно – логическим мышлением - дети, у которых формируется мыслительная операция (синтез, позволяющая в процессе мышления переходить от частей к целому, объединение элементов в единое целое. В ходе обобщения в сравниваемых предметах в результате их анализа выделяется нечто общее. Находить лишний предмет из 5 предложенных ему, с помощью педагога. Составлять рассказы по картинкам. Делить предметы на группы, уточняя при этом, какой признак был взят за основу, пользуясь наводящими вопросами от педагога;
- связная речь, дети грамматически правильно выстраивают конструкции предложений; составляют сложные распространенные предложения; составляют развернутый рассказ; ясно выражают свои мысли; используют в разговоре различные интонации; используют в речи глаголы, прилагательные, существительные; классифицируют предметы по предлагаемым признакам; способны рассуждать, вести диалог, монолог; способны выделять свойства предметов;
- восприятие, дети могут воссоздать образ объекта на основе зрительного соотнесения частей, но в последствии при помощи проб не могут собрать картинку сами, далее собрали по примеру педагога;
- воображение, дети, определяют по две ассоциации на каждую картинку. Процесс построения нового образа и отнесения его к другой реальности находится на стадии формирования.
- волевая готовность к школе, саморегуляция, дети способны сосредотачиваться на выполнении основного задания, переходить от одного правила к другому, присутствует мотивационная готовность к школе, сформирована внутренняя позиция школьника.
Выводы:
Диагностическая работа позволила:
1. определить уровень школьной зрелости каждого дошкольника, определить его сильные и слабые стороны в развитии психических функций;
2. выделить детей «группы риска»: у 21% дошкольников выражена психологическая неготовность к обучению, усвоению знаний, познавательному развитию, выполнения школьных требований, адаптации учебной нагрузки. Основные показатели неготовности: -недостаточная произвольность деятельности, волевых усилий, невнимательность, незрелость мышления, слухоречевого запоминания, снижена целенаправленность деятельности, неосознанность «внутренней школьной позиции»;
3. выявить причины неготовности организма ребенка к систематическим школьным нагрузкам, новому режиму, которые объясняются низким уровнем развития отдельных функций или групп функций:
- органические причины: различные недостатки в психофизиологическом развитии; снижение темпов развития, задержка формирования отдельных функций (вербально-логического мышления: причинно-следственные связи, аналогия; слухового восприятия, общей осведомленности, произвольного внимания и произвольной памяти); не сформированность волевых качеств, произвольности деятельности, словарного запаса, речи.
- причины воспитательного характера, связанные с неэффективной тактикой педагогического подхода к детям в дошкольном возрасте, социальной педогогической запущенностью в неблагополучных семьях.
Приложение
Анкета для родителей
А Н К Е Т А
«Готов ли Ваш ребенок к школе?»
Инструкция: Уважаемый родитель, ответьте «ДА» или «НЕТ» на вопросы анкеты.
Вопросы Ответы
1. Может ли Ваш ребенок самостоятельно заниматься каким – нибудь делом в течение 30 мин?
2. Умеет ли он составлять рассказы по картинкам?
3. Быстро ли Ваш ребенок запоминает стихотворение?
4. Умеет ли он считать до 10 и в обратном порядке?
5. Имеет ли он правильную координацию движений?
6. Соблюдает ли ваш ребенок режим дня?
7. Хочет ли он ходить в школу?
8. Часто ли задает вопросы про школьный образ жизни?
9. Способен ли Ваш ребенок выполнять задания, даже если это ему не нравится?
10. Может ли он ставить цели, разрабатывать планы и достигать их?
11. Умеет ли делать выводы относительно результатов своей деятельности?
12. Умеет ли ребенок вступать в диалог со взрослыми и сверстниками?
13. Способен ли Ваш ребенок работать в команде?
14. Может ли Ваш ребенок отстаивать свое мнение среди сверстников?
15. Умеет ли находить компромисс в случае необходимости?
16. Способен ли Ваш ребенок прислушиваться и выполнять требования взрослого?
17. Умеет ли Ваш ребенок придерживаться правил и норм поведения в обществе?
Интерпретация результатов:
Если все варианты ответов «ДА», то высока вероятность того, что Ваш ребенок психологически готов к обучению в школе.
Если присутствует несколько вариантов ответа «НЕТ», то ребенок условно готов к школе, но этого недостаточно для успешной адаптации и усвоения школьной программы.
Рекомендации: Уделите внимание развитию познавательных процессов (памяти, вниманию, мышлению, речи, воображению, а также развивайте мелкую моторику рук, усидчивость.
Если большинство вариантов ответа «НЕТ», то ребенок возможно психологически не готов к школе. Следует провести работу над всеми компонентами готовности ребенка: интеллектуальными, эмоциональными (волевыми, личностными (социально – коммуникативными).