Ольга Артемьева
Аналитическая справка о создании развивающей предметно-пространственной среды в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Предметно - развивающая среда выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она работает на развитие самостоятельности и самодеятельности ребёнка. С момента моего прихода в группу, я старалась создать такую предметно-пространственную среду, которая бы позволила детям проявлять творческие способности, реализовывать познавательно-эстетические и культурно-коммуникативные потребности в свободном выборе. Мной был составлен проект для развития РППС в группе, который я реализовывала в течение учебного года.
Публикация «Аналитическая справка о создании развивающей предметно-пространственной среды в средней группе» размещена в разделах
- Анализ предметно-пространственной среды РППС
- Анализ. Аналитический отчет, справка
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая образовательная среда» сентябрь 2018
Согласно ряда требований проверки РППС, я старалась максимально обогатить развивающую среду для группы. Развивающая предметно-пространственная среда группы была содержательно насыщена, чтобы соответствовать возрастным особенностям детей группы. Образовательное пространство в средней группе было создано таким образом, чтобы дать возможность эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности.
Все пространство РППС группы безопасно, соответствует санитарно – гигиеническим требованиям, правилам пожарной безопасности.
Помещение разделено на несколько центров, в каждом из которых содержится достаточное количество материалов для исследования и игры. Пространство группы постоянно трансформируется в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей. Игры, пособия расположены в доступных для детей местах и используются по желанию детей; меняются в соответствии с календарно - тематическим планированием.
В группе я организовала различные пространства - для игры, конструирования, уединения, наполненные разнообразными материалами, играми, игрушками и оборудованием, обеспечивающих свободный выбор детей.
В учебной зоне размещены: уголок творчества «Творим и мастерим», уголок книги, математический уголок, речевой уголок.
В центре с продуктивной деятельностью обогатили уголок для рисования материалом для творческой деятельности, алгоритмами рисования, лепки, т. к. в этом центре дети обычно проводят очень много времени, рисуя, создавая поделки из пластилина, природного и бросового материала, вырезая из бумаги. Пополнили центр тематическими раскрасками и алгоритмами рисования, лепки, аппликации. Созданы были игры по сенсорному развитию детей – «Угадай на ощупь», «Дорожки на песке», «Найди такое же». Создана Лестница успеха, на которой отражаются достижения детей.
Здесь же находится материал по индивидуальному образовательному маршруту по теме «Декоративно-прикладное искусство». Он так же был пополнен тематическими альбомами, дидактическими играми - «Собери матрешку», «Укрась фартук дымковской барыне», лото с народными узорами…
В речевом уголке находятся игры, направленные на развитие связной речи дошкольников, фонематического восприятия и слуха у детей, игры на развитие внимания, памяти, мышления, воображения («Рассели по домикам», «Кто у кого?», «Назови одним словом», «Угадай-ка», «Расскажи-ка»); настольно – печатные игры, направленные на развитие речи, на закрепление основных тем: профессии, овощи, фрукты, животные, безопасность, времена года и другие; самодельные мнемосхемы стихов, выполненные при помощи детей и родителей; игры на дыхание.
В Книжном уголке размещены не только художественные книги, но и портреты писателей. Работает постоянная выставка книг в соответствии с выбранным писателем. Все книги и иллюстрации обновляются 1 – 2 раза в месяц в соответствии с возрастом детей и темой недели. Совместно с родителями дети по разным темам сочиняют сказки для дальнейшего создания авторской книги сказок в группе. Здесь также находятся материалы, стимулирующие развитие познавательной активности детей. Это детские энциклопедии, иллюстрированные издания о животном и растительном мире планеты, о жизни людей разных стран, детские журналы, альбомы. Чаще всего такой материал дети приносят на время из дома, по просьбе педагога.
В математическом уголке – дидактические игры математического содержания, сделанные воспитателем «Поезд геометрических фигур», «Узнай по форме, по цвету», «Скажи наоборот», «Что где находится?» ,различные линейки и трафареты, которые позволяют без труда узнавать и рисовать геометрические фигуры.
Игровая зона позволяет создавать условия для творческой деятельности детей, развития фантазии, формирования игровых умений, реализации игровых замыслов, воспитания дружеских взаимоотношений между детьми. В центре игровой зоны на полу находится ковёр – место сбора всех детей. Здесь же для мальчиков разнообразные машины, парковка, разные виды конструктора. В уголке ПДД сделан макет дороги с дорожными знаками, на которой дети с удовольствием играют.
Для девочек и мальчиков оборудована игровая зона, в которой есть уютная кухня с большим выбором разнообразной посуды и других атрибутов для сюжетно- ролевых игр в «Семью», «Кафе». Так же есть все необходимое для игры в «Парикмахерскую», «Магазин», «Больницу». Подобраны игры, атрибуты, созданы тематические альбомы («Прически», «Мода», «Сделай сам», как для девочек, так и для мальчиков с помощью родителей.
Центр драматизации «Театр», благодаря родителям, пополнен огромной коллекцией платковых кукол. Был проведен мастер- класс с родителями и презентация этих кукол. Дети с удовольствием их используют в театральных играх; так же используем этих кукол на занятиях. Был совместно с родителями создан театр на палочках, теневой театр. Родители смастерили ширмы для теневого театра и большую ширму. Родители сшили пальчиковый театр и так же сделали плоскостной пальчиковый театр. Мной были сделаны дидактические музыкальные и театральные игры для детей среднего возраста («Поймай бабочку», «Посади котят на ступеньки», а так же музыкальные инструменты из бросового материала, была создана «Коробка со звуками», альбомы с портретами композиторов, «Наши песенки».
Центр природы,экспериментирования, краеведения был доработан и обогащен необходимым материалом для экспериментальной и творческой деятельности. Были созданы фиксационные карты, полностью создана картотека опытов, создана папка для фиксации опыта дня и опыта недели. Так же была создана «Лаборатория» для проведения опытов.
В Уголке природы совместно с детьми сделан Календарь погоды, мной сделаны экологические игры, обновлена коллекция природных материалов с помощью родителей и создан альбом с алгоритмами поделок из природных материалов. Так же были сделаны тематические альбомы: «Явления природы», «Паспорт деревьев», «Что из чего?»; дидактические игры. Мной сделаны авторские лэпбуки по темам «Зима», «Весна». Были выделены две зоны - для игр с водой и с песком.
По краеведению были созданы тематические альбомы и дидактические игры. Так же была сделана картотека патриотических игр. Совместно с родителями были сделаны альбомы по краеведению: «Здесь мы живем», «Город мой - Пермь».
В центре ФИЗО были разработаны дидактические игры. Созданы картотеки зарядок, корригирующих гимнастик, физкультминуток, подвижных игр. Подобран материал по здоровому образу жизни. Создан уголок по валеологии.
В бытовой зоне располагается уголок дежурства, целью которого является формирование умения выполнять обязанности дежурных, воспитывать у детей положительное отношение к труду, самостоятельность. Чтобы дети могли самостоятельно определять дежурных, был оформлен уголок дежурных со специальными кармашками. В уголке также были сделаны алгоритмы сервировки стола, сделан цветок, посещающий стол, за которым сидят дети, знающие правила этикета.
Обстановка в группе создана таким образом, чтобы предоставить ребёнку самостоятельно делать выбор. Помещение разделено на несколько зон, в каждом из которых содержится достаточное количество материалов и игр. Таким образом, развивающая среда группы является вариативной. РППС спроектирована в соответствии с образовательной программой, реализуемой в ДОУ (созданы условия реализации образовательных областей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие).
В обстановку группы, кроме предметов, предназначенных для детей данной возрастной группы, включаются некоторые игры и атрибуты, ориентированные на детей постарше и младше, в соответствии с «зоной ближайшего развития» детей.
Развивающая предметно-пространственная среда в группе создана с учетом ФГОС ДО и дает возможность эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности.