ольга каракян
Аналитическая справка о программном обеспечении коррекционно-развивающего процесса к аттестации
▼ Скачать + Заказать документы
Аналитическая справка о программном обеспечении коррекционно-развивающего процесса к аттестации
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение детский сад
комбинированного вида г. №125 г. Сочи
Аналитическая справка о программном обеспечении коррекционно-развивающего процесса, отвечающего образовательным потребностям детей с нарушениями зрения, амблиопией и косоглазием на 2014-2015 учебный год.
Составила учитель-дефектолог Каракян О. В
01.10.2015 г.
Публикация «Аналитическая справка о программном обеспечении коррекционно-развивающего процесса к аттестации» размещена в разделах
Содержание коррекционной работы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования направлено на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы дошкольного образования, коррекцию недостатков в физическом и психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.
Весь коррекционно-развивающий процесс организуется на основании программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушениями зрения). Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду под редакцией Л. И. Плаксиной.
Программа создана на основе общедидактических и тифлопедагогических принципов, обеспечивающих всестороннее развитие ребенка с нарушениями зрения и успешную подготовку к обучению в школе.
Необходимо так же отметить, что в данной программе обозначены общеобразовательные занятия, такие как:
-формирование элементарных математических представлений;
-ознакомление с окружающим миром;
-физическое воспитание;
-трудовое обучение;
-развитие речи;
-игра.
Каждый год данных разделов обозначен определенными задачами и начинается с пояснительной записки. Программы рассчитаны на четыре года обучения.
Параллельно с общеобразовательным процессом в детском саду ведется коррекционная работа.
Коррекционная работа с детьми с нарушением зрения выстраивается с учетом возрастных психофизиологических возможностей и
индивидуальных психологических особенностей детей и зрительных возможностей детей. С этой целью в сентябре учителем-дефектологом ДОУ
проводится диагностика уровня зрительного восприятия, после которой составляется план работы на первое полугодие.
В январе подводятся итоги и анализ работы за первое полугодие, и составляется план работы на второе полугодие. В мае подводятся итоги работы за год. Такая система работы учителя-дефектолога анализируется и утверждается на групповых медико-психолого-педагогических совещаниях,
которые проводятся три раза в год (октябрь, январь, май).
Коррекционная работа проводится по подгруппам и индивидуально.
Формы работы учителя-дефектолога с детьми: индивидуальная работа (совместная деятельность педагога и ребенка, самостоятельная деятельность
ребенка); подгрупповая работа (совместная образовательная деятельность и совместная игровая деятельность педагога с детьми).
Индивидуальная работа учителя-дефектолога с детьми проводится 2-3 раза в неделю, по необходимости – ежедневно. Подгрупповая работа с детьми – 5 раз в неделю.
Виды коррекционной работы в детском саду, предусмотренные программой :
1. Развитие зрительного восприятия;
2. Развитие социально-бытовой ориентировки;
3. Развитие осязания и мелкой моторики;
4. Ориентировка в пространстве;
5. Коррекция нарушения речи;
6. Лечебная физкультура;
7. Ритмика.
Коррекционная направленность занятий.
Специальная наглядность:
- более крупная фронтальная (до 15—20 см) и дифференцированная индивидуальная (1-5 см,
- использование фонов, улучшающих зрительное восприятие при демонстрации объектов,
- преобладание пособий красного, оранжевого, желтого, зеленого цветов, способствующих растормаживанию колбочкового аппарата глаза,
- использование подставок, позволяющих рассматривать объект в вертикальном положении.
Выбор методов и приемов с учетом не только возрастных и индивидуальных возможностей, но и состояния зрительных функций, уровня
развития зрительного восприятия. Быстрая утомляемость детей требует смены деятельности на занятиях, введения физминутки, как
обязательной части любого занятия. Суженый сенсорный опыт обязывает обращать внимание на правильный способ деятельности, а не только на ее результат.
Формообразующие движения руки при обследовании и воспроизведении объекта необходимы детям вплоть до подготовительной группы,
так как они способствуют развитию глазодвигательных функций.
Индивидуальный и дифференцированный подход на занятии с учетом рекомендаций тифлопедагога, уровня развития и возможностей детей
(выделение степени самостоятельности, подбор определенного размера индивидуальных пособий, упрощенный или усложненный вариант
задания, дифференцированная оценка результатов работы) и т. д. Дифференцированный подход зависит и от уровня владения ребенком
приемами и навыками, от этапа лечения.
Основная общеобразовательная деятельность:
1. Физическая культура в помещении проводит два раза в неделю инструктор по физической культуре и один раз в неделю на прогулке воспитатель, учитывая состояние и характер зрительных нарушений ребенка;
2. Познавательное развитие три раза в недель проводит воспитатель;
3. Развитие речи два раза в неделю проводит воспитатель;
4. Рисование два раза в неделю проводит воспитатель по подгруппам и индивидуально;
5. Лепка/аппликация один раз в две недели проводит воспитатель
6. Музыка два раза в неделю, проводит музыкальный руководитель по подгруппам и индивидуально.
Коррекционно-развивающий процесс проектируется, учитывая контингент воспитанников, их индивидуальные и возрастные особенности, социальный заказ родителей. При организации коррекционно-образовательного процесса обеспечивается единство воспитательных, развивающих и образовательных задач.
Построение развивающего процесса на комплексно-тематическом принципе позволяет достичь постановленных целей и задач, с учётом интеграции образовательных областей. Тематический принцип построения образовательного процесса позволяет строить коррекционно-компенсаторную работу и учитывать специфику учреждения компенсирующего вида.
Заведующая МДОБУ №125 ___/С. Ф. Казанцева