Анна Васильевна Маркова
Методическое сопровождение реализации коррекционно-развивающего процесса (чаcть 1)
▼ Скачать + Заказать документы
Одна из основных задач, стоящих перед логопедом, работающим с дошкольниками с общим недоразвитием речи – овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически и фонетически правильной речью и коммуникативными навыками, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы общего образования.
Организация коррекционно-развивающего процесса в работе с детьми с ОНР осуществляется поэтапно, по блокам:
Публикация «Методическое сопровождение реализации коррекционно-развивающего процесса (чаcть 1)» размещена в разделах
1 - Подготовительный (включает в себя диагностику и анализ её результатов);
2 - Творческий (базируется на инициировании педагогических идей);
3 - Интегрированный (основан на внедрении в практику адаптированных методик и педагогических разработок);
4 - Аналитический (заключается в определении эффективности и результативности работы).
Диагностическое обследование детей осуществляется по общепринятой в логопедии методике, результаты фиксируются в речевой карте.
Обследование проводится индивидуально с каждым ребёнком при наличии достаточного количества наглядного и игрового материала. С детьми младшего и среднего дошкольного возраста процедура обследования носит игровой характер. За основу в ДОУ приняты речевые карты, предложенные Нищевой Н. В. для детей 3-4 лет и 5-6 лет. Учитывая то обстоятельство, что воспитанники, в основном, посещают ДОУ четыре года, нами в одну карту были внесены параметры исследования для всех возрастных групп. Это даёт возможность проследить динамику развития ребёнка на протяжении всего периода коррекционного обучения.
По результатам диагностического обследования логопед составляет индивидуальные планы коррекционной работы для каждого ребёнка на текущий год, а так же формирует подгруппы детей для фронтальных занятий с учётом уровня речевого развития.
Построение работы по преодолению ОНР у дошкольников осуществляется с учётом возрастных особенностей детей и ведущего вида деятельности, уровня сформированности речевых и неречевых функций, этапа работы по конкретному направлению.
Планирование коррекционно-развивающей работы в ДОУ осуществляется на основе комплексно-тематического подхода, при котором обеспечивается концентрированное изучение материала, что способствует накоплению и актуализации словаря дошкольников с ОНР.
Выбор лексической темы и время её изучение согласуется с учётом времени года, важными событиями в общественной жизни страны и объединяется в тематические циклы. Продолжительность изучения той или иной темы зависит от возраста детей, объёма имеющихся представлений по данной теме. Так для детей младшего и среднего возраста на ряд тем выделяется две недели. Это позволяет не только дать определённый уровень представлений по данной теме, расширить пассивный словарь, но и актуализировать словарь в речи.
Ведущая роль в организации коррекционно-развивающего процесса принадлежит учителю-логопеду. Именно логопед составляет тематическое планирование для каждой возрастной группы, по которому работают все специалисты ДОУ, и координирует их интегративную деятельность в течение учебного года. Воспитатели и специалисты ДОУ помимо общеобразовательных задач включают в работу и упражнения коррекционной направленности. Интегративные усилия всех участников коррекционно-развивающего процесса наиболее ярко прослеживаются в интегрированных занятиях и проектной деятельности.
Коррекционно-логопедическая работа с детьми разного уровня речевого развития строится на основе различного подхода. Так с детьми, имеющими I и II уровень речевого развития - на основе лексического подхода, когда на базе одной лексической темы происходит накопление и актуализация словаря, дети получают представления о свойствах и качествах предметов, накапливается чувственный опыт, осуществляется практическое усвоение наиболее простых грамматических форм и структур предложения.
С детьми, имеющими III и IV уровень речевого развития, работа осуществляется на основе лексико-грамматического подхода, при котором логопед планирует для изучения на занятии одну из лексико-грамматических категорий на материале нескольких лексических тем, что позволяет расширить познавательные рамки занятия и целиком сосредоточить внимание детей на изучаемой грамматической форме. (Ткаченко Т. А. «Если дошкольник плохо говорит»; «В первый класс – без дефектов речи» Методическое пособие).
Основной формой работы логопеда с дошкольниками являются занятия: индивидуальные (позволяют сконцентрировать внимание на проблемах каждого ребенка в отдельности, подгрупповые (дети объединяются по 2-3 человека с учетом сходного дефекта) и фронтальные (решают общие для всех детей задачи).
Задача учителя-логопеда - формирование у детей интереса к занятиям и создание условий для максимального раскрытия их возможностей, стимулирование тех психических функций и личностных качеств, которые лежат в основе успешного освоения собственно учебной программы.
Оптимизация коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ – одна из основных задач, которые пытаются решить педагоги, психологи и дефектологи. Изучение и адаптация новых методик и технологий, внедрение их в коррекционно-развивающий процесс с детьми групп компенсирующей направленности играет существенную роль для решения этой проблемы. На фоне комплексной логопедической помощи инновационные методы, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей и способствуют оздоровлению всего организма. При этом важно помнить, что любая инновация хороша не сама по себе, а как средство, метод, служащий определённой цели.
Учитывая ведущий вид деятельности дошкольников (игровая деятельность, все занятия носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями по различным направлениям коррекционно-развивающего процесса в рамках одной лексической темы (младший возраст) или лексико-грамматической темы (старший дошкольный возраст). Все игры подчиняются общему сюжету занятия, что способствует поддержанию интереса и внимания детей. В то же время разнообразие игр обеспечивает смену видов деятельности и организацию двигательной активности детей. Главное назначение игр, используемых в ходе коррекционно-развивающей логопедической работы – развитие маленького человека, коррекция того, что в нём заложено и проявлено, вывод его на более высокий уровень.
Поскольку мыслительные задачи у дошкольников решаются с преобладающей ролью внешних средств, и наглядный материал усваивается лучше вербального, эффективным коррекционным средством, широко используемым в работе логопедов ДОУ, является метод наглядного моделирования. Введение наглядных моделей позволяет более целенаправленно закреплять навыки в процессе коррекционного обучения. Метод наглядного моделирования даёт возможность ребёнку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст, научиться работать с ними.
Широко используется в учебном процессе символическая аналогия, способствующая интеллектуальному развитию ребёнка, обогащению его творческих способностей. Внедрять в коррекционный процесс графическую аналогию начинаем уже в младшей группе. Применение наглядно-графического плана (мнемокарты) способствует лучшему запоминанию и воспроизведению потешек и коротких стихотворений и сказок, показывая последовательность событий, а на занятиях по коррекции произношения на этапе автоматизации в предложениях и текстах позволяет сосредоточиться ребёнку на отрабатываемом звуке.
С детьми старшего дошкольного возраста учителя-логопеды ДОУ осуществляют работу по формированию навыков и умений связной речи по методике Воробьёвой В. К., основанной на использовании материализованных опор в виде картинно-графического плана в повествовательном и сенсорно-графического плана в описательном рассказе. Данная методика позволяет наглядно познакомиться с тем, какая речь является рассказом; создать максимальную опору через графический план; познакомить детей с правилами связи предложений в рассказе; со смысловыми поломками, в результате которых рассказ не получается, и устранять их; самостоятельно составлять рассказы на заданную тему, опираясь на банк предметных картинок, а впоследствии только на заданную тему. Готовые картинно-графические планы используем в работе по автоматизации звуков, когда внимание ребёнка при рассказывании сосредотачивается на отрабатываемом звуке.
Эффективно использование «Наглядного пособия по коррекции устной речи» Ефименковой Л. Н. на индивидуальных и подгрупповых занятиях с детьми старшего дошкольного возраста в работе над словом, предложением, связной речью. Задания подобраны таким образом, что в процессе их выполнения у детей развиваются и внимание, память, мышление.
В работе по коррекции звукопроизношения важную роль играет артикуляционная гимнастика, которая состоит из комплекса специальных упражнений, направленных на развитие основных движений органов артикуляции. Ежедневное выполнение гимнастики укрепляет мышцы речевого аппарата, при этом движения языка, губ становятся точными, сильными, уверенными, но, к сожалению, снижает интерес детей к этому процессу, что, в свою очередь, приводят к уменьшению эффективности от выполнения артикуляционных упражнений. (Продолжение в части 2).