Ольга Кобзарь
Альтернативная коммуникация как форма работы с неговорящими детьми
▼ Скачать + Заказать документы
Альтернативная коммуникация как форма работы с неговорящими детьми
В последнее время наблюдается устойчивая тенденция увеличения количества детей имеющих речевой диагноз системное нарушение речи тяжелой степени.
Слайд 2. Речевому развитию, таких детей характерно:
Речь отсутствует или наблюдаются её элементы.
Дети пользуются для общения лепетными словами, звукоподражаниями или искажёнными формами слов.
Наличие нескольких простых звуков, плохо артикулируемых в речи.
Нет связной речи.
Публикация «Альтернативная коммуникация как форма работы с неговорящими детьми» размещена в разделах
- Неговорящие дети
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2023
Слайд 3. Учитывая то, что дети не могут в полной мере использовать речь, которая играет основную роль в когнитивном и эмоциональном развитии ребенка, следует предоставить в их распоряжение другую систему — систему невербальных средств общения, способствующих развитию языковой компетенции, расширяющих возможности общения и образования. Такой системой является альтернативная коммуникация.
Как же такую систему может использовать в своей работе логопед?
За основу взяты элемнты двух систем АК:
Слайд 4.
• Обучение глобальному чтению
Слайд 5.
• Система коммуникации при помощи карточек PECS
Основная цель работы первого этапа развития речи с помощью этих систем - Развитие понимания обращенной к ребенку речи.
Слайд 6. На первых занятиях не требуем от детей речевой активности, выявляем с какими игрушками любят играть, вызываем положительную реакцию на общение.
Задача 1. Развить у детей понимание отдельных простых просьб, обращений к нему.
Слайд 7. Для этого мы используемосновные принципы внедрения АК –
принцип от реального к абстрактному (изображение предмета на картинке (реального, нарисованного или даже тени);
Слайд 8. принцип избыточность символов (картинка, материальный образ предмета и жест);
Слайд 9. принцип функциональность (это особенно важно на начальных этапах, ребёнка знакомят с бытовыми предметами).
Слайд 10. Так же картинки лучше подписывать и если предмет издаёт звук, то поддражать звуку вместе с ребёнком.
Слайд 11. Мы предлагаем ребёнку показать предметы из ближайшей окружающей обстановки по просьбе взрослого. Показать близких людей по просьбе взрослого. Показать по просьбе взрослого простые движения (встать, подойти, взять).
Научить понимать вопросы: Кто это? Что это? выясняющие субъект действия: Кто играет? Кто читает? Что лежит?
Научить понимать вопросы: Где? Куда? Откуда? На чем, выясняющие местонахождение предметов.
Слайд 12
Научить понимать вопрос: Чем?
Слайд 13
Задача 2. Учить предметным действиям, пониманию сопровождающей эти действия речи
Слайд 14
Стараемся создать естественные бытовые ситуации, в которых мы отрабатываем вопросы «Чем моет?», «Что моет?» (водой, мылом, лицо, руки, «Чем играет?», «На чём играет?» (куклой, мячом, на барабане, дудочке). «Чем ест?», «Что ест?» (ложкой, вилкой, суп, кашу). «Чем режет?», «Что режет?».
Слайд 15
Задача 3. Учить соотносить предметы и действия с их словесным обозначением.
Слайд 16
Учить определять предметы по их словесному описанию и назначению
Учить узнавать животных на картинке, по словесному описанию, по звукоподражанию.
Существует ряд авторов методик по работы с неговорящими детьми или плохо говорящими детьми, в методиках которых активно используются элементы АК:
- Т. А. Датешидзе;
- Н. В. Новоторцевой;
-Т. А Ткаченко;
- Т. Н. Новикова-Иванцова.
В своей работе, я использую эти методики.
Спасибо за внимание!