Алена Маслова
Алгоритм формирования инфраструктуры ДОО и специфика заполнения инфраструктурного листа
▼ Скачать + Заказать документы
Инфраструктура ДОО – совокупность материальных и нематериальных активов, обеспечивающих осуществление образовательной, экономической и хозяйственной деятельности, а также условия жизнедеятельности образовательной организации, обладающих набором определенных характеристик для оказания социальных и образовательных услуг.
Формирование инфраструктуры ДОО в соответствии с ФГОС ДО реализуется на основании следующих принципов:
– принцип соответствия возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям обучающихся;
Публикация «Алгоритм формирования инфраструктуры ДОО и специфика заполнения инфраструктурного листа» размещена в разделах
– принцип личностно-развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослых (родителей/законных представителей, педагогов, специалистов и иных работников ДОО) и детей;
– принцип поддержки инициативы детей в различных видах деятельности;
– принцип единства обучения и воспитания в образовательной среде ДОО;
– принцип организации качественного доступного образования детей дошкольного возраста, в том числе с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ);
– принцип формирования общей культуры детей, в том числе ценностей здорового образа жизни и нравственных ориентиров.
Одним из главных условий обучения, развития и воспитания детей дошкольного возраста выступает создание образовательного пространства, обеспечивающего единство развивающей предметной среды и содержательного общения взрослых и детей.
Ключевыми этапами формирования инфраструктуры являются :
- постановка задачи проектирования и внедрения,
-оценка реализуемости и затрат,
- инициация,
- педагогическое проектирование,
-техническое проектирование,
- внедрение РППС ДОО,
-завершение.
Алгоритм формирования инфраструктуры ДОО :
1. Провести оценку и анализ инфраструктуры и комплектации учебно-методических материалов ДОО, определив наиболее проблемные зоны.
2. Изучить запросы родителей и особенности реализации образовательной программы ДО. Изучить интересы, склонности, предпочтения, индивидуальные особенности детей в группах.
3. Составить перечень необходимых материалов и оборудования, исходя из принципа необходимости и материальных возможностей.
4. Составить план-схему, определив пространственное размещение оборудования в группах, опираясь на принцип нежёсткого зонирования.
5. Продумать последовательность внесения изменений в инфраструктуру и комплектацию учебно-методических материалов в течение года, с учётом образовательной программы, положительной динамики развития детей, приобретения новых средств.
В ходе создания и оснащения инфраструктуры ДОО можно выделить две структурные составляющие:
– инвариантную, обеспечивающую решение задач ФГОС ДО в процессе реализации ФОП ДО;
– вариативную, обеспечивающую решение задач с учетом социокультурных, региональных особенностей ДОО, особенностей организации ДО того или иного субъекта Российской Федерации.
Инвариантная составляющая включает в себя:
– стандартный перечень комплектации с описанием оборудования и средств, обеспечивающих реализацию инвариантной части образовательной программы ДОО (соответствующей ФОП ДО);
Вариативная составляющая включает в себя:
обоснованный перечень комплектации с описанием оборудования и средств обучения и воспитания, учитывающий специфику вариативной части образовательной программы ДОО.
Чтобы сформировать инфраструктуру ДОУ, необходимо заполнить инфраструктурные листы.
Инфраструктурный лист перечень оборудования, инструментов, расходных материалов, необходимых для формирования инфраструктуры и комплектации учебно-методических материалов.
Инфраструктурный лист составляется по результатам мониторинга её материально-технической базы: анализа образовательных потребностей воспитанников, кадрового потенциала, реализуемой образовательной программы и других составляющих в целях обновления содержания и повышения качества ДО.
Для заполнения инфраструктурного листа мы использовали Рекомендации Министерства просвещения РФ по формированию инфраструктуры дошкольных образовательных организаций, в которых представлена комплектация оборудования и учебно-методических материалов, рекомендованных для реализации образовательной программы ДОО.
Педагоги возрастных групп заполняли комплекс оснащения групповых помещений ДОО, прогулочные участки по своим возрастным группам. Специалисты - компоненты развивающей предметно-пространственной среды для кабинетов специалистов. Старшие воспитатели проанализировали данные по группам и на основании полученных данных была заполнена таблица Мониторинг инфраструктуры и комплектации учебно-методических материалов дошкольных образовательных организаций по всему детскому саду, где средний процент оснащения ДОО составил 58 %. Далее в программе Система мониторинга деятельности образовательных организаций был заполнен Мониторинг потребностей в средствах обучения и воспитания 2024-2026 годы, в соответствии с которым постепенно и будет приобретаться все необходимое.