Анжелика Мананникова
Алгоритм действий по обучению ребенка умению определять время
▼ Скачать + Заказать документы
Алгоритм действий по обучению ребенка умению определять время
Умение определять время – один из важных бытовых навыков, которому придется обучиться каждому ребенку. Многие ответственные родители в таком случае задаются вопросом: как научить ребенка определять время по часам, как доступно и понятно объяснить малышу, что такое время года и зачем нужна минутная стрелка?
Предлагаю Вашему вниманию несколько простых шагов, как это сделать:
Публикация «Алгоритм действий по обучению ребенка умению определять время» размещена в разделах
1. Определяем готовность ребенка воспринимать информацию
Для начала нужно понять, готов ли малыш к восприятию этой информации? Сделать это, отталкиваясь только от возраста, не всегда представляется возможным. Существует несколько базовых факторов, по которым можно определить эту готовность:
- ребенок понимает значение времени суток;
- он умеет считать хотя бы до 60, а лучше – до 100;
- он может различить цифры визуально и понять их значение;
- он умеет писать цифры.
В среднем родители стараются обучать таким вещам дошкольника в 5–7 лет.
2. Как научить ребенка времени? Объясняем простые истины
Расскажем малышу про базовые знания о времени. Начать придется с самых простых основ.
Необходимо рассказать, что время движется только вперед и не может идти назад. В данном случае в первый раз можно обратить внимание и показать движение стрелок на циферблате, объяснив при этом, что в обратную сторону они двигаться не могут.
Следует упомянуть о временных составляющих: часах, минутах, секундах. Далее необходимо перейти к суткам. Здесь можно задействовать уже знакомые дошкольнику категории и ориентироваться на день и ночь. Объясните, что в совокупности они составляют 24 часа, а это время равняется суткам.
Если ребенку тяжело понимать такие категории как утро, день, вечер и ночь, то рекомендуется повесить в его комнате красочный плакат, иллюстрирующий распорядок дня. Также подобные иллюстрации можно найти в тематических детских книгах.
Затем следует объяснить, что все взрослые люди живут по времени. Они ориентируются, когда им нужно вставать, завтракать, идти в школу или на работу. Именно поэтому, необходимо уметь определять и понимать время.
3. Изучаем вместе циферблат
Внимательно осмотрите вместе все, что на нем имеется. Расскажи, что на нем имеется два вида цифр – часовые и минутные. Посчитайте минутные деления. Объясните, что деления в данном случае обозначают минуты. В одном часе, как выяснится в ходе подсчетов, их 60. Расскажите, что когда стрелка сдвигается на одно деление, это значит, что прошла одна минута. Так ваш ребенок впервые наглядно узнает, что значит течение времени.
4. Объясняем значение стрелок
Когда циферблат уже в достаточной мере изучен, пришло время узнать, зачем же нужны стрелки и что они собой представляют. Начните с того, что стрелки различаются по своей длине – одна из них длинная, а другая короткая. Длинная «отвечает» за минуты, а короткая – за часы.
Весь ваш рассказ важно как можно лучше проиллюстрировать, поэтому не пренебрегайте тем, чтобы заранее купить или сделать самостоятельно игрушечную модель циферблата для наглядного показа, а если сделать этого не удалось – снимите часы со стены и усадите перед ними ученика. При помощи механизма продемонстрируйте, что минутная стрелка движется быстрее и, когда она уже проходит целый оборот, то часовая сдвигается всего на одно деление.
Здесь важно изначально правильно понять принцип работы часов, а дальше ребенку будет легче продолжить обучение.
5. Изучаем целые числа
Проведите целое небольшое занятие тому, чтобы рассказать про целые часы. Двигая стрелки на игрушечном или настоящем циферблате, покажите ребенку, как выглядит 1 час дня, 2, 3, 4, 5 и так далее со всеми последующими цифрами. Несколько раз закрепите вместе пройденный материал, пока его ответы не дойдут до автоматизма.
6. Переходим к изучению минут
Начинать, конечно, нужно с наиболее простого. Поэтому теперь вам предстоит освоить получас. Чтобы ученику было проще определять такое время, обращай его внимание, где в этот момент находится часовая стрелка – между какими делениями и куда она движется.
Задавайте наводящие вопросы, чтобы дошкольнику было проще сориентироваться.
Чтобы объяснить, что такое четверть часа, лучше поделить последний на сектора, каждый из которых соответствует 15 минутам. Посчитайте вместе с ним количество делений в одном секторе. Для более легкого запоминания изобразите на циферблате, к примеру кусочки пирога, края которого будут соответствовать промежутку в 15 минут. Закрасьте каждый кусочек разным цветом.
Для изучения получаса разделите циферблат на 2 равные половинки и заштрихуйте их по разному. Объясните ребенку, что в часе два равных интервала в 30 минут. Проведите линию сначала через «6» и «12», а затем через другие, более сложные для восприятия числа, например, через «20» и «50». Обведя обе половинки по внешним краям, объясните ребенку, что вместе они составляют часовой промежуток. Лишь после этого можно переходить к изучению 5, 10, 20 и 40 минут.
Для того чтобы ученик научился понимать, что означает 5 минут, можно посчитать находящиеся деления в каждом секторе. Обратите его внимание на то, что в каждом секторе равное количество делений - минут.
7. Закрепите изученное тренировкой
Когда ребенок уже достаточно много знает о часах, вырежите большой картонный круг и предложите дошкольнику самостоятельно заполнить его. В качестве стрелок могут быть использованы деревянные палочки от эскимо или вырезанные кусочки картона, а числа он должен будет написать самостоятельно.
Далее попросите его показывать стрелками то время, которое ты называешь и наоборот – сама выставляй стрелки, а он будет определять, сколько времени они означают.
Если данное упражнение не получилось в полном объеме с первого раза, повторите его через какое-то время еще несколько раз, а пробелы, выявленные в ходе его выполнения, постарайтесь восполнить.
8. Превратите определение времени в игру
Когда ученик уже достаточно хорошо научился разбираться во времени по часам, предложите ему сыграть в легкую игру на воображение. Вы двигаете стрелку на определенное время, он видит, какое время вы поставили, и начинает изображать, чем он в этом время занимается. Например, время 3 часа – он гуляет с собакой, время 10 часов – он ложиться спать и так далее.
9. Подарите малышу часы на руку
Как научить ребенка традиционным часам со стрелками? Не секрет, что дети очень любят подражать взрослым. Так, согласно отзывам многих родителей, можно сделать вывод о том, что дети, которым в возрасте от 5 до 8 лет дарили наручные часы, практически сразу учились по ним определять время. Именно так они казались самим себе и в глазах сверстников взрослее. Однако даже если у вас в данный момент нет возможности приобрести такую вещь, вы можете сделать ее с дошкольником самостоятельно, и это тоже послужит прекрасным уроком по изучению часового механизма и определению времени.
10. Повторяйте изученный материал
Если малыш уже разобрался во временном исчислении, и прекрасно разбирается в нем, вы можете просто периодически – 3-4 раза в день – невзначай спрашивать у него «Сколько времени?». Так вы доведете его понимание до автоматизма, и этот вопрос в будущем не будет вызывать у него никакого затруднения.
Чрезвычайно важно во всем процессе обучения запастись терпением. Ни в коем случае не ругайте ребенка, если он не может справиться с каким-либо заданием дольше, чем вы рассчитывали. Лучше, наоборот, похвалите его за успехи, а плохо усвоенный материал закрепите еще раз.
Материал подготовила педагог – психолог
Мананникова Анжелика Владимировна