Папки-передвижки

Актуальные вопросы воспитания в образовательной организации в условиях реализации ФГОС нового поколения

Ирина Дмитриева
Актуальные вопросы воспитания в образовательной организации в условиях реализации ФГОС нового поколения
▼ Скачать + Заказать документы

Актуальные вопросы воспитания в образовательной организации в условиях реализации ФГОС нового поколения.

Развитие и образование ни одному человеку

не могут быть даны или сообщены.

Всякий, кто желает к ним приобщиться,

должен достигнуть этого собственным трудом,

собственными силами, собственным напряжением.

Дистервег Адольф Фридрих

(1790 — 1886, немецкий педагог

Публикация «Актуальные вопросы воспитания в образовательной организации в условиях реализации ФГОС нового поколения» размещена в разделах

Одной из сложных и ключевых проблем педагогической теории и практики является проблема личности, её развития и социализации. Социализация – процесс и результат усвоения и активного воспроизводства человеком социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности. В результате социализации человек усваивает стереотипы поведения, нормы и ценностные ориентации среды, в которой живёт. Взаимодействуя со средой, он не только усваивает общественный опыт, но и преобразует его в собственные ценности и жизненные ориентации, избирательно вводит в свою систему поведения нормы и стереотипы поведения, которые приняты в данном обществе. Социализация длится на протяжении всей жизни и происходит в условиях как стихийного, так и целенаправленного взаимодействия человека со средой.

За последние годы резко увеличилось число семей, испытывающих значительные нагрузки, вызванные низкой социальной эффективностью экономических реформ, утратой многими родителями профессионального статуса, коммерциализацией системы образования, здравоохранения, досуговой, спортивно-оздоровительной сфер. Это ведет к психическим и физическим перегрузкам родителей, дезорганизации семейной жизни, отчуждению в детско-родительских отношениях и в конечном итоге снижает способность семьи к выполнению своей важнейшей функции - воспитанию детей, к разрыву семейных связей. Всё чаще семьи имеют низкий нравственный, культурный, экономический уровень, жестокость родителей, антисанитарию и безалаберность в быту. Всё это свидетельствует о несостоятельности таких семей как института социализации детей.

В связи с чем, у многих детей, как правило, не сформированы простейшие культурно-гигиенические, хозяйственно-бытовые навыки и умения, представления о профессиональных отношениях людей, основы ручного труда, не развито творческое отношение к любому виду деятельности, снижена трудовая мотивация. У многих из них просто не было положительного примера взрослых и возможности приобщения к опыту и знаниям в этой сфере человеческой деятельности.

Исходя из вышесказанного, перед ДОУ стоит задача создания условий, гарантирующих ребёнку реальное включение в жизнь социальной среды, восстановление или компенсацию утраченных им социальных связей и функций через трудовое воспитание. Трудовому воспитанию в развитии ребенка, его нравственном становлении отводится большое место.

Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. Как известно, интерес к труду, необходимые трудовые навыки и личностные качества закладываются с детства. Труд должен радостно войти в жизнь ребёнка и помочь ему в успешном всестороннем развитии.

Цель трудового воспитания :

Формирование культурно- гигиенических навыков самостоятельного самообслуживания, совершенствование трудовой деятельности в повседневной жизни в детском саду и в семье.

Задачи:

Развитие трудовой деятельности.

Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам.

Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.

Развитие инициативы и самостоятельности в разных видах трудовой деятельности.

Организуем труд детей в трех основных формах:

в форме поручений, (индивидуальных и коллективных,

дежурств

и коллективной трудовой деятельности, в которой одновременно участвует вся группа детей.

Именно через самообслуживание ребёнок впервые устанавливает известные отношения с окружающими людьми. Осознаёт свои обязанности по отношению к ним.

Труд дошкольников разделяют на следующие виды:

Самообслуживание.

Хозяйственно-бытовой труд.

Труд в природе.

Ручной труд.

Многие родители порой готовы сделать за ребёнка всё – он долго возиться будет, а так можно выгадать несколько минут. Но выгода эта весьма сомнительного свойства. Её оборотная сторона - трудно восполнимые издержки воспитания. Если постоянно глушить стремление ребёнка к самостоятельности, он может вырасти пассивным, неспособным к каким-либо усилиям. Такой ребёнок всегда будет ждать, когда за него всё сделают взрослые. Поэтому важно не оставлять без внимания попытки ребёнка самостоятельно выполнять то или иное действие. Каждое достижение ребёнка, пусть и небольшое, надо поддержать. Малыш постоянно нуждается в одобрении.

Воспитание самостоятельности тесно связано прежде всего с привлечением ребёнка к участию в одевании, умывании, кормлении.

Навыки самообслуживания надо воспитывать не для удобства взрослых. В них заложен глубокий нравственный смысл, так как они развивают у малыша способность к усилию, которая в будущем явится необходимым условием трудового воспитания ребёнка. Поэтому ошибаются те взрослые, которые считают, что, выполняя всё за ребёнка, пекутся о его благе, «облегчают» будто бы его жизнь. Взрослые должны взять за правило никогда не делать за малыша то, что он в состоянии сделать сам.

Самообслуживание включает в себя:

Самостоятельно одеваться и раздеваться в определённой последовательности.

Складывать, вешать предметы одежды.

Мыть руки и лицо аккуратно.

Вешать полотенце на место.

Воспитывать опрятность, умение замечать непорядок в одежде, устранять его при не большой помощи взрослых.

Хозяйственно-бытовой труд включает:

Подготовить материалы к занятию, побуждать детей к самостоятельному выполнению элементарных поручений; готовить материал к занятиям (кисти, доски для лепки и др.) после игры убирать на место игрушки, строительный материал.

Приучать соблюдать порядок и чистоту помещений и на участке детского сада.

Формировать у детей умения, необходимые при дежурстве по столовой, помогать накрывать стол к обеду (ложки, тарелки, чашки, расставлять хлебницы (без хлеба) Выполняя несложные обязанности, связанные с накрыванием на стол, помогая готовить всё необходимое к занятиям, дети учатся быть полезными и для других. Это формирует у них готовность приходить на помощь тому, кто в ней нуждается, охотно выполнять посильные трудовые поручения, формирует ответственное отношение к порученному делу, старательность и исполнительность.

Труд даёт мощный импульс умственному развитию детей. Они многое узнают о свойствах материалов, с которыми работают, - о картоне и ткани, о металле и пластмассах; им теперь ясно назначение орудий труда, которыми они пользуются, - молотка и ножниц, заметно обогащается весь их чувственный опыт. Труд много требует, - да, это так; но именно в ответ на эти требования и происходит развитие буквально со всех сторон интеллекта малыша – активного восприятия, наблюдательности, сосредоточенности, внимания, памяти. Включается в работу мышление, ведь ребёнку надо сравнивать, сопоставлять предметы, с которыми он имеет дело, устанавливать простейшие закономерности явлений. Чтобы выполнить трудовое задание (даже самое простое, ребёнок должен представить себе, с чего он начнёт, что станет делать потом – ведь в любом деле есть внутренняя логика, значит, свои действия надо спланировать, приноровляясь к этой логике. А умение планировать своё поведение считается одним из важнейших показателей развития ребёнка.

Труд в природе включает:

Воспитывать желание ухаживать за растениями и животными в уголке природы и на участке.

Формировать умение обращать внимание на изменения произошедшие со знакомыми растениями.

Приучать с помощью взрослого поливать комнатные растения, растения на грядках, расчищать дорожки от снега.

В процессе труда дети практически познают свойства окружающих вещей, наблюдают за ростом и изменениями растений, рассматривают животных, знакомясь с условиями их обитания, и т. д. Они сравнивают, сопоставляют, стремятся самостоятельно найти ответ на бесконечные "почему". У них развиваются любознательность, познавательные интересы.

В работе с детьми каждодневно используем произведения устного народного творчества: пословицы, поговорки, потешки, сказки, которые помогают мне в лаконичной форме похвалить и подбодрить ребёнка, высказать отношение к лени, подчеркнуть важность труда.

«Маленький, да удаленький»

«Глаза боятся, руки делают»

«У лодыря Федорки всегда отговорки»

«Умелые руки не знают скуки»

«Хочешь есть калачи, не сиди на печи»

Регулярное участие детей в трудовой деятельности обеспечивает общее развитие детей, придает им уверенность в своих силах. У них развивается наблюдательность, шире становится круг интересов, воспитывается ответственность, чувство долга, настойчивость, трудолюбие, доброжелательность в отношениях со сверстниками.

Поэтому необходимо обеспечить систематическое участие всех детей в разных видах труда, организовать трудовую деятельность так, чтобы он активизировал их физические силы и умственную деятельность, доставлял радость.

Литература:

Мир детства: Дошкольник. Москва «Педагогика» 1987 г.

Интернет-ресурсы.

Программа «От рождения до школы» Москва. Мозаика-Синтез 2010 г.

Публикации по теме:

Работа педагога дошкольной образовательной организации с родителями воспитанников в условиях реализации ФГОС Тема: «Использование ИКТ в работе с родителями воспитанников» (из опыта работы)». «Человек образованный тот, кто знает, где найти то,.

Актуальные направления развития детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС Магаданское областное государственное казенное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Детский дом «Надежда».

Формирование духовно-нравственного воспитания дошкольников в условиях реализации ФГОС Выступление на педагогическом часе Тема: «Духовно-нравственное воспитание дошкольников в свете требований ФГОС» Воспитатель МАДОУ г. Нижневартовска.

Формирование духовно-нравственного воспитания дошкольников в условиях реализации ФГОС Выступление на педагогическом часе Тема: «Духовно-нравственное воспитание дошкольников в свете требований ФГОС» Воспитатель МАДОУ г. Нижневартовска.

Инклюзивная практика обучения и воспитания детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС Пояснительная записка Данная программа предназначена для работы с детьми с ОВЗ (5-7 лет) в дошкольном образовательном учреждении. Рабочая.

Инновационные технологии экологического воспитания посредством Рппс в условиях реализации ФГОС в ДОУ Консультация для воспитателей: «Инновационные технологии экологического воспитания посредством развивающей предметно – пространственной.

Особенности организации нравственно-патриотического воспитания в условиях реализации ФГТ Родина – это страна, где человек родился и живет, гражданином которой он является. Это ее земля, природа, богатства. Дошкольное детство.

Педагогический совет «Игра как средство социализации, воспитания и обучения детей в условиях реализации ФГОС ДО» Цель: повысить значимость игры в воспитательно-образовательном процессе детского сада, как основного вида деятельности детей. Задачи: 1.

Родительское собрание «Актуальные проблемы дошкольного образования в условиях внедрения ФГОС» МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Плана-конспекта проведения родительского собрания Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного.

Всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные вопросы введения и реализации ФГОС дошкольного образования» Титовец М. В., воспитатель ГБДОУ детский сад №113 Невского района Санкт-Петербурга Творческий проект по изобразительной деятельности как.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Актуальные вопросы воспитания в образовательной организации в условиях реализации ФГОС нового поколения
Опубликовано: 30 ноября 2017 в 18:44
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Актуальные вопросы воспитания в образовательной организации в условиях реализации ФГОС нового поколения» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Дмитриева (УИ 109437) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД