Папки-передвижки

Формирование духовно-нравственного воспитания дошкольников в условиях реализации ФГОС

Валентина Чичерина
Формирование духовно-нравственного воспитания дошкольников в условиях реализации ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы

Выступление на педагогическом часе

Тема: «Духовно-нравственное воспитание дошкольников

в свете требований ФГОС»

Воспитатель МАДОУ г. Нижневартовска ДС №29 «Ёлочка»

1 слайд:

«Духовно - нравственное воспитание дошкольников

2 слайд

Публикация «Формирование духовно-нравственного воспитания дошкольников в условиях реализации ФГОС» размещена в разделах

Главной целью воспитательной деятельности дошкольников является формирование личности, а личность и культура, как каждый из нас понимает, неразрывны. Ни для кого не секрет, что культурный человек — это человек, не только и не столько успешно обучающийся и образованный, сколько человек, способный сохранить и развить в себе нравственные ценности семьи, общества и человечества, демонстрируя их в повседневной жизни своим поведением, общением и т. д.

Часто наблюдая за поведением детей в повседневной жизни мы приходим к размышлениям об их недостойных поступках. Мучаем себя вопросами: Ну почему они такие? Чего им не хватает? Почему они безнравственны? Как воспитывать таких детей?

Назрела необходимость пересмотра основ духовно-нравственного воспитания. Нужен новый взгляд на саму сущность этого воспитания.

3 слайд

Духовно-нравственное воспитание – педагогически организованный процесс усвоения и принятия обучающихся базовых национальных ценностей, освоение системы общечеловеческих ценностей и культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации. Очень высоко оценивал нравственное воспитание Л. Н. Толстой: «Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра».

4 слайд Содержание программы «Социокультурные истоки» для ДО направлено на решение следующих задач:

* первичное приобщение детей, их родителей, педагогов к непреходящим духовно-нравственным и социокультурным ценностям нашего Отечества;

* организация взаимодействия детей и взрослых, развитие единого контекста воспитания в семье и дошкольной Организации, формирование активной педагогической позиции родителей;

* формирование социальной активности детей дошкольного возраста.

5 слайд Социокультурные истоки

«СОЦИОКУЛЬТУРА» - вся духовная и материальная культура, выработанная человечеством. Её ценности составляют сущностную сторону образования подрастающего поколения.

Создается база духовно-нравственного и гражданско-патриотического образования (обучения, воспитания, развития и оздоровления) подрастающего поколения россиян (не только русских, но и татар, башкир, мордвы, марийцев, чувашей, удмуртов, аварцев, лезгин, ингушей, чеченцев, якутов и многих других народов российского общества).

6 слайд Духовно-нравственные ценности и образы-идеалы традиционной культуры:

• традиционное отношение русского народа к родной земле, как к родной матери, кормилице, главной святыне, которую необходимо беречь, охранять, защищать;

• бережное отношение к родной природе,

• проживание календарных народных и православных праздников;

• традиционное отношение русского народа к производительному труду на родной земле, как к самому почетному делу и главному источнику жизненного благополучия;

• традиционное отношение к матери, почитание предков, к семье, к людям, воплощенное в образах идеалах человека, среди которых особую ценность составляют образы русской красавицы, героя русского богатыря, добрых матушки и батюшки, дружных сестер и братьев);

традиционное представление о красоте человека, неразрывно связанное с его нравственными добродетелями (добротой, отзывчивостью, трудолюбием, милосердием, нестяжательством и т. д., отраженными в православии.

7 слайд Гендерный подход к социализации через содержание «Истоки»

Содержание Программы закладывает основы будущих социальных ролей отца и матери в семье, мужчины и женщины в обществе, защитников Отечества.

Дети получают дифференцированное представление о собственной гендерной принадлежности, проявляют стремление к взрослению в соответствии с адекватной гендерной ролью: мальчик — сын, внук, брат, отец, мужчина; девочка — дочь, внучка, сестра, мать, женщина.

Дошкольники узнают о традиционно мужских и женских видах труда, овладевают отдельными способами действий, доминирующих в поведении взрослых.

8 слайд Система ценностей истоков:

• ценности родной культуры;

• ценности деятельности человека;

• социокультурные ценности;

• ценности внешнего мира, составляющие природно-культурное пространство России;

• ценности внутреннего мира человека (Вера, Надежда, Любовь, Мудрость);

• нравственные ценности;

• ценности сохранения и укрепления родных православных традиций.

9-10слайды Книги для развития детей от 3 до 7 лет

11 слайд Книги для развития для детей 3-4 лет «Доброе слово», «Добрый мир», «Добрая книга»

Книга «Доброе слово» направлена на приучение ребенка к добру и укреплению его в добре, которое происходит через доброе слово и доброе дело.

Через книгу «Добрый мир» дети узнают о том, что добрый мир – это мир, в котором, прежде всего, мы сами проявляем доброе и заботливое отношение ко всему окружающему.

«Добрая книга» учит детей добрым делам. Она пробуждает в детском сердце чувство любви, сострадания, благодарности, а значит, помогает стать ребенку добрым

12 слайд. В возрасте 5-6 лет целями воспитательной программы являются :

- первоначальное прочувствованное восприятие детьми ценностей внутреннего мира человека (Вера, Надежда, Любовь, Мудрость);

- дальнейшее развитие опыта активного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

- развитие способности сочувствовать, сопереживать и понимать эмоциональное состояние других людей;

- создание условий для формирования правильной самооценки.

13 слайд Задачи духовно нравственного воспитания в условиях перехода на ФГОС ДО

1. Формирование начал патриотизма и гражданственности.

2. Формирование гуманного отношения к людям и окружающей природе.

3. Понимание своих национальных особенностей.

4. Формирование духовно – нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа.

5. Уважение к своей нации.

6. Формирование чувства собственного достоинства как представителя своего народа.

7. Уважение к представителям других национальностей

8. Формирование положительных доброжелательных взаимоотношений

14 слайд Система и последовательность работы по духовно-нравственному воспитанию реализуется в следующих блоках :

-Моя семья

-Мой детский сад

-Моя малая Родина

-Страна столица, ее символика

-Мой город

-Правила, по которым мы живем

15слайд

Пути реализации задач духовно- нравственного воспитания.

Одним из главных факторов результативности процесса духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения является педагог как носитель духовных ценностей. "Всякая программа преподавания, всякая метода воспитания, как бы хороша она ни была, – пишет К. Д. Ушинский, – не перешедшая в убеждение воспитателя, останется мертвой буквой, не имеющей ни какой силы в действительности… Нет сомнения, что много зависит от общего распорядка в заведении, но главнейшее всегда будет зависеть от личности непосредственного воспитателя, стоящего лицом к лицу с воспитанником : влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которой нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений. Многое, конечно, значит дух заведения; но этот дух живет не в стенах, не на бумаге, но в характере большинства воспитателей и оттуда уже переходит в характер воспитанников".

16слайд Создание развивающей среды

Создание развивающей среды

Развивающая среда должна быть наполнена материалами согласно возрастных особенностей воспитанников и способствует выполнению задач образовательной деятельности.

17 слайд В развивающей среде нашей группы, создан центр по духовно-нравственному воспитанию. Он объединил темы и материалы к ним: «Семья», «Детский сад», «Родной город и наш край», «Страна Россия», «Москва – главный город России», «Русское народно-прикладное творчество». Развивающая среда наполнена настольными играми: «Семья», «Мой родной дом», «Детский сад», «Девочки и мальчики», «Славянская семья», «Моя Родина Россия», «Собери герб города», «Символика России» и другие. Созданы альбомы «Мама, папа, Я и мой любимый Нижневартовск», «Россия родина моя», «Народов дружная семья». Среда оснащена серией книг по данным темам, включая книги духовные «Святое рождество» «Жития святых», «Детская библия» и другие. Учтен региональный компонент, находятся макеты, куклы ханты, альбом «Северные узоры, символика ханты-мансийского края. Настольные игры «Что такое хорошо и что такое плохо?», «Эмоции», дидактический материал «Я и другие» позволяют знакомить детей с правилами, по которым мы живем.

18 слайд. В духовно-нравственном воспитании большая роль принадлежит не только дошкольному учреждению, которое посещает ребёнок, но и семье.

Вся воспитательная работа должна строиться на основе единства знаний, убеждений и действия воспитателя и родителей. Огромное значение имеет пример взрослых: воспитателя, родителей и других близких людей из окружения ребёнка. Именно на положительных эпизодах из жизни старших членов семьи у дошкольников формируются понятие «что такое хорошо, а что такое плохо». Воспитателю необходимо помочь родителям осознать, что именно в семье, должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные нашими дедами и прадедами, и что в первую очередь родители главные ответственные за воспитание своих детей

19слайд. Основой гражданского общества является семья, и именно в семье решаются проблемы, которые столь остро стоят сегодня перед Россией. Семья России - словосочетание необычайно трепетное. В нем - и сила земли русской, и щедрая гордость за нашу многонациональную Родину, мудрость времен и преемственность поколений. В любой семье есть свои традиции, преемственность духовных и моральных ценностей, устоев и норм поведения. В семье формируется понимание плохо и хорошо, добро и зло, правильно и неправильно, справедливо и наоборот. От того как воспитываются дети в семье, с каким багажом отца или матери, дедушки или бабушки, дяди и тети помогают вступить во взрослую жизнь, какие знания закладываются в них, зависит жизнь не только отдельного человека или его семьи, но и общества в целом. Обычно и в семье, и в школе на первое место ставится изучение основ наук. А на последующее - наука о том, как стать человеком, т. е. как быть благородным и добросердечным. Как показывает жизненный опыт, воспитание дает высокие результаты там, где есть для этого добротная почва. Воспитание – это посев зерна : чем лучше природная почва, тем богаче урожай. Можно сколько угодно придумывать и организовывать для детей грандиозные мероприятия, полагая, что они несут воспитательный эффект, но так и не добиться этого эффекта, потому что ребёнок не научился «видеть» и «слышать» то доброе, что ему предлагают другие.

20 слайд Пути реализации раздела «Семья». В начале деятельности с родителями был проведен «Тест на выявление взаимоотношений с родителями. Примерные вопросы: Висят ли дома семейные фотографии? Хотелось бы вам воспитывать детей так, как воспитывали вас? Праздники и семейные обеды у родителей прекрасная традиция? Двор отчего дома вызывает у вас легкую ностальгию? И т. д. предполагается один из ответов «Семья для вас – одна из приятных составляющих жизни». Родители изготовили вместе с детьми флаги, гербы, дерево жизни семьи с целью изучения родословной.

21 слайд. Создание семейного альбома с участием родителей «Папа, мама, Я и мой любимый Нижневартовск» в котором фотографии семей, любимые места в Нижневартовске, где любят бывать дети. Фотографии с занятиями детей в детском саду и профессиями сотрудников детского сада. К фотографиям подобраны стихи. Детям очень нравится смотреть его, фотографии периодически обновляются.

22 слайд. Для того, чтобы ближе познакомиться с семьями, их занятиями, традициями семьи, были сделаны портфолио семьи.

23слайд. Из архива семьи Маматовых. Семейные традиции.

24 слайд. Участие в конкурсах к Дню защитника Отечества, одним из пап были нарисованы портреты пап воспитанников, изготовлена газета с поздравлениями для пап «Самый лучший папа», в которой приняли участие мамы воспитанников. Газета заняла место в городском конкурсе в номинации «Приз зрительских симпатий»

25 слайд. Оформление стенгазет «Наши любимые мамы»к Дню матери, «Самый лучший папа» к Дню защитника Отечества, изготовление открыток

26 слайд Любовь маленького ребенка к Родине начинается с отношения к своим близким, отцу, матери, дедушке, бабушке, к своему дому, улице на которой он живет, детскому саду и городу.

27 слайд. В развивающей среде имеется фотоматериал по городу Нижневартовску, фотографии детей в любимых местах в городе. Развивающая среда отражает события, как бабушки с дедушками приехали в город, у них появились родители наших детей, у них появились тоже дети (связь поколений) и как семьи проживают в городе Нижневартовске (часть стенда занимает изображение города). С воспитанниками была проведен КВН : «Мой любимый северный край», в котором они могли показать свои знания о городе и крае, в котором живут. При ознакомлении с городом используются средства ИКТ (просматриваются презентации о городе и крае, от начала его существования и по сей день). Имеется библиотека книг: «Мой любимый Нижневартовск», Откуда нефть пришла?». Воспитанники с интересом проводят опыты с нефтью. Интеграция проходит во все разделы программы. Дети с удовольствием рисуют улицы города, памятные места, изготавливают поделки, связанные городом с его традициями, подобран материал в информационный центр для родителей. При участии родителей была сделана фотогазета «Мой любимый Нижневартовск», «Поздравляю любимый город» .

28 слайд. Знакомимся с Россией. По данному разделу обогащаем знания детей о столице России, президенте, многообразие разных народов, символике, красоте природы. Воспитывая чувство любви и гордости за нашу страну. С этой целью были созданы альбомы «Народов дружная семья», «Я люблю тебя Россия». Разучивались хороводные игры, песенки, народные игры. Все происходящие события отражены в альбоме «Я люблю тебя Россия». Имеются в наличии настольные игры: «Символика России», «Наша Родина», «Костюмы разных национальностей», ширмы в информационном центре для родителей и воспитанников, использование презентаций, викторин «Я горжусь тобой Россия!»

29 слайд. Организован толерантный праздник с участием родителей, ярмарка, Новый год, рождественская сказка «Морозко»

30 слайд. Знакомство с русским народным творчеством

31 слайд. К разделу «Правила по которым мы живем» был создан стенд «Права и обязанности детей», подобран дидактический иллюстрированный материал на тему: «Я и другие», «Эмоции», «Что такое доброта», «Что такое хорошо и что такое плохо», «Домик настроений». Проигрывание разных ситуаций, решение проблемных ситуаций содействует обогащению опыта, как вести себя в определенных ситуациях. Дети знают правило: «Относись к другим так, как хочешь, чтоб относились к тебе».

32 -33слайд Работа в данном направлении имеет свои результаты. Частично на слайде представлены наши достижения. Материал был систематизирован по разделу «Семья» и был представлен на окружной конкурс «Семья – основа государства». Воспитанники группы принимали участие в конкурсах и являются победителями в конкурсах: «Моя любимая мамочка», «Профессии моих родителей», «Мечтаю стать», «Мы дети нефтяников», «Мой папа самый лучший», «Рождественская открытка», «С кем дружит елочка»; победителями в викторинах: «Я, мои друзья, и моя семья: правила доброжелательного общения», «Я Россией своей горжусь!». Воспитанники принимали участие и имеют дипломы победителей в городском конкурсе: «Любимый город», в конкурсах, посвященных Дню Победы, Дню защитника Отечества. Работу в данном направлении целесообразно продолжать дальше при тесном взаимодействии родителей.

34 слайд

«Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной».

А. С. Макаренко

Духовно-нравственное воспитание в наших руках!

35 слайд Спасибо за проявленное внимание и терпение!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Хореографическое искусство как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников «Искусство воспитания детей – одно из благороднейших искусств. Кто желает воспитать ребенка, тот должен пробудить и укрепить в нём духовность».

«Организация системы духовно-нравственного воспитания у детей дошкольного возраста в условиях внедрения ФГОС до» .

«Создание условий необходимых для реализации задач духовно-нравственного воспитания детей к истокам народной культуры» «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания». К. Д. Ушинский. Гармоничное развитие ребёнка – основа формирования будущей.

Формирование духовно-нравственного воспитания дошкольников в условиях реализации ФГОС Выступление на педагогическом часе Тема: «Духовно-нравственное воспитание дошкольников в свете требований ФГОС» Воспитатель МАДОУ г. Нижневартовска.

Якутские сказки как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников МБДОУ ЦРР д/с № 15 «Северные звездочки» Воспитатель подготовительной группы; Васильева А. И. Якутские сказки как средство духовно – нравственного.

Педсовет «Условия для духовно-нравственного развития детей дошкольного возраста в условиях ФГОС» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад общеразвивающего вида «Солнышко» с. Боровиха Педсовет.

Роль музыкального руководителя в реализации задач духовно-нравственного воспитания в ДОУ. Обобщение опыта. Слайд Актуальность В век бешеного ритма жизни наши дети воспринимают внешний мир и совсем не знают ничего о "внутреннем". Порой родителям.

Роль семьи и детского сада в системе духовно-нравственного воспитания дошкольников Аннотация: Степанов И. Н. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания - М. :ТЦ «Сфера», 2008.- 224с «Ведущую роль в становлении.

Опыт работы «Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» Сказка как средство духовно- нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Здравствуйте! Уважаемые коллеги. Свое выступление я хотела.

Создание модели духовно-нравственного воспитания дошкольников в образовательном пространстве ДОУ Курочкина Екатерина Владимировна, старший воспитатель МБДОУ "Детский сад № 8" Из Концепции государственной политики в области духовно-нравственного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование духовно-нравственного воспитания дошкольников в условиях реализации ФГОС
Опубликовано: 13 ноября 2017 в 17:49
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Формирование духовно-нравственного воспитания дошкольников в условиях реализации ФГОС» (включая файлы) размещена пользователем Валентина Чичерина (УИ 448772) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД