мария афонина
Инклюзивная практика обучения и воспитания детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Данная программа предназначена для работы с детьми с ОВЗ (5-7 лет) в дошкольном образовательном учреждении.
Рабочая программа разработана в соответствии с:
1. Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации;
2. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г. N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".
3. Единой концепцией специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Инклюзивное образование
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Опыт работы, практика
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
4. Санитарно-эпидемиологическими правилами, нормативы-СанПин 2013г.
Программа коррекционной работы в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом (далее – ФГОС) направлена на создание комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы начального и среднего общего образования, коррекцию недостатков в психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию и оказание помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы.
Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.
Программа коррекционной работы предусматривает как вариативные формы получения образования, так и различные варианты специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. Это могут быть формы обучения в общеобразовательном классе по общей образовательной программе начального общего образования или по индивидуальной программе, с использованием надомной формы обучения. Варьироваться могут степень участия специалистов сопровождения, а также организационные формы работы.
Цель программы: обеспечить системный подход к созданию условий для развития детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы начального и основного общего образования (коррекция различного рода затруднений; содействие в решении актуальных задач развития, социализации; создание здоровьесберегающих условий для успешного обучения и развития ребёнка в ситуации школьного взаимодействия).
Задачи программы:
- выявлять особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленные особенностями их физического и (или) психического развития;
- осуществлять индивидуально ориентированную психолого-медико-педагогическую помощь детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей;
- обеспечить возможность освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы начального и основного общего образования на доступном им уровне и их интеграцию в образовательном учреждении;
- поддерживать в решении задач личностного самоопределения и саморазвития обучающихся;
- оказывать помощь обучающимся в профильной ориентации и профессиональном самоопределении.
Методы обучения :
- словесные методы включают в себя инструкцию, рассказ, беседу, сообщение, описание событий;
- наглядные методы - наблюдение, обследование предметов и явлений окружающего мира (зрительно, тактильно, на слух, т. е. организация чувственного опыта ребенка;
- практические методы представляют собой разные способы организации детской деятельности (дидактические игры, упражнения и др.);
- дидактические игры применяются для закрепления и повторения пройденного, но иногда возможно их включение на этапе подготовки к усвоению нового материала. Упражнения применяются для закрепления знаний, совершенствования умения и навыков. Метод упражнений дает возможность организовать индивидуальный и дифференцированный подход к детям, что выражается в степени трудности заданий, его объеме и характере помощи.
Индивидуальный учебный план
Специалисты Программа Диагностический материал, методики
Учитель 1. Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1-4 классы. АСТ «Астрель» Москва, 2011 г.
2. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида. М. : Просвещение, 2006 г.
3. Программы специальных общеобразовательных школ для слепых детей (подготовительный – 3 классы) под ред. В. В. Козлова. М. : Просвещение, 1983 г.
4. Программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений IV вида (для слабовидящих детей) под ред. Л. П. Григорьева. М. : «Просвещение», 2010 г.
- cсамостоятельные работы
- контрольные работы
- теcтовые задания
Педагог-психолог 1. Рабочая программа коррекционно-развивающей работы интеллектуального направления. 1 класс. Тетрадь для развития мыслительных способностей. – М: Интеллект – Центр, 2012 г.
2. Крюкова С. В., Слободяник Н. П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие — М. : Генезис. 2002 г.
3. Работая программа по развитию личностных качеств ученика, реализуемая на основе требований ФГОС.
4. Рабочая программа по развитию положительной мотивации и благоприятного эмоционального климата младший школьников,
- методика Лускановой
- методика Векслер
- беседа о школе (модифицированный вариант) (Нежнова Т. А., Эльконин Д. Б., Венгер А. Л.)
- Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейна (адаптированный для младших школьников вариант)
- таблицы Шульте
- методики для развития эмоционально-волевой сферы ребенка
- слуховые и зрительные диктанты;
- тест Тэммл Р., Дорки М. ;
- сенсорная комната.
Учитель-логопед 1. Рабочая программа по преодолению нарушений письма у младших школьников, составлена на основе программы по предупреждению нарушений письма у младших школьников Мазанова Е. В.
- речевая карта, составленная на основе методики Фотековой Т. А. Диагностика речевых нарушений младших школьников.
- Бабина Г. В. Сафонкина Н. Ю. Речевой картинный материал для восприятия и произнесения слов различной слоговой структуры
- Садовникова И. Н. Материал для преодоления нарушений письменной речи у младших школьников
- Рабочие тетради и картинный материал для автоматизации произношения звуков на различных уровнях
- Картинный материал (Т. А. Ткаченко, В. В. Коноваленко) для расширения знаний о предметах и явлениях окружающего мира и установлению смысловых связей на картинке и т. д.
- Богомолова А. И. Логопедическое пособие для занятий с детьми. - ТОО «Издательство «Библиополис». СПб., 1994 г.
Учитель ЛФК 1. Программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений IV вида (для слабовидящих детей) под ред. Л. П. Григорьева. М. : «Просвещение», 2010 г.
- гимнастические мячи, мячи сенсорные пупырчатые
- гимнастические палки
- гимнастические скамейки
- скакалки детские
- обручи пластиковые
- шведская стенка
- аудио оборудование
- велотренажер
- беговая дорожка и т. д.
Воспитатель 1. Программы специальных общеобразовательных школ для слепых детей (подготовительный – 3 классы) под ред. В. В. Козлова. М. : Просвещение, 1983 г.
- кружковая работа
-экскурсионная деятельность
- школьные праздники
- тематические беседы
- игры
- проведение самоподготовки
Содержание программы
Специалисты Направления коррекционной работы с учащимся Приемы работы Методы работы Формы работы Результаты освоения
Учитель
- развитие зрительно-моторных координаций;
- развитие слухового внимания;
- развитие моторики пальцев рук;
- развитие связного речевого высказывания.
- слуховые и графические диктанты;
-пальчиковая гимнастика. -совместное выполнение заданий;
- объяснение;
- показ;
- построение учебного высказывания. - индивидуаль-ная;
- групповая. - понимать и принимать учебную задачу;
- ориентироваться на странице учебника, тетради, прописи.
Учитель – логопед
-развитие артикуляционной моторики;
- развитие слухового внимания и памяти;
-формирование фонематических процессов;
-формирование связного речевого высказывания
- артикуляционная гимнастика (активная и пассивная);
-составление вопросительных предложений по образцу - демонстрация;
- объяснение;
-самостоятельное выполнение;
-беседа;
-отраженное проговаривание;
-упражнения артикуляционной гимнастики - индивидуальная;
Занятия 2 раза в неделю по 20 минут после учебных занятий - способность удерживать базовые артикуляционные позы;
-сформированность слухового внимания к речевым звукам.
Педагог – психолог
1) адаптация в образовательном учреждении:
-соблюдение правил поведения,
-осознанное выполнение обязанностей;
2) адаптация ребенка в новом детском коллективе:
-выстраивание адекватных взаимоотношений со сверстниками;
-дружеские отношения в классе и группе;
3) развитие высших психических функций:
-слуховое восприятие и внимание;
-развитие памяти
-развитие мышления
-повышение уровня учебной мотивации
-создание ситуаций успеха;
-дозированная нагрузка;
-чередование видов деятельности; - наблюдение
- тестирование
-опрос
-беседа
-практическая деятельность -групповая;
-индивидуальная
Занятия 1 раз в неделю по 30 минут, 1 раз в неделю по 20 минут после учебных занятий -проявление слухового внимания на уроках;
- демонстрация слухового сосредоточения;
-проявление активности при выполнении заданий
Преподаватель ЛФК -развитие слухового восприятия
- развитие темпо-ритмической организации
-развитие координации движений -выполнение упражнений под счет;
-выполнение заданных движений под музыкальное сопровождение;
-выполнение речевых инструкций.
- показ;
-совместное выполнение упражнения
-оказание направляющей помощи;
-самостоятельное выполнение ребенком
-групповая;
Занятия 2 раза в неделю по 40 минут после учебных занятий -соблюдение темпа выполнения упражнений;
-координация движений;
-понимание и принятие инструкций с первого раза
Воспитатель - развитие навыков социального обслуживания; -взаимодействие ребенка в коллективе сверстников;
-развитие навыков саморегуляции
-использование сюжетно-ролевых игр;
-тематические беседы и обсуждения
-экскурсионная деятельность;
-кружковая работа -наблюдение;
-беседа;
-ведение протоколов воспитанности во внешнеповеденческом аспекте и уровня сформированности навыков. -групповая;
-индивидуальная
Работа осуществляется во второй половине дня постоянно. Кружковая работа 2 раза в неделю по 40 минут по плану воспитательной работы. -самостоятельное соблюдение режимных моментов;
-соблюдение правил поведения;
-сформированность навыков самообслуживания;
-выстраивание адекватных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми
Планируемые результаты работы
В процессе реализации программы, обучающиеся должны овладеть следующим:
По общеобразовательной программе:
1. Уметь ориентироваться в тетради.
2. Знать понятия: речь, предложение, слово, слог, ударение, звуки речи.
3. Уметь вычленять звуки в словах, определять их последовательность.
4. Различать гласные и согласные звуки и буквы.
5. Определять место ударения в слове.
6. Уметь читать слоги.
7. Иметь пространственные и временные представления.
8. Вести счет предметов до 10 и сравнивать.
9. Вести счет до 10 в прямом и обратном порядке.
10. Уметь читать письменные и печатные цифры, правильно их писать.
11. Соотносить число предметов и цифру.
12. Усвоить состав чисел: 2,3,4,5.
13. Читать простейшие математические записи.
14. Знать и различать геометрические фигуры: круг, треугольник, квадрат.
По результатам логопедического сопровождения:
1. Уметь определять наличие\отсутствие заданного звука в звуковом ряду.
2. Удерживать заданную артикуляционную позу по счет до 10.
3. Уметь дифференцировать положение органов артикуляции.
4. Различать гласные и согласные звуки по наличию\отсутствию преграды.
5. Знать правильную артикуляцию звука (л, (р).
6. Дифференцировать правильное и дефектное произношение звука изолированно и в прямых слогах в самостоятельном произношении
7. Использовать обобщающие понятия.
8. Понимать и употреблять предлог (над) при построении предложно-падежных конструкций.
По результатам психологического сопровождения:
1. Освоить роль ученика.
2. Повышение уровня мотивации к обучению.
3. Оценивать ситуации в школьной жизни и свои поступки.
4. Может обратиться за помощью к педагогу в случае возникновения затруднений.
5. Принимает активное участие в жизни класса.
6. Принимает участие в общешкольных мероприятиях.
По результатам сопровождения учителя ЛФК:
1. Выполняет ритмические упражнения в темпе класса.
2. Умеет выполнять заданные движения свободно, четко и дифференцированно.
3. Закреплены навыки по ориентировке в пространстве относительно себя.
4. Выполняет упражнения, ориентируясь на музыкальное сопровождение.
По результатам воспитательной работы :
1. Уметь самостоятельно проводить утренние и вечерние гигиенические процедуры.
2. Уметь определить стиль одежды в первой и второй половине дня.
3. Самостоятельно стирает мелкие вещи.
4. Соблюдает правила поведения в столовой, в учебной комнате и спальне.
5. Умеет обратиться за помощью к воспитателю во время самоподготовки.
Заключение и рекомендации
Диапазон различий в развитии детей с ОВЗ достаточно велик – от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до детей с необратимым тяжелым поражением центральной нервной системы; от ребенка, способного при специальной поддержке на равных обучаться совместно со здоровыми сверстниками, до детей, нуждающихся в адаптированной к их возможностям индивидуальной программе образования.
Главное требование к современному образованию заключается в том, что оно должно стать гуманистически ориентированным, рассматривать человека как основную ценность, быть направленным на развитие личности.
Создание психолого-медико-педагогического консилиума, на мой взгляд, способствует осуществлению системного подхода к включению детей с особенностями в развитии в образовательную среду школы совместно с нормально развивающимися сверстниками. Это позволяет разрабатывать и реализовывать как программы индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ, так и комплексной помощи детям с ОВЗ, для успешной адаптации в условия современного социума.
Список литературы
1. Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе. - М. : Совершенство, 1997.
2. Вильшанская А. Д., Прилуцкая М. И., Протченко Е. М. Психолого-медико-педагогический консилиум в школе: Взаимодействие специалистов в решении проблем ребенка. – М. : Генезис, 2012.
3. Грибанова Г. Психолого-медико-педагогическая комиссия. Методические рекомендации по организации деятельности. – М. : Школьный психолог, №25-26, 2002.
4. Дмитриева Т. П. Организация деятельности координатора по инклюзии в образовательном учреждении. Инклюзивное образование. Выпуск 3. - Москва: Школьная книга, 2010.
5. Екжанова Е. А., Резникова Е. В. Основы интегрированного обучения : пособие для вузов. – М. : Дрофа, 2008.
6. Инклюзивное образование лиц с нарушениями в развитии: взгляд из Европы и России / Сб. науч. тр., СПб, 2010.
7. Левченко И. Ю., Киселева Н. А. Психологическое изучение детей с нарушениями развития / Под научной редакцией И. Ю. Левченко. – М. : Национальный книжный центр, 2013.
8. Леонгард Э. И., Самсонова Е. Г., Иванова Л. И. Нормализация условий воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования. Методическое пособие. Инклюзивное образование. Выпуск 7. - Москва: МГППУ, 2011.
9. Лореман Т., Деппелер Д., Харви Д. Инклюзивное образование. Практическое пособие по поддержке разнообразия в общеобразовательном классе /Пер. с англ. Н. В. Борисовой – М., РООИ «Перспектива», 2008.
10. Лукянченко Н. В., Аликин И. А. Социально-психологические аспекты помощи родителям детей, имеющих особенности развития: монография; КГПУ им. В. П. Астафьева. – Красноярск, 2013.
11. Малофеев Н. Н. Становление и развитие государственной системы специального образования в России. – М. : Просвещение, 2011.
12. Никифорова Н. Н. Содержательные аспекты разработки и реализации индивидуальных образовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья//Сайт tzrruo.ru
13. Организация инклюзивного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья: Учебное пособие /Отв. Ред. С. В. Алехина, Е. Н. Кутепова. – М. : МГППУ, 2013.
14. Организация специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях: Методические рекомендации /Отв. ред. С. В. Алехина. — М. : МГППУ, 2012.
15. Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27.03.2000г. № 27/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения» //https://www.lawmix.ru/pprf/71491
16. Приказ Минобрнауки РФ от 20.09.2013г. № 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии» // https://www.rg.ru/2013/11/01/medkomissia-dok.html
17. Психолого-педагогические основы инклюзивного образования : коллективная монография /Отв. Ред. С. В. Алехина. – М. : МГППУ, ООО «Буки Веди», 2013.
18. Психолого-педагогические основы инклюзивного образования : коллективная монография/ Под ред. С. В. Алёхиной, М., МГППУ, ООО «Буки Веди», 2013.
19. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка: Пособие для учителя-дефектолога/ Под ред. Л. М. Шипициной. – М, : Гуманит. изхд. центр ВЛАДОС, 2003.
20. Разработка и реализация индивидуальной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе. Методические рекомендации для учителей начальной школы / Под. ред. Е. В. Самсоновой. — М. : МГППУ, 2012.
21. Семаго М. М., Семаго Н. Я. Организация консультативно-диагностической деятельности психолога образования. /Под общ. ред. М. М. Семаго. – М. : Айрис-Дидактика, 2004.
22. Семаго Н. Я. Инклюзивное образование. Выпуск 2. «Технология определения образовательного маршрута для ребенка с ограниченными возможностями здоровья». - М, «МИРОС», 2010.
23. Семаго Н. Я. Технологии определения образовательного маршрута для ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Серия: Инклюзивное образование. вып. 2. – М. : «Школьная книга», 2010.
24. Семаго Н. Я., Семаго М. М. Организация и содержание деятельности психолога специального образования – М. : Аркти, 2005.
25. Создание и апробация модели психолого-педагогического сопровождения инклюзивной практики : Методическое пособие / Под общ. ред. С. В. Алехиной, М. М. Семаго. – М. : МГППУ, 2012.
26. Фальковская Л. П., Лихошерстова Н. А. О роли центров психолого-медико-социального сопровождения и психолого-медико-педагогических комиссий в инклюзивном образовании – Сб. материалов 2 международной научно-практической конференции «Инклюзивное образование. Практика, исследования, методология» - М., 2013 с. 95-99.
27. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (от 17.12.2010) №1897.
28. Федеральный закон Р. Ф. «Об образовании в РФ» от 29 декабря 2012 г№273 ФЗ.