Любовь Григорьевна Филипских
Актуальные педагогические технологии как средство реализации ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Главным фактором образования дошкольника является качество отношений «ребенок – взрослый». В настоящее время образование это социальный процесс, в котором ребенок и взрослый одинаково активны и образование происходит в определенном социальном и культурном контексте, где в центре находится чуткий и внимательный взрослый, понимающий потребности ребенка в развитии умеющий создать условия для наилучшего развития каждого.
Публикация «Актуальные педагогические технологии как средство реализации ФГОС» размещена в разделах
А значит, в образовании детей дошкольного возраста востребованы технологии организации образовательной деятельности, универсальной и функциональной по организационным действиям, открытым для идей и сотворчества взрослых и детей, креативной, учитывающей индивидуальные интересы и способности, потребности детей и взрослых, ресурсы местного сообщества по средствам и всего общества – по содержанию.
В теории и практике работы детских садов сегодня существует множество вариантов учебно-воспитательного процесса. Каждый автор и исполнитель привносит в педагогический процесс что-то свое, индивидуальное, в связи с чем говорят, что каждая конкретная технология является авторской. Однако многие технологии по своим целям, содержанию, применяемым методам и средствам имеют достаточно много сходства и по этим общим признакам могут решать задачу формирования «компетентной личности», в соответствии с обозначенными в Стандарте целевыми ориентирами.
По сущностным и инструментально значимым свойствам (например, целевой ориентации, характеру взаимодействия воспитателя и ребенка, организации обучения) выделяются педагогические технологии, направленные на решение задач овладения ребенком основными культурными способами деятельности, умения планировать и организовывать свою деятельность, прогнозировать и преодолевать трудности; развития у детей инициативности, рефлексивности и самостоятельности в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др. ; использовать различные источники получения информации, способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности.
Примером такого рода технологий является проектная. При проектном обучении метод рассматривается как способ достижения поставленной дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным способом.
Метод проектов, обучение в сотрудничестве находят все большее распространение в системах образования разных стран мира.
Проектные технологии (проекты детские, детстко-взрослые) позволяют – формировать некоторые личностные качества, которые развиваются лишь в деятельности и не могут быть усвоены вербально. К таким качествам можно отнести:
1) умение работать в коллективе, брать ответственность за выбор, решение, разделять ответственность, анализировать результаты деятельности;
2) смена роли детей в образовательном процессе: они выступают активными участниками процесса, а не пассивными статистами;
3) у воспитанников вырабатывается свой собственный аналитический взгляд на информацию, и уже не действует заданная сверху оценочная схема: «это - верно, а это – неверно». Дети свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели;
4) на этапе самоанализа дети анализируют логику, выбранную проектировщиками, объективные и субъективные причины неудач и т. п. понимание ошибок создает мотивацию к повторной деятельности, формирует личный интерес к новому знанию. Подобная рефлексия позволяет сформировать адекватную оценку (самооценку) окружающего мира и себя в этом микро и макро-социуме.
Ведущие педагогические цели метода проектов:
• намечать ведущие и текущие цели и задачи;
• искать пути их решения, выбирая оптимальный при наличии альтернативы;
• осуществлять и аргументировать выбор;
• предусмотреть последствия выбора;
• действовать самостоятельно (без подсказки);
• сравнивать полученное с требуемым;
• корректировать деятельность с учетом промежуточных результатов;
• объективно оценивать процесс и результат проектирования.
При использовании в учебном процессе технологии проекта решаются важные задачи:
• занятия не ограничиваются приобретением определенных знаний, умений и навыков, а выходят на практические действия учащихся, затрагивая их эмоциональную сферу, благодаря чему усиливается мотивация;
• получают возможность осуществлять творческую работу в рамках заданной темы, самостоятельно добывая необходимую информацию не только из учебников, но и из других источников. При этом они учатся самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, учатся устанавливать причинно-следственные связи;
• в проекте успешно реализуются различные формы организации учебной деятельности, в ходе которой осуществляется взаимодействие учащихся друг с другом и с преподавателем, роль которого меняется: вместо контролера он становится равноправным партнером и консультантом.
Основными требованиями к использованию метода проектов являются:
• наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы, задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения;
• практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов;
• самостоятельная деятельность;
• структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов);
• использование исследовательских методов: определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы (использование в ходе совместного исследования метода " мозговой атаки", " круглого стола", статических методов, творческих отчетов, просмотров и др.).
Развивающее обучение - направление в теории и практике образования, ориентирующееся на развитие физических, познавательных и нравственных способностей воспитанников обучающихся путём использования их потенциальных возможностей. Это мотивация на конкретное действия, на познание, на новое.
К ним относятся развивающая среда ДОУ, программы ДОУ.
В воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи. Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать непосредственными участниками образовательного процесса. Они могут обогатить свой педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка. Основной целью проектного метода в дошкольном учреждении является развитие свободной творческой личности, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей
Проекты, вне зависимости от вида, творческие, исследовательские, информационные, открытые, игровые, практико-ориентированные и др., нуждаются в постоянном внимании, помощи и сопровождении со стороны взрослых на каждом этапе реализации. Спецификой использования метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать ее возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект, при этом не переусердствовать с опекой и помощью родителей.