Светлана Фоменко
Актуальность созданиямини-музея
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность создания мини – музея
/группа компенсирующего вида старшего
дошкольного возраста (ОНР)
Происходящие социокультурные изменения в обществе выдвинули ряд важных, качественно новых задач в развитии дошкольного образования. Чрезвычайно актуальной стала проблема становления гражданственности и пробуждения патриотических чувств детей дошкольного возраста.
Публикация «Актуальность созданиямини-музея» размещена в разделах
Пробуждение гражданско-патриотических чувств у дошкольников - проблема архисложная в условиях современной России. Динамизм современной жизни, глобализация мышления, недостаток межнациональной толерантности актуализировали обращение к историческим истокам развития каждой страны и подчеркнули необходимость раннего погружения в национальные особенности мира своего народа. Возможно, именно в этом заключается главная причина столь радикального переосмысления содержания, целей и задач патриотического воспитания дошкольников.
Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании дошкольников рассматривают национально- региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины.
Чтобы достигнуть определенного результата, необходимо находить нетрадиционные методы воздействия на ребенка, на его эмоциональную и нравственную сферы. Важны, прежде всего, способы погружения в мир знаний и овладения этим миром через общение, совместную деятельность и самостоятельный поиск ответов, именно это дает специфика музейно - образовательного пространства дошкольного учреждения.
Специфика музейно – образовательного пространства позволяет использовать нетрадиционные способы погружения ребенка в мир знаний и овладения этим миром через общение, совместную деятельность и самостоятельный поиск ответов, что обеспечивает психологический комфорт в группе, оптимальное взаимодействие с детьми в процессе организации занятийной, совместной и самостоятельной деятельности. Ребенок – активный участник, инициатор в создании пространства мини-музеев, осмыслении его содержания, задача педагога - поддержать его самостоятельность в проявлении познавательной активности, способствовать развитию исследовательской, созидательной деятельности, успешности каждого ребенка.
Ведущим методом работы с детьми в мини-музее является игра, где в непосредственной атмосфере дети приобщаются к истории родного края. Благодаря такому музею дети попадают в мир сказки и не просто слушают, а как бы живут и играют в этом мире. Они могут обуться в лапти, походить с коробом за плечами, покачать куклу в люльке, посидеть за прялкой, почесать кудель, взять в руки деревянные ложки и сравнить их с баклушами - заготовками для изготовления этих самых ложек. Любой предмет подсказывает тему для интересного разговора. Исследуя экспонаты музея, дети познают смысл фольклорных текстов, природу происхождения слов. Возможность разыграть живое действо гармонично иллюстрирует близкие детям сказочные сюжеты, раскрывает эстетику живого бытования произведений народного творчества.
Цель создания мини - музея : приобщение детей дошкольного возраста к историко- культурным ценностям родного города, создание условий для понимания взаимосвязи исторических эпох и осознания причастности к своей малой Родине, содействие социализации и жизненному самоопределению в условиях гражданского общества.
Задачи:
- Пробудить стойкий интерес к познанию родного края, перерастающий в потребность бережного отношения к его историческому и культурному наследию.
- Способствовать становлению у дошкольников эмоционально- ценностного отношения к семье, дому, родному городу и краю.
- Расширять нравственно - эстетическое восприятие окружающего мира.
- Создавать условия для сопереживания общих впечатлений с родителями, другими детьми и взрослыми в ходе проектно- исследовательской деятельности.
- Создать творческую среду общения детей в коллективе, детей и педагогов в совместной работе, общения между детьми и педагогами на уровне сотворчества.
- Активизировать естественную потребность детей получать удовольствие от собственной созидательной деятельности.
- Стимулировать формирование качеств, способствующих самоутверждению личности: самостоятельности и свободы выбора, индивидуальности восприятия и самовыражения.
- Создавать условия для осознания родителями социальной ответственности за воспитание детей.
Гипотеза: если мы сможем создать разные мини-музеи, объединив усилия педагогов, детей и родителей в процессе исследовательской деятельности, то это обеспечит эффективность пробуждения гражданско- патриотических чувств и поведения детей.
Предполагаемые результаты
У детей
- Обретение ребенком целостной смысловой картины на основе представлений об истории, культурной жизни, архитектуре и современной жизни Кубани.
- Проявление постоянного и устойчивого интереса к родному краю, перерастающего в потребность бережного отношения к его историческому и культурному наследию.
- Отражение в различных видах деятельности гражданско- патриотических чувств.
У родителей
- Согласованность намерений родителей и дошкольного учреждения в создании единого образовательного пространства ребёнка.
- Пробуждение желания открывать и систематизировать собственные познания в мире краеведения.
- Активное участие вместе с детьми в поисковой, художественно- творческой деятельности ДОУ.
У педагогов
- Повышение уровня профессиональной компетенции: более осознанное понимание педагогического процесса, направленного на становление основ гражданственности дошкольников, пробуждение их патриотических чувств.
- Обобщение опыта педагогической деятельности по проблеме пробуждения гражданско - патриотических чувств дошкольников средствами музейной педагогики.
- Создание единого информационно - предметного пространства в процессе реализации проекта.
Воспитатель: Фоменко С. М.