Елена Бушмакина
Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста на педагогический совет
Учитель – логопед: Бушмакина Е. И.
с. Новобелокатай
2017
Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы. Речь относится к числу психических функций, принципиально отличающих челове-ка от представителей животного мира. Речь для нас является одной из главных потребностей. Без неё человек не имел бы возможности получать и передавать большое количество информации.
Публикация «Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста на педагогический совет» размещена в разделах
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
В Федеральном Государственном Стандарте дошкольного образова-ния "Речевое развитие" выделена как основная образовательная область. Речь является основанием для развития всех остальных видов детской деятельности: общения, познания, познавательно-исследовательской и даже игровой. В этой связи развитие речи ребёнка становится одной из актуальных проблем в дея-тельности педагога ДОУ.
Основная задача речевого развития ребёнка дошкольного возраста - это владение нормами и правилами языка, определяемыми для каждого возрас-тного этапа, и развития их коммуникативных способностей.
Ранний возраст является наиболее важным в развитии всех психических процессов, а особенно речи. Развитие речи возможно только в тесной связи с взрослым. Следует отметить, что речь не является врождённой способностью, а развивается в процессе параллельно с физическим и умственным развитием ребёнка и служит показателем его общего развития.
С ребёнком нужно постоянно разговаривать. Отсутствие речи может раздражать ребёнка, он начинает капризничать, выражать недовольство криком.
В целях развития речи детей раннего возраста используются игры и за-нятия, которые включают:
- Потешки, хороводы, игры с сюжетными игрушками, игры - инсценировки, звукоподражательные и др. Они полезны тем, что речь взрослого слушается детьми при опоре на собственные их действия и движения с включёнными по-вторами слов. Важно, что в ходе, таких игр легко устанавливается эмоциональ-ный контакт взрослого с ребёнком. По мере овладения он начинает самостоя-тельно играть в эти игры. В звукоподражательных играх развивается фонетиче-ский слух, отрабатывается чёткость произношения. Игры с сюжетными игруш-ками, игры - инсценировки способствуют развёртыванию диалога, обогащению словарного запаса.
- Чтение и рассказывание сказок, стихов, историй.
- Рассматривание и обсуждение иллюстраций к произведениям детской литера-туры.
- Игры-занятия с предметными и сюжетными картинками. Рассматривая их вместе со взрослым, дети узнают персонажей, охотно называют их, вспомина-ют, что знали раньше. Привлекательность для детей занятия с картинками свя-зано с их наглядностью, сочетающейся со словом.
- Разгадывание простых загадок.
- Игры, направленные на развитие мелкой моторики. Они включают движения кистей рук и пальцев, сопровождаемые несложной речью. Упражнения кистей и пальцев рук способствуют развитию физиологической основы овладения ре-бёнка речью.
Все эти игры и занятия способствуют развитию у детей речи.
Говоря о стратегии работы педагогов по развитию речи, нельзя ни сказать о том, что обучение родному языку часто строится по принципу: "Посмотри - послушай - повтори, что сказал взрослый!".
По мере взросления детей происходит всё больший переход от диалоги-ческой речи к монологической.
Что такое диалогическая и монологическая речь?
Диалог - это разговор между двумя или несколькими лицами, собеседни-ками, это сменяющиеся вопросы и ответы на них. Диалогическая речь значи-тельно легче монологической речи. В ней преобладает бытовая, разговорная лексика, отсутствуют сложные синтаксические конструкции, высказывания краткие. Диалогическая речь предшествует формированию монологической ре-чи, готовит почву для неё.
Основной "пусковой" момент появления речи - общение. Формирование речи начинается в диалоге, когда говорящий и слушающий всегда меняются ролями. Первый партнёр ребёнка в диалоге - взрослый. Необходимо "провоци-ровать" ребёнка на высказывание, на ответ. Поощрять речевую реакцию ребён-ка надо в любом случае - как с правильным, так и с неправильным звуковым оформлением. Критерий правильного ответа - понимание ситуации.
Что помогает развитию диалога?
Это - инсценировки, театрализованная деятельность, вопросы.
Хочется остановиться на роли вопросов для развития речи детей. Вопро-сы используют в любой совместной деятельности, во время режимных момен-тов, на прогулке, при рассматривании картин и т. д.
Следует помнить, что по своему характеру и степени сложности выде-ляют три вида вопросов.
Репродуктивные (констатирующие) вопросы. Они наиболее лёгкие, дос-тупные, требующие простых ответов, часто "да", "нет". Например, " Ты хочешь есть?", "Кто это?" - Мальчик, "Что он делает?" - Играет.
Поисковые вопросы. Они более сложные и предполагают использование в ответах полных распространённых предложений. Отработка моделей ответов начинается с последнего слова вопроса. Это облегчает ребё нку ответ и является своего рода подсказкой: Где спит кот? - Кот спит на диване.
Проблемные вопросы. Начинаются вопросительными наречиями почему? зачем? и т. д. Это вопросы сложнее по содержанию, так как требуют определён-ной мотивации ответов, осмысливания причинно-следственных связей, связаны с развитием логического мышления.
Развитие речевой активности может проходить не только на специально подготовленных занятиях, но и в другие режимные моменты, на протяжении всего времени пребывания дошкольника в детском саду. Утром, когда ребёнок приходит в группу, можно побеседовать с ним на разные бытовые темы. Дети охотно сообщают о тех событиях, в которых сами участвовали. Прогулки также вызывают эмоциональную и речевую активность детей. На прогулке, да и в другие режимные моменты играем в игры, способствующие расширению сло-варного запаса детей. Например, подвижные игры "Мы - весёлые ребята", "У медведя во бору", "Лохматый пёс" и др. совмещают речь детей с двигательной активностью. Дидактические игры, например: Подбери родные слова к слову "снег" (снежинки, снеговик, снегурочка) и др.
Во время наблюдений эффективно использовать все виды вопросов.
На занятиях по аппликации, рисованию, конструированию необходимо использовать приём комментирования, который заключается в речевом сопро-вождении ребёнком своих действий. Детям, которые затрудняются, педагог за-даё т наводящие вопросы: "Что сейчас делаешь?", "Что будешь делать потом?", "Что тебе необходимо для этого взять?", а также учит грамотно формулировать свой вопрос к товарищу, взрослому.
Для речевого развития надо также приобщать детей к культуре чтения художественной литературы. Дети с удовольствием слушают рассказы, сказки, разбирают эти произведения по вопросам.
Работая над проблемой развития речи у детей дошкольного возраста, пе-дагоги часто допускают ошибки следующего характера:
- Педагоги излишне много говорят сами, не обеспечивают активную речевую практику детей. Часто, ставя вопрос, они не дают ребёнку подумать, торопятся ответить сами или наоборот "вытягивают" ответ. Важно обеспечить речевую активность всех детей.
- У детей не формируется, в должной мере, умение слушать других. Речевая ак-тивность это не только говорение, но и слушание, восприятие речи. Важно при-учать детей слушать педагога с первого раза.
- Педагоги повторяют детские ответы, и дети не привыкают говорить ясно, дос-таточно громко, понятно для слушателей.
- Очень часто педагоги требуют от ребёнка только "полных" ответов. Ответы детей могут быть и краткими, и развёрнутыми. Ответ зависит от типа вопроса.
Выделены факторы успешного речевого развития детей, которые яв-ляются своеобразной памяткой для родителей:
- Эмоциональное общение с ребёнком с момента рождения.
- Создавать условия для общения с другими детьми.
- Речь взрослого - пример для подражания.
- Развивать мелкую моторику руки, это ведёт к развитию речи.
- Совместные игры взрослого и ребёнка.
- Чтение художественной литературы, разучивание стихов.
- Удовлетворение любознательности ребёнка, ответы на все его "почему".
- Совместные выезды на природу, экскурсии, посещения музеев.