Галина Ткаченко
Педагогический совет «Проектная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
1 слайд. Педагогический совет
«Проектная деятельность с детьми младшего
дошкольного возраста»
Подготовила и провела воспитатель первой категории Галина Анатольевна Ткаченко
---Как вырастить маленького гения? – Дать возможность ребёнку экспериментировать, фантазировать, искать ответы на вопросы.
Публикация «Педагогический совет „Проектная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Проекты, проектная деятельность
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» октябрь 2019
С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него все впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что детей называют «почемучками». Самостоятельно ребенок не может найти ответ на все интересующие его вопросы – ему помогают педагоги.
В дошкольных учреждениях мы, воспитатели, широко используем метод проблемного обучения: вопросы, развивающие логическое мышление, моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование, опытно-исследовательская деятельность.
Интегрированный метод обучения является для дошкольников инновационным. Он направлен на развитие личности ребенка, его познавательных и творческих способностей. Серия занятий объединена основной проблемой. Например, давая детям полное представление о диких животных, мы, на занятиях по формированию картины целостного мира знакомим их с образами диких животных, со средой обитания, чем питаются, с их ролью в природе. На занятиях художественно-эстетического цикла – с образами диких животных в произведениях писателей, поэтов, с передачей этих образов в народно-прикладном искусстве и творчестве художников-иллюстраторов.
Ничто так не помогает малышу развиваться и отыскивать ответы на свои вопросы как совместная исследовательская работа. С рождения ребёнок открывает шаг за шагом этот мир, перед малышом встаёт много вопросов, порой на которые не так легко найти ответы: почему солнце жёлтое? Почему дождь мокрый? Для того чтобы помочь малышу в его познаниях педагоги применяют проблемное обучение по реализации проектов, позволяющие юным воспитанникам развивать логическое мышление, опытно исследовательскую деятельность, развивают интерес к окружающему миру.
2 слайд. -Чем проектная деятельность отличается от от исследовательской деятельности?
Исследование –процесс выработки новых знаний, истинное творчество.
Проект – это замысел, план, творчество по плану.
3 слайд. Проект – это способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели. По своей сути, это перспективное планирование занятий, включающее в себе возможные виды детской деятельности, объединённые одной темой.
Под проектом также понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат.
В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.
4 слайд. Прежде чем педагогу начать работу над проектом нужно :
1. Глубоко изучить тематику проекта.
2. При составлении совместного плана с детьми над проектом поддерживать детскую инициативу.
3. Заинтересовать каждого ребёнка тематикой проекта, поддерживать его любознательность и устойчивый интерес к проблеме.
4. Создать игровую мотивацию, опираясь на интересы детей, их эмоциональный отклик. Ввести детей в проблемную ситуацию. Доступную для их понимания с опорой на детский опыт.
5. Тактично рассматривать все предложенные детьми варианты решения проблемы: ребёнок имеет право на ошибку.
6. В ходе работы над проектом создать атмосферу сотворчества с ребёнком, используя индивидуальный подход.
5 слайд. Цель применения проектного метода :
Развитие свободной творческой личности, которое определяется задачами исследовательской деятельности детей.
6 слайд Задачи развития:
1. Обеспечение психологического благополучия детей и их здоровья.
2. Развитие познавательных способностей.
3. Развитие творческого мышления.
4. Развитие творческого воображения.
5. Развитие коммуникативных навыков.
7 слайд. По видам проекты подразделяются на следующие:
Творческие. (После воплощения проекта в жизнь проводится оформление результата в виде детского праздника.)
Исследовательские. (Дети проводят опыты, после чего результаты оформляют в виде газет, книг, альбомов, выставок.)
Игровые. (Это проекты с элементами творческих игр, когда ребята входят в образ персонажей сказки, по-своему решая поставленные проблемы и задачи.)
Информационные. (Дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на собственные социальные интересы (оформление группы, отдельных уголков и пр.)
8 слайд. Классификация проектов :
В настоящее время проекты в ДОУ классифицируют по следующим признакам:
По тематике: (творческие, информационные, игровые или исследовательские) и способами реализации результатов
По составу групп участников проекта : индивидуальные, групповые и фронтальные.
По срокам реализации: По продолжительности проекты бывают как краткосрочными (1-3 занятий, так средней продолжительности (1-2 месяца) и долгосрочными (весь учебный год) .
9 слайд Переход дошкольного учреждения на проектный метод деятельности, как правило, осуществляется по следующим этапам:
---Проект - это 5П
1П- Проблема.
На первом этапе воспитатель формулирует проблему и цели проекта, (педагог помогает детям выбрать наиболее интересную и посильную для них задачу на их уровень развития) после чего формулирует задачи.
Задачами детей на этом этапе реализации проекта являются : вхождение в проблему, вживание в игровую ситуацию, принятие задач и целей, а также дополнение задач проекта. Последний пункт очень важен, поскольку одной из важных задач педагога является формирование у детей активной жизненной позиции; дети должны уметь самостоятельно находить и определять интересные вещи в мире вокруг.
2П- Проектирование (планирование)
На этом этапе педагог (помимо организации деятельности) помогает детям грамотно планировать собственную деятельность в решении поставленных задач. (составление плана деятельности по достижению цели : к кому обратится за помощью, определяются источники информации, подбираются материалы и оборудование для работы, с какими предметами научиться работать для достижения цели) .Дети могут объединяться в рабочие группы и происходит распределение ролей.
3П- Поиск информации
4П-Продукт
Выполняется практическая часть.
Воспитатель оказывает ребятам практическую помощь, а также направляет и контролирует осуществление проекта. У детей происходит формирование разнообразных знаний, умений и навыков.
5П-Презентация
Педагог готовит презентацию по деятельности конкретного проекта и проводит её.
Дети активно помогают в подготовке презентации, после чего они представляют зрителям (родителям и педагогам) продукт собственной деятельности.
6П-проекта,
Это папка, в которой собраны рабочие материалы, в том числе планы, отчеты,рисунки, схемы, карты. Таблицы.
10 слайд Задачи проектной деятельности специфичны для каждого возраста.
В младшем дошкольном возрасте – это :
-вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога) ;
-активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом)
-формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты) .
11 слайд. Воспитательские приобретения от проекта :
• Развитие самосознания
• Развитие индивидуальности
• Работа в команде
• Общение
• Интеграция методик
Проектный метод может проходить через все виды детской деятельности в ДОУ. Он побуждает педагогов повышать свой профессионально-творческий уровень, что, несомненно, сказывается на качестве образовательного процесса. Подталкивает к активному взаимодействию всех специалистов учреждения, родителей воспитанников и организации социума. Формирует у дошкольников умение планировать и самостоятельность в решении поставленной проблемы, способствует развитию познавательной и творческой активности.
12 слайд. Спасибо за внимание!