Галина Ткаченко
Педагогический совет «Развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический совет на тему : «Развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста»
Подготовила и провела Ткаченко Галина Анатольевна воспитатель первой квалификационной категории.
Б. Г. Ананьев, «…. самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны не только на мыслящего, но и на ощущающего человека…».
Период раннего и младшего дошкольного возраста характеризуется интенсивным развитием процесса восприятия.
Публикация «Педагогический совет „Развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2019
Сенсорное воспитание – это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а так же запахе, вкусе и т. п. Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью.
Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт.
Каждый человек, только появившись на свет, уже готов к восприятию окружающего мира: он способен видеть, слышать, чувствовать. Поэтому возраст раннего детства наиболее благоприятен для сенсорного развития.
Сенсорная культура обеспечивает полноценное восприятие окружающего мира, что способствует умственному, физическому, эстетическому развитию детей.
Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:
- является основой для интеллектуального развития;
- упорядочивает хаотичные представления ребенка, полученные при взаимодействии с внешним миром;
- развивает наблюдательность;
- готовит к реальной жизни;
- позитивно влияет на эстетическое чувство;
- развивает внимание;
- дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;
- влияет на расширение словарного запаса ребенка;
- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной памяти.
Восприятие является фундаментом формирующегося интеллекта ребенка.
Целью сенсорного развития является формирование сенсорных способностей у малышей. Под сенсорными понимаются способности, проявляющиеся в области восприятия предметов и их свойств.
Для развития сенсорных способностей детей нужно решить следующие задачи:
формировать у детей способы обследования предметов,
формировать сенсорные эталоны,
формировать умения самостоятельно применять способы обследования,
знакомить с величиной и формой предметов,
развивать творческие способности, любознательность.
Для выполнения всех задач нужно создать условия.
- создание развивающей среды в группе;
- проведение праздников и развлечений;
- широкое использование дидактических игр и упражнений;
- развитие сенсорных эталонов через экспериментирование.
Формы организации детей :
- «Педагог и ребенок» - при совместной деятельности педагога и ребенка.
- «Я и мама» - при совместной деятельности с ребенком в домашних условиях.
- «Я- сам»- при самостоятельной деятельности ребенка с дидактическим пособием или игрушкой.
Одним из средств сенсорного воспитания у детей раннего дошкольного возраста являются дидактические игры и упражнения. Дидактические игры учитывают возрастные, нравственные мотивы деятельности играющих, принцип добровольности, право самостоятельного выбора, самовыражение. Основная особенность дидактических игр – обучающая. Соединение в дидактических играх обучающей задачи, наличие готового содержания и правила дает возможность воспитателю более планомерно использовать эти игры для умственного воспитания детей. Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, сенсорных навыков, интеллектуальных операций.
Существует 4 этапа работы с дидактическим пособием.
1. Первичное ознакомление с дидактическим пособием или игрой.
2. Совместное изучение. (взрослый и ребенок).
3. Самостоятельная работа ребенка.
4. Совместная работа нескольких детей.
Я хочу представить вашему вниманию несколько дидактических пособий для развития сенсорных способностей, сделанных своими руками.
«Прищепки»
«Уточка»
«Паучок»
«Разноцветные ленточки»
«Волшебная картина»
«Бабочка»
«Заплатки»
В качестве средств сенсорного воспитания у детей, кроме дидактических игр используется:
- изобразительная деятельность (лепка, рисование, аппликация);
- детское конструирование (создание различных построек из строительного материала, изготовление поделок из бумаги и картона).
Для положительного результата в работе, используют методы:
1. Словесные (рассказ, объяснение, ответ-вопрос, художественное слово).
2. Наглядные (рассматривание, сравнение).
3. Игровые (игровая деятельность).
4. Практические (продуктивная деятельность, экспериментирование).
Таким образом, актуальность темы заключается в необходимости ее всестороннего изучения, потому что развитая сенсорика – основа для совершенствования практической деятельности современного человека.