Марина Носова
Актуальность проблемы духовно-нравственного развития детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время материальные ценности доминируют над духовны-ми, вследствие чего у детей искажены представления доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Поэтому наряду с физическим, умственным и художественно-эстетическим развитием значительное место в работе детского сада занимает духовно–нравственное воспитание детей. Ведь в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания.
Публикация «Актуальность проблемы духовно-нравственного развития детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция август 2020
Духовно–нравственное воспитание осуществляется под влиянием дей-ствительности (природы, быта, труда и общественной жизни) и искусства (музыки, литературы, театра, произведений художественно-декоративного творчества). Целью воспитания является духовно–нравственное развитие личности дошкольника на основе православных ценностей и традиций рус-ского народа. Задачи в свою очередь формируют духовно–нравственную личность ребенка; расширять представления детей о культурном наследии своего народа; знакомить с христианскими ценностями, основанными на православных традициях; развивать навыки доброжелательного общения, внимания, терпения, усердия, способность различать нравственное и без-нравственное; воспитывать стремление к доброте, правдивости, жизни по совести, любовь к Родине, ближнему, родной культуре; бережное отношение к природе; послушание, трудолюбие, вежливость.
Результатами духовно-нравственного развития детей дошкольного возраста должны быть :
• Усвоение ребенком добродетели, направленность и открытость его к добру.
• Формирование позитивного отношения ребенка к окружающему миру, другим людям и самому себе, иерархичность отношений с взрослыми и сверстниками, создание оптимистической детской картины мира.
• Потребность и готовность проявлять сострадание и сорадование.
• Субъективное психоэмоциональное благополучие.
• Воспитание чувства патриотизма, потребности к самовыраженном служении на благо Отечества.
• Приобщение к опыту православной культуры, знакомство с формами традиционного семейного уклада, понимание своего места в семье и посиль-ное участие в домашних делах.
• Деятельное отношение к труду.
• Ответственность за свои поступки и дела.
К принципам духовно-нравственного воспитания можно отнести:
1. Построение жизни на основе требований христианского совершенства (свободное признание правила «Уклонись от зла и сотвори благо»).
2. Гуманистическая направленность воспитания отношение педагога к воспитаннику как к ответственному субъекту собственного развития, реализуется путем формирования отношения к себе, к миру и с миром (любовь к ближним).
3. Природосообразностъ воспитание должно основываться на научном понимании естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития человека сообразно его полу и возрасту.
4. Культуросообразностъ воспитание должно строиться в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры, в данном случае православия, и особенностями, присущими традициям тех или иных регионов.
Основное внимание педагога должно уделяется работе с семьей, что позволяет воссоздать духовно–нравственный уклад детской жизни, определяет духовное содержание и нравственный характер общения ребенка с окружающими людьми, миром.
Таким образом, состояние близости души, внутреннего мира, ума, чувств и сердца ребенка является основным средством духовно–нравственного воспитания, а основной формой – является несение добра людям. Духовно–нравственное развитие является одной из важнейших сторон воспитания личности ребенка этим и определяется актуальность проблемы духовно-нравственного развития детей дошкольного возраста. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность.