Марина Куземо
Актуальность применения приемов театрализации в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Я работаю музыкальным руководителем в детском саду уже очень давно. И в связи с изменением мира, и тенденцией превращать любое выступление - будь то утренник, концерт, конкурс и т. п. в шоу пришла к выводу полезности использования приема театрализации в работе не только с детьми, но и с взрослыми.
Музыкальный руководитель любого сада скажет, как не просто порой найти артиста и подобрать подходящего персонажа из состава воспитателей в детском саду. Ведь не всегда складывается так, что воспитатель имеет задатки артистизма или врожденный талант артиста, способного воплотить любой образ из сценария утренника. Порой мы сталкиваемся с такими сложностями как выразительная интонация, правильность смыслового акцента в предложении или слове, я не говорю уже о зажатости или тихом голосе ведущего. Поэтому, что уж говорить об воспитателе-артисте. Конечно такие есть в каждом коллективе, но два - три или даже пять человек не могут быть постоянно незаменимыми. И приходиться искать ресурсы во всем коллективе и работать с любыми людьми, просто согласными сыграть на утреннике. В связи с этим музыкальный руководитель выступает как учитель театрального мастерства, ораторского искусства, пластики движения, сценической речи и, собственно, режиссером самого постановочного действа. Уже не говоря о том, что и декораторами и художественными оформителями тоже выступаем мы, в этом случае, конечно, не без помощи коллектива. Хочу обратить ваше внимание не на то, что это вызывает определенные трудности у нас в профессии, а на способы решения, к которым я пришла, сталкиваясь с проблемой. Тем более, что я выбрала эту профессию по призванию и отдаюсь ей полностью и с огромным удовольствием уже 23 года.
Публикация «Актуальность применения приемов театрализации в детском саду» размещена в разделах
Для того чтобы достичь успеха в своей работе, необходимо разобраться в вопросе: что такое театрализация в детском саду в широком смысле; необходимо найти теоретическое осмысление и уточнить понятие театрализация. Изучая научную литературу по этому вопросу (Дневник русского актера[1]; труды Генкина Д. М. [2], Любинского И. Л. [3,4], Мелик-Пащаева А., Новлянской З. [6], Островского А. Н. [7], Станиславского К. С. [8], Фурсовой Г. М. [10], Эльконина Д. Б. [11] и др.) пришла к выводу, что однозначного понятия трактования театрализации нет. Нужно отметить, что в педагогике и театральном искусстве присутствует определенная общность - это использование игровой основы. По основному положению системы Станиславского мы видим, что путь к чувству лежит через действие [8, Т. 2. с. 52]. Сценическое действие заключается в осмысленном влиянии на себя, на людей, на окружающий мир с целью его видоизменить. Ролевая игра - это перевоплощение играющих. Эмоциональный опыт ребенка играющего остается во внутреннем мире и дает ребенку возможность заранее проигрывать и выражать то или иное отношение к действительности. Таким образом игра - это свободное действие, которое дает возможность пережить разнообразные эмоции и чувства играющим, преобразовав действительность в концепции сюжета.
Следовательно, прием театрализации в работе с детьми - это возможность проживать и проигрывать определенные действия, получать опыт и обогащать эмоциональную сферу ребенка, тем самым развивая внутренний мир и творческие способности с помощью сосредоточения внимания на ролевой игре, контролируемой и задаваемой взрослым, в нашем случае педагогом.
Однако, когда я работаю с человеком, у которого уже сложился внутренний мир и есть определенный жизненный опыт (взрослый, преподаватель, воспитатель, то здесь прием театрализации приобретает значение действия игры на основе проживания прошедшего, воспоминания, поскольку чувственная палитра взрослого многогранна, а также жизненного наблюдения, педагогу (в данном случае мне) требуется направить действие на перепроживание той или иной ситуации, что помогает играть "по настоящему" взрослому, найдя аналогию с происходящим на сцене.
Тем не менее оставим пока вопрос работы с взрослым и вплотную займемся работой с детьми. Ведь на самом деле - это основное направление моих изучений и моей работы, как бы не была она многогранна.
Целью моей работы является использование приемов театрального искусства и принципов театрализации как средства всестороннего гармонического развития личности ребенка и его творческих способностей соответственно стандартам ФГОС ДО.
Передо мной встает много задач для достижения цели:
• Обозначить значение понятия театрализация для работы с детьми дошкольного возраста
• Адаптировать и применить в работе с детьми методы актерской техники системы Станиславского
• Расширить знания детей об окружающем мире, в частности знакомство с театром, его устройством, жанрами и видами
• Создать условия для направленного развития таких способностей и умений детей как: целеустремленность и самостоятельная активность, развитие речи, четкой артикуляции, памяти, чувства ритма, музыкального слуха, координации и пластики движения, фантазии, воображения, коммуникабельности, раскрепощенности.
• Обогатить словарный запаса ребенка
• Развить навык сосредоточения, внимания и усидчивости
• Выработать чувства коллективизма - умения работать в команде, быть ответственным не только за себя, а за общее дело
• Развить навык передачи эмоций и чувств через интонацию, мимику и жесты
• Активизировать познавательный интерес детей через подходящий репертуар, соответственно возрасту ребенка
• Ознакомить детей с правилами поведения в театре, театральной терминологией.
Переживая опыт ролевой игры в театральном представлении, ребенок открывает для себя новые горизонты: знакомится с неизведанным многообразием окружающего мира, удовлетворяя свое любопытство, интересы и желания; приобретает опыт общения со сверстниками, которых объединяет общее дело, что развивает коммуникабельность ребенка; снимаются зажимы как психологические, так и физические; развивается активный словарный запас, речь и её звуковая культура; открываются новые чувства, переживания, обогащается эмоциональный опыт через возможность самовыражения; получает удовлетворение от игры, погружаясь в образ и осуществляя свои творческие планы - все это способствует раскрытию личности ребенка, его индивидуальности и творческого потенциала, что, в свою очередь, делает работу по данной теме актуальной.
Так же не мало важно решение многих проблем педагогики и психологии с помощью театрализации в детском саду. Я уже писала про развитие коммуникативных качеств у ребенка, а так же раскрепощение, к этому нужно добавить развитие артикуляционного аппарата, речи, воображения, памяти, пластики тела. Благодаря обращению к таким сюжетам как русские народные сказки, рассказы Сутеева, Крылова, Драгунского и другой полезной детской литературе, где остро и понятно показано добро и зло, что такое хорошо и что такое плохо у ребенка формируется эстетический вкус, чувство прекрасного, доброго, таким образом осуществляется художественное образование и нравственное воспитание детей; прививается любовь к искусству, литературе и театру. Дети, ознакамливаясь с сюжетом, проявляют большой интерес к освоению ролей, осмыслению поступков персонажей, выражают активность к действию, желание "поиграть в сказку", поделиться впечатлениями. Таким образом происходит гармоничное развитие личности ребенка, что определенно делает театрализацию одним из самых доступных и полезных видов искусства для детей дошкольного возраста, создавая максимально благоприятные условия.
Список литературы:
1. Дневник русского актера. Спб. : тип. Сойкина. 1886, №1.
2. Генкин Д. М. Театрализация как творческий метод культурно-просветительской работы. / Театрализация как творческий метод культурно-просветительной работы / Сб. научн. трудов. Л. : ЛГИК 1982.141 с.
3. Любинский И. Л. Педагогика и театр. Ученые записки Мурманского педагогического института. Мурманск, Мурманский гос. пед. институт, Т. 1.1957.121с.
4. Любинский И. Л. Театр и дети. М. : Изд. АПН РСФСР, 1962.168 с.
5. Музыкально-дидактические игры и драматизация в музыкальном воспитании младших школьников. Методическое пособие // Таганрогский гос. пед. институт / Т. В. Надо-линская. Таганрог: ТГПИ, 1993.49 с.
6. Мелик-Пашаев А., Новлянская 3. Развиваем способность к перевоплощению // Семья и школа. 1983. № 10. С. 47-50.
7. Островский А. Н. Поли. собр. соч. М. : Гослитиздат, 1952. Т. ХП. 392 с. С. 108.
8. Станиславский КС. Собрание сочинений в 9 т. М. : Искусство, 1989-91 г.
9. Театр детства, отрочества и юности / Статьи о театре для детей. М. : ВТО, 1972.283 с.
196. Театр и образование / Сб. научн. трудов. М. : РАО НИИ ХВ, 1992.178 с.
10. Фурсова Г. М. Музыкальный театр в начальной школе/ Искусство в школе. 1977. №4. С. 35-36.
11. Эльконин Д. Б. Психология игры. М. : Владос, 1999.358 с.