Светлана Федосеева
Актуальность применения ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Статья «Актуальность применения ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста».
Светлана Федосеева
Статья «Актуальность применения ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста».
ГБДОУ № 64 г. Санкт-Петербург
Воспитатель: Федосеева Светлана Евгеньевна
Публикация «Актуальность применения ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах
С самого рождения дети, получая информацию и анализируя ее, активно познают мир, пытаются построить систему отношений, понять закономерность происходящих процессов. Практическая диалектика, как иногда называют ТРИЗ, призвана помочь нам, воспитателям и детям, увидеть многогранность окружающего мира, его противоречивость, закономерности развития. Использование элементов ТРИЗ в игровом процессе с детьми помогает научить их анализировать все происходящее вокруг, видеть явления и системы не только в структуре, но и во временной динамике.
Думать – значит вспоминать. Наши воспоминания о собственном детстве, к примеру, помогают подобрать ключик к пониманию детского мировосприятия. А это настоящий каскад фантазии, изобретательства, хорошего упрямства, всего того, что мы объединяем в выражение «мир детства». Нам нужно увидеть, раскрыть смысл детского озарения и поощрить, подтолкнуть их к дальнейшим творческим прозрениям.
Согласитесь, не случаен детский феномен: после первых слов мама, папа, бабушка, у ребенка вдруг вырывается «Я сам». Можно долго рассуждать об истоках этого явления. Но гораздо важнее усмотреть здесь первый прорыв к творчеству, к самостоятельности, инициативе. Первое стремление к творчеству, пожалуй, - самое ценное, что может проявиться в человеке.
В изобретательских «ТРИЗовских» играх элементы, придуманные детским воображением («наоборот», «хорошо – плохо», различные перевертыши, небылицы, используются для таких серьезных «взрослых» вещей, как разрешение противоречий, функциональный анализ, метод фокальных объектов. Сложно? Поверьте, только до первого знакомства с ТРИЗ. Далее этот процесс пойдет на уровне управления знакомой игрушкой. Дети все эти диалектические задачи решают легко и просто, даже не вникая до поры до времени в терминологию. Диалектика у них заложена с рождения. Дети в нее просто играют. И нам, воспитателям, остается играть вместе с ними. Ведь один из главных принципов ТРИЗ – совместное творчество, где педагог старается уступить дорогу детям, идет вместе с ними и учится логике мышления.
На протяжении последних пяти лет я пытаюсь внедрять ТРИЗ во все виды деятельности, которыми мы занимаемся с ребятами. Начинала я использование элементов ТРИЗ в своей работе с внедрения во все виды изобразительной деятельности нетрадиционных технологий и методов рисования, изготовления аппликации и лепки. Ведь нестандартный подход к изобразительной деятельности в детском саду стирает стереотипы, определенные штампы. Кроме того, применение различных форм организации занятий способствует раскрепощению внутреннего состояния, позволяет свободно располагаться в удобных местах: за столом, за мольбертом, на полу. Старалась так настроить ребят, чтобы они не пугались и не боялись сделать не так или неправильно. Ребята привыкли, что на рисовании или аппликации мы не просто перерисовываем готовый образец или делаем аппликацию, а в буквальном смысле слова «творим» чудеса. Рисуем, используя кляксографию, монотипию, рисуем парафином, по мокрой и мятой бумаге пользуемся зубными щетками и ватными палочками, рисуем ладошкой. В работе с пластилином ребятам очень нравится делать пластилиновые коллажи по сказкам, которые мы потом оформляем для выставки. Используем часто для лепки соленое тесто, оно более пластичное и мягкое, тем более, что после высыхания поделки из него можно раскрашивать в любой цвет. Также используются различные бросовые материалы (пуговицы, нитки, губки и пр.) Я взяла за правило предупреждать ребят о предстоящей теме работы и мы совместно решаем – каким способом будем ее делать. Вот вам и «мозговой штурм» в действии. И хоть дети об этом не догадываются, они очень рады, что с ними советуются и считаются с их мнением. Часто бывает, что ребята приходят под впечатлением от просмотренной сказки или прочитанной дома книги и предлагают нарисовать или сделать иллюстрации к сказке. Наша работа так и называется «Мы делаем иллюстрации к сказке». Потом все рисунки или аппликации собираем вместе, и получается целая книга.
Чем свободнее и раскованнее будут дети на занятиях, тем больше успехов в творческом развитии можно добиться.
Во время занятий ребята с удовольствием играют в игру «Хорошо – плохо» - эту игру можно использовать для обсуждения правил поведения на улице, в транспорте, на природе. Игра «Найди противоречия» годится для наблюдений, бесед, причем противоречия можно находить в погоде, в игрушках, в предметах, ситуациях, размерах, и дети, разделившись на две команды, будут с увлечением придумывать новые решения проблемы. Хорошо помогают в работе игры : «Сделай наоборот», «Представь себя на его месте», «Что в чем», «Да и нет». Часто использую метод «маленьких человечков», с помощью которого знакомлю детей с разными веществами (жидким, твердым и газообразным). Такие игры с использованием «маленьких человечков» можно проводить не только в группе, но и как подвижные во время прогулок или во время физкультминуток и пауз. Для развития памяти и наблюдательности использую игру «Проверка памяти», в которой после кратковременного показа какого-либо рисунка или объекта прошу детей воспроизвести этот объект или ответить на вопросы по его содержанию. Специально для этой цели изготовила набор карточек с простейшими схематическими рисунками, буквами, символами и в начале занятия, особенно на математике выставляю их на доске, предлагаю ребятам запомнить и воспроизвести их на бумаге. В начале года это может быть 4-5 карточек, а к концу года количество можно увеличить. В качестве физкультминутки можно использовать игру на внимание «Уши, глаза, нос». Ребята играют в эти игры с интересом и сами, даже не догадываясь, что все это называется ТРИЗ. Просто им интересно, необычно и они никогда не скучают, а играют с увлечением. На занятиях по математике с удовольствием ищут пропавшую цифру, узнают в знакомых предметах геометрические фигуры и наоборот, рисуют, превращая геометрические фигуры в настоящие или фантастические предметы. Очень любят ребята работать со сказками, изменять их, придумывать новый конец к сказке, добавлять героев в знакомые сказки, сочинять сказки новые и современные. Они настолько увлекаются процессом творчества и придумывания нового, что продолжают фантазировать и на прогулке, и, даже придя домой. Родители тоже не остаются в стороне, они ознакомлены с основными играми и методами ТРИЗ, поэтому и дома могут играть с детьми, помогая детям раскрывать свои творческие таланты. Недавно мы провели конкурс на лучшую сказку, написанную дома совместно родителями и детьми. Каждая семья постаралась на славу. Одни оформили сказку своими рисунками, другие нашли подходящие картинки. И сказки были необычные, хоть герои остались прежние. Мы читали все эти сказки с ребятами, просматривали иллюстрации. И сколько было гордости в глазах детей от сознания того, что они стали вместе с родителями сказочниками и сказки их оценили по достоинству. Очень интересно проходит занятие, когда после прочтения уже известных или новых сказок я предлагаю самим ребятам придумать другой конец к сказке или помочь герою выйти из сложного положения. Фантазия и творчество детей не иссякают.
Читаем с детьми сказки В. Богата «О маленьком львенке и умной черепахе», в которых нужно помочь львенку найти способы решения проблемы. Ребята придумывают такие варианты, что даже взрослый с большим жизненным опытом не придумает. Тут главное – не мешать активному творчеству, а поощрять, внимательно слушать, не исправлять.
Кроме сказок В. Богата, по ТРИЗ написано много интересных книг и сказок, которые я стараюсь использовать и читать детям. Это такие книги, как А, А Гин «Задачи - сказки от кота Потряскина», М. Н. Шустерман «Новые приключения Колобка», а также очень полезная и удобная в работе книга с краткими конспектами занятий для детей, рассчитанными на два года Гин С. И. «Занятия по ТРИЗ в детском саду». Не обязательно использовать их дословно и подробно, можно взять лишь элементы, и занятие из обыкновенного уже превращается в интересное и, самое главное, побуждающее ребят мыслить и придумывать решение проблем самостоятельно, а не ждать подсказок взрослого, как это обычно бывает.
Я считаю, что использование ТРИЗ в работе с детьми, помогает не только в развитии творческих способностей, но и дает возможность детям почувствовать себя увереннее, спокойнее, идти в детский сад с радостью и интересом в ожидании ежедневных чудес, открытий, волшебства и превращений.
Как и почему люди становятся гениями – неизвестно. Но почти все гении, по крайней мере, обладают двумя общими качествами: они постоянно стремятся к достижению какой-либо цели и с самого детства чувствуют себя уверенно и спокойно. Причина их замечательного развития связана с тем, что их поощряли в раннем детстве и способствовали развитию способностей. Так давайте же и мы будем развивать своих детей, чтобы они выросли творческими личностями