Неизвестный
Методика применения разноуровнего материала
▼ Скачать + Заказать документы
На базе МБДОУ «Детский сад №26 «Росинка» разработаны разноуровневые карточки по формированию элементарных математических представлений, дидактическая игра «Паровозик», «Деревья».
Под разноуровневым образованием понимают такую организацию воспитательно-образовательного процесса, при которой каждый воспитанник имеет возможность овладеть образовательным материалом по отдельным образовательным областям программы дошкольного образования на разном уровне («А», «В», «С») но не ниже базового, в зависимости от его способностей и индивидуальных особенностей.
Публикация «Методика применения разноуровнего материала» размещена в разделах
Разноуровневое образование даёт шанс каждому воспитаннику посредством педагога организовать процесс образования так, чтобы максимально использовать возможности, которые несет в себе дифференциация воспитательно-образовательного процесса, не только внутренняя, но и внешняя.
В процессе разноуровневого образования главное оценивать не столько достигнутые результаты, сколько усилия воспитанника группа «А» - базовый уровень, определенный образовательным стандартом по всем образовательным областям дошкольного цикла. Чтобы добиться лучших результатов дошкольнику потребуется приложить больше усилий, но в соответствии с его способностями.
При организации разноуровневых подгрупп деятельность педагога состоит:
в делении воспитанников на подгруппы (по уровню развития и индивидуальным особенностям);
в разработке или подборке заданий в соответствии с выявленными уровнями;
в оценивании деятельности учащихся
Применение разноуровнего материала помогает педагогу достичь следующих целей:
Для первой группы (группа «А») например, игра
1. Пробудить интерес к воспитательно-образовательному процессу путем использования заданий базового уровня, позволяющих работать в соответствии с его индивидуальными способностями.
2. Ликвидировать пробелы сформированности определенных компетенций.
3. Сформировать умения осуществлять самостоятельную деятельность по образцу.
Для второй группы (группа «В»)
1. Развивать устойчивый интерес воспитательно-образовательному процессу.
2. Закрепить и повторить имеющиеся знания и способы действия.
3. Актуализировать имеющиеся знания для успешного изучения нового материала.
4. Сформулировать умение самостоятельно работать над заданием, проектом.
Для третьей группы (группа «С»)
1. Развивать устойчивый интерес к воспитательно-образовательному процессу.
2. Сформировать новые способы действия, умения выполнять задания повышенной сложности.
3. Развивать воображение, ассоциативное мышление, раскрыть творческие возможности, совершенствовать языковые умения воспитанников.
Задачей педагога является преодоление единообразия, перенос акцента с коллектива воспитанников на личность каждого из них, с её индивидуальными возможностями и интересами, создание условий для развития познавательной активности и самостоятельности.
Разделение на уровни происходит каждый учебный год, поскольку интенсивная работа с каждым воспитанником в течение года дает свои результаты и воспитанники из одной подгруппы «переходят» в другую.
В начале каждого учебного года педагог определяет уровень интереса и мотивации к участию в воспитательно-образовательном процессе. На основании педагогических наблюдений в ходе организованной образовательной деятельности и в ходе самостоятельной деятельности детей составляются диагностические карты, в которых дети делятся на три подгруппы: высоко мотивированные воспитанники, среднемотивированные воспитанники и «группа риска». Такие подгруппы вполне подвижны и динамичны. У каждого ребенка есть возможность повысить свой уровень притязаний и перейти из одной подгруппы в другую.
В этих картах обозначены основные темы курса и основные умения и навыки, которые должны быть сформированы у детей в процессе обучения. Таким образом, можно отслеживать усвоение различных тем комплексно-тематического планирования каждым ребенком.
Так же наиболее рационально организовывать дифференцируемую работу воспитанников в процессе организованной образовательной деятельности.
Можно предложить следующие рекомендации по рациональному применению дифференциального подхода.
- трёхвариантные задания по степени трудности – облегчённый, средний и повышенный (выбор варианта предоставляется воспитаннику);
индивидуальные дифференцированные задания;
- подгрупповые дифференцированные задания с учётом различной подготовки воспитанников (вариант определяет педагог).
- индивидуальные групповые задания различной степени трудности по уже по изученным темам.