Красняк Нина
Музыкальная гостиная как вариативная форма совместной деятельности ДОУ и семьи в формировании музыкальной культуры детей дош
▼ Скачать + Заказать документы
1 слайд
Дошкольный возраст - это период пробуждения и расцвета творческих и эмоциональных особенностей детей.
Сегодня не вызывает сомнения, что в условиях возрастания объема и интенсивности учебно-познавательной деятельности - развитие творчества отходит на второй план.
Музыка, как известно, воздействует, прежде всего, на чувства человека, вызывает определенное настроение. Знакомство с разнообразными музыкальными произведениями, содержащими разнохарактерные образы, обогащает детей эмоционально. Движение, органически связанное с музыкой, помогает глубже проникнуть в эмоционально-образное содержание той или иной пьесы.
Публикация «Музыкальная гостиная как вариативная форма совместной деятельности ДОУ и семьи в формировании музыкальной культуры детей дош» размещена в разделах
2 слайд
ФГОС ДО ставит перед дошкольной образовательной организацией ряд задач, в одной из приоритетных направлений – художественно-эстетическое развитие. В контексте нашей работы в разделе «Музыка» стоят следующие задачи, которые представлены на слайде. Это задачи, связанные с вхождением ребенка и мир музыки, задачи развития музыкальной эрудиции и культуры дошкольников, ценностного отношения к музыке как виду искусства, музыкальным традициям и праздникам.
В соответствии с требованиями ФГОС, родители становятся непосредственными участниками образовательного процесса в ДОУ, поэтому вопрос о совместной деятельности детского сада и семьи по музыкальному воспитанию детей – особенно актуален в наши дни.
3 слайд
Поиск новых форм сотрудничества музыкального руководителя с семьями воспитанников закреплено в основной образовательной программе детского сада и является важнейшим направлением обеспечения качества музыкального образования дошкольников. В разделе ООП «Вариативные формы, способы, методы реализации Программы в образовательной деятельности разных видов и культурных практик» выделяются практики организованной образовательной деятельности с детьми. Они могут быть разными по форме.
При формировании основ музыкальной, художественной и эстетической культуры дошкольников их родителей мы ориентировались на такую форму взаимодействия с детьми как «Музыкальная гостиная». Музыкально-театральная и литературная гостиная (детская студия) - форма организации художественно-творческой деятельности детей, предполагающая организацию восприятия музыкальных и литературных произведений, творческую деятельность детей и свободное общение воспитателя и детей на литературном или музыкальном материале.
4 слайд
Понимая важность проблемы, мы поставили перед собой следующую цель:
Цель: Создание единого культурно-образовательного музыкально-эстетического пространства в детском саду и семье воспитанника, способствующего формированию основ музыкальной культуры.
Данная цель предполагает решение следующих задач, которые представлены на слайде:
1. Развивать музыкальность детей
2. Формировать эмоциональную отзывчивость на музыкальное произведение в соответствии с его образным содержанием
3. Обогащать музыкальные впечатления детей в процессе их знакомства с произведениями мировой музыкальной культуры
4. Формировать музыкальный вкус детей, оценочного отношения к прослушанным произведениям, к собственному творческому самовыражению
5. Формировать познавательный интереса к искусству в процессе приобщения к музыке
6. Организация мероприятий, способствующих приобщению родителей детей дошкольного возраста к миру музыкальной культуры
7. Привлекать семьи воспитанников ДОУ к музыкально-творческой деятельности
Задачи достаточно сложные, да и сама форма проведения «Музыкальной гостиной» подразумевает большую подготовительную работу.
5 слайд
Свою работу мы начали с того, что провели диагностику музыкальности, опираясь на методику Э. П. Костиной. Данные позволили сделать вывод о том, что, у детей группы отмечается яркое эмоциональное отношение к музыкальным образам, выраженным в музыкальном произведении. Воспитанники могут охарактеризовать музыку после словесной помощи взрослого с опорой на немузыкальные компоненты (используется зрительная наглядность или моторные действия). Дети определяют жанр музыкального произведения с помощью взрослого. Затруднения в умении самостоятельно охарактеризовать музыку, применяя художественно образное описание.
Кроме того провели анкетирование родителей «Что Вы знаете о классической музыке?» По результатам проведенного анкетирования менее 8% родителей имеют музыкальное образование, а более 60% любят слушать классическую музыку и хотели бы учить музыке своего ребенка.
6 слайд
В рамках проведения музыкальной гостиной мы использовали следующие формы взаимодействия с семьями воспитанников :
Анкетирование
Выпуск наглядной информации (выпуск стенгазет, размещение информации на сайте МБДОУ, оформление пригласительных билетов для гостей, афиш и т. д.)
Групповой сбор (1 раз в квартал)
Индивидуальная и микрогрупповая работа
Видео и мультимедийные презентации
Совместная деятельность с родителями (участие в концертах, шоу-программах, праздника.)
7 слайд
Так же мы разработали план работы «Музыкальной гостиной» на учебный год с учетом индивидуальных особенностей детей и родителей по следующей тематике:
«Времена года в музыке русских композиторов» (вписать цель)
«Звуки музыки вокруг нас» (вписать цель)
8 слайд
«Вечер поэзии» (вписать цель)
«От улыбки хмурый день.» знакомство с творчеством В. Шаинского. (вписать цель)
9 слайд
Разработанные циклы занятий предоставили мне возможность выбора и творческого поиска. Организуя занятия в «Музыкальной гостиной», мы решаем важную задачу – научить детей слушать музыку, сформировать базу для развития музыкальной культуры воспитанников и их родителей. Сочетание разнообразных методических приёмов, таких, как:
сравнение нескольких произведений с одинаковыми названиями, но с разными характерами,
использование поэтического слова,
сочетание аудиозаписи и «живого» исполнения, игра в оркестре,
танцевальные и игровые импровизации,
прослушивание фрагментов различных музыкальных произведений, последующим обсуждением, какой из фрагментов не относится к классической музыке и почему.
Творческие находки по организации «Музыкальной гостиной», которые мы используем своей работе, позволяют нам создать в музыкальном зале атмосферу некоего волшебства, таинства, присущего общению детей с музыкой.
Учитывая особенности детского восприятия, мы стараемся создать целостный образ музыкального произведения, включающий и слуховое, и зрительное, и двигательное восприятие. Помогают в этом костюмы героев, атрибуты и декорации, созданные руками воспитателей, детей и родителей.
Всё это значительно обогащает эмоциональную отзывчивость на музыкальное произведение, обогащает духовный мир всех участников музыкальной гостиной через высокохудожественные образцы музыкального искусства. Кроме того формируется музыкальный вкус, оценочное отношение к прослушанным произведениям, к собственному творческому самовыражению детей и родителей.
10 слайд
По результатам сравнительного анализа можно сделать вывод о том, что у детей отмечается яркое эмоциональное оценочное отношение к музыкальным образам, выраженным в музыкальном произведении, умение самостоятельно охарактеризовать музыку, применяя художественно образное описание. Дети самостоятельно различают выразительные особенности музыкальных звуков. Различают тембровые свойства музыкального звучания инструментов в произведении. Воспитанники быстро и правильно определяют жанр музыкального произведения, эмоционально рассказывают о его общем характере.
Так же отмечается возросший интерес родителей воспитанников к классической музыке. Совместная творческая деятельность помогает с помощью музыки объединить детей и взрослых, создать обстановку общей радости, хорошего настроения, а состояние счастья и полноты жизни – существенный признак единения взрослых и детей. Духовное сближение детей и родителей на основе любви к музыке
11 слайд
Завершая свое выступление, хочу сказать, что научить ребенка понимать и любить классическую музыку возможно только в том случае, если он её слушает часто, целенаправленно, вдумчиво и имеет возможность поговорить о ней с самыми близкими и родными людьми, поделиться своими впечатлениями.