Партолина Татьяна
Актуальность использования КТ в обучении дошкольников мерам личной безопасности в сфере антитеррористической деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Самое ценное – здоровье и жизнь ребенка. Часто, втягиваясь в круговорот повседневности, мы забываем о том, сколько неожиданных опасностей подстерегает человека на жизненном пути. Наша беспечность и равнодушное отношение к своему здоровью зачастую приводят к трагедии.
А ведь человек может предотвратить беду, уберечь себя и своих близких от опасности, если будет владеть элементарными знаниями основ безопасности жизнедеятельности. Знания эти формируются в процессе воспитания, следовательно, обучение детей обеспечению безопасности их жизнедеятельности является актуальной педагогической задачей. Одной из основных задач в работе с дошкольниками является обучение правилам дорожного движения, пожарной безопасности антитеррористической безопасности и привитие навыков правильных действий в различных проблемных жизненных ситуациях.
Публикация «Актуальность использования КТ в обучении дошкольников мерам личной безопасности в сфере антитеррористической деятельности» размещена в разделах
Актуальность проблем по формированию культуры безопасности и культуры здоровья у дошкольников, обусловлена целым рядом факторов.
• В современном мире появляются новые опасности, к которым должен быть готов человек, сохраняется печальная статистика несчастных случаев с участием дошкольников.
• Не сформирована теоретическая база для решения проблемы воспитания культуры безопасности у дошкольников.
• Отсутствие у воспитателя необходимых знаний, умений и компетенций, личностных качеств может стать причиной не только невысокого качества образования, но и серьезнейших и порой необратимых проблем в развитии ребенка.
Основы безопасности жизнедеятельности в общем образовании – это единая, непрерывная система целенаправленной педагогической работы, обеспечивающая надлежащий уровень подготовленности человека в области безопасности жизнедеятельности личности, общества и государства, сохранения и укрепления своего здоровья.
К. Д. Ушинский писал, что "образование уменьшает число опасностей, угрожающих нашей жизни, уменьшает число причин страха и, давая возможность измерить опасность и определить ее последствия, уменьшает напряженность страха ввиду этих опасностей".
В настоящее время одной из самых новых и актуальных методик обучения и воспитания детей в современной дошкольной педагогике, позволяющая сделать совместную деятельность с детьми нетрадиционной, яркой, насыщенной является применение современных информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательном процессе в дошкольном образовательном учреждении.
Сегодня ИКТ позволяет:
• Показать информацию на экране в игровой форме, что вызывает у детей огромный интерес, так как это отвечает основному виду деятельности дошкольника — игре.
• В доступной форме, ярко, образно, преподнести дошкольникам материал, что соответствует наглядно-образному мышлению детей дошкольного возраста.
• Привлечь внимание детей движением, звуком, мультипликацией, но не перегружать материал ими.
• Способствовать развитию у дошкольников исследовательских способностей, познавательной активности, навыков и талантов.
• Поощрять детей при решении проблемных задач и преодолении трудностей.
• Сочетая в себе возможности телевизора, видеомагнитофона, книги, калькулятора, являясь универсальной игрушкой, способной имитировать другие игрушки и самые различные игры, современный компьютер вместе с тем является для ребенка равноправным партнером, способным очень тонко реагировать на его действия и запросы, которого ему так порой не хватает.
Чередование демонстрации теоретического материала и беседы с детьми помогают добиться поставленных целей.
Они включают в себя: занимательные вопросы. Например: «Найди ситуации, в которых пешеходы опасно ведут себя на улице»; анимационные картинки;
проблемные ситуации, в которых дети помогают героям, попавшим в трудную ситуацию и нуждающимся в помощи. Например: «Помоги Ежику перейти через проезжую часть». Темы презентаций охватывают большой объем программного материала по изучению правил дорожного движения:
виды транспортных средств, их классификация. Например: Игра «Четвертый лишний»; группы дорожных знаков; причины ДТП; участники дорожного движения; сведения о дороге и ее главных составных частях.
Хорошими помощниками при обучении детей правилам дорожного движения также служат компьютерные игры.
Их использование позволяет не только обогащать знания, применять компьютер для более полного ознакомления с предметами и явлениями, находящимися за пределами собственного опыта ребенка, но и повышать креативность ребенка; умение оперировать символами на экране монитора способствует оптимизации перехода от наглядно-образного к абстрактному мышлению.
Действия педагога на экране ПК завораживают детей, и даже дошкольники с низким уровнем развития не отвлекаются. ПК позволяет вовлечь всех детей группы в интересную деятельность, помогает преодолеть страх и стеснение, легко вовлекает их в процесс усвоения знаний.
Однако важно понимать, что использование только информационно- коммуникационных технологий в обучении детей дошкольного возраста ПДД не решит всех проблем в обучении и воспитании, а также не заменит живого общения с педагогом в группе. Следует отметить и то, что использование ИКТ требует серьезной длительной подготовки, навыков работы с компьютером и, безусловно, большего времени для подготовки воспитателя к занятию. Но в данном случае потраченные усилия и время обязательно приведут к желаемому результату.
При использовании компьютерных технологий, обязательным условием является соблюдение условий для сбережения здоровья ребенка:
максимальная одноразовая длительность работы не должна превышать: 10-15минут в день.
В течение одного дня допускается проведение не более одного занятия с использованием компьютера.
рекомендуемое время для занятий с использованием компьютера :
- первая половина дня – оптимальна
-вторая половина дня – допустима
рекомендуемая максимальная кратность работы для детей 5-7 лет– 2 раза в неделю.
рекомендуемые дни недели для занятий с компьютером: вторник, среда, четверг – оптимальные; понедельник – допустимый.
в целях профилактики зрительного утомления целесообразно проводить гимнастику для глаз, для снятия статистического и нервно – эмоционального напряжения можно использовать обычные физические упражнения.
— с помощью компьютера можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать на занятии либо увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков животных; работу транспорта и т. д.)
Компьютерные технологии обеспечивают занимательную для ребенка форму экспериментирования, классификации, сравнения, моделирования.
Важно также учесть и то, что при грамотном использовании технических средств, при правильной организации образовательного процесса компьютерные программы для дошкольников могут широко использоваться в практике без риска для здоровья детей.
В заключение хочется отметить, что в условиях детского сада возможно, необходимо и целесообразно использовать ИКТ в различных видах образовательной деятельности. Совместная организованная деятельность педагога с детьми имеет свою специфику, она должна быть эмоциональной, яркой, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей. Всё это может обеспечить нам компьютерная техника с её мультимедийными возможностями.
Однако, какими бы положительным, огромным потенциалом не обладали информационно-коммуникационные технологии, но заменить живого общения педагога с ребёнком они не могут и не должны.
Список литературы:
1. Калинина Т. В. Управление ДОУ. «Новые информационные технологии в дошкольном детстве». М, Сфера, 2008
2. Полат Е. С. Новые педагогические технологии. - М., 2000г.
3. Справочник руководителя дошкольного учреждения. – М, Сфера, 2006
4. Управление инновационными процессами в ДОУ. – М., Сфера, 2008
5. Яковлев А. И. Информационно-коммуникационные технологии в образовании. 2005 г.