Галина Дажина
Актуализация познавательной деятельности на уроках русского языка в коррекционной школе
▼ Скачать + Заказать документы
В системе коррекционного образования предмет «Русский язык» занимает центральное место. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает интеллектуальное развитие ребёнка, формирует его понятийный аппарат, развивает абстрактное мышление, память и воображение.
Русский язык – один из основных учебных предметов. От того как школьники овладеют русским языком, зависит успешность всего учебного материала. Поэтому в коррекционной школе приходится учитывать особенности развития детей с ОВЗ.
Публикация «Актуализация познавательной деятельности на уроках русского языка в коррекционной школе» размещена в разделах
В первую очередь это касается мотивационно – потребностной сферы. Из-за недоразвития интеллекта у наших школьников потребности бедны и слабо регулируются сознанием. Работа по русскому языку отличается чрезвычайной сложностью и своеобразием, что обуславливается особенностями речевого развития и всех психофизических функций детей нашей школы.
Наши дети значительно позднее овладевают речью, чем их нормальные сверстники. Длительное отсутствие собственной активной речи, а также недостаточное понимание обращенной к ним речи отрицательно сказывается на всем развитии умственно отсталых детей. У них значительно осложняется процесс накопления сведений об окружающем мире. Это затрудняет руководство познавательной деятельностью детей.
У детей с нарушением интеллекта страдают все стороны речи: фонематическая, лексическая, грамматическая. Наиболее нарушена семантика речи, т. е. понимание значения тех слов, которые используют окружающие. Это связано с нарушением словесно – логического мышления. Употребляемые ими предложения примитивны по своей конструкции, с большим количеством аграмматизмов, пропусков. В их речи отмечается нарушение синтаксических связей, т. е. отношений между словами предложения с помощью падежей и предлогов.
В коррекционной школе VIII вида обучение русскому языку носит элементарно-практический характер и направлено на разрешение следующих основных задач:
- научить школьников правильно и осмысленно читать доступный их пониманию текст;
- выработать достаточно прочные навыки грамотного письма;
- научить последовательно и грамотно излагать свои мысли в устной и письменной форме;
- повысить уровень общего развития учащихся;
- формировать нравственные качества школьников.
Урок русского языка в коррекционной школе – это сложное образование.
Во-первых, на уроке решаются многоплановые задачи. На каждом уроке учащиеся непременно должны получить "прибавку" к практическому владению языком. Она может выразиться в лучшем понимании речи на слух за счет усвоения новых слов, новой грамматической формы, структуры.
Материал урока и средства для его активизации следует использовать в воспитательных целях. Учитель решает, что конкретно следует воспитывать у школьников на данном уроке, используя приемы и методы для их эмоционального и интеллектуального развития.
Во-вторых, на уроке используются различные организационные формы работы: групповые, парные, индивидуальные. Чтобы вовлечь всех и каждого нужно развивать и совершенствовать свои организаторские способности для подготовки своего рода сценария урока.
В-третьих, урок должен быть обеспечен средствами обучения, соответствующими решаемым задачам.
В-четвертых, важным фактором является создание положительной мотивации в изучении русского языка при глубоком знании учителем личности каждого школьника.
Это достигается использованием приемов, которые вызывают личную заинтересованность у ребят в выполнении заданий.
Зачастую у учащихся снижена мотивация обучения и низкий уровень познавательной активности. Поэтому необходимо находить такие формы и методы работы, которые бы позволили максимально активизировать познавательный интерес, учебную мотивацию учащихся с нарушением интеллекта, а, следовательно, и повысить качественное усвоение программного материала по русскому языку. Передо мной всегда стоит задача повысить интерес детей к процессу обучения, включить их в активную познавательную деятельность по приобретению знаний. Именно на развитие устойчивого познавательного интереса учащихся я и делаю акцент в своей педагогической деятельности.
В решении этой задачи мне помогают чёткое планирование структуры урока, использование различных форм обучения, тщательно продуманные методы и приёмы подачи учебного материала. Чёткое структурирование облегчает восприятие материала школьниками. Если одни идеи вытекают из других, если ясна связь и обоснована последовательность сообщаемых сведений, школьники легче воспринимают, осознают и запоминают их. Изложение материала должно быть логичным, ярким, увлекательным. Это побуждает учащихся слушать то, что говорит учитель, полностью включаться в процесс познания.
На уроках русского языка важно своевременное чередование различных форм занятий: фронтальные, групповые, индивидуальные; чередование более напряжённых умственных действий и кратковременных расслаблений, дающих необходимый отдых, направленных на сбережение физического и психического здоровья детей. Это укрепляет работоспособность школьников и их желание овладевать знаниями. Новизна материала, необычность его подачи также побуждают учащихся лучше присмотреться к прежде неизвестному и разобраться в нём. При этом педагог должен опираться на природную любознательность учеников. Считаю своей задачей всегда, в любом учебном материале и в самой организации учебного процесса находить что-то новое, ранее неизвестное. Кроме того я всегда помню, что интерес вызывает только полезное и актуальное, и с этой точки зрения готовлю материал для уроков. Стараюсь создавать ситуацию успеха на каждом уроке, так как считаю это самым эффективным стимулом познавательной деятельности. Ситуация успеха удовлетворяет потребность каждого школьника в самоуважении и повышении престижа, что в конечном итоге ведёт к сохранению и укреплению психического здоровья ребёнка. Важен и такой стимул, как оценка. При её выставлении необходимо максимально доброжелательное отношение учителя к ученику, что позволяет выставить адекватную оценку даже слабому учащемуся. Иногда для создания ситуации успеха могу незначительно завысить оценку, но только в том случае, если уверена в поддержке и понимании ситуации в классе.
Желая сформировать у своих учеников мотивацию к достижениям, не требую от них приложения сверхусилий, ставя перед ними посильные задачи. Ребёнок должен иметь возможность выбора, и здесь мне помогает дифференцированный подход к обучению. Например, готовя карточки для урока русского языка, я стараюсь сделать три варианта заданий, рассчитанные на сильного, среднего и слабого ученика.
Часто на уроках русского языка для активизации познавательной деятельности учащихся создаю проблемные ситуации, ситуации затруднения, которые побуждают учащихся к поиску, доказательству, обоснованию. Важно давать такие задания, которые учащиеся воспринимают как посильные, но для выполнения которых у них недостаёт каких-либо знаний или умений. Вслед за проблемной ситуацией, создающей психологические предпосылки для активного усвоения новых знаний, учащиеся сами или с помощью учителя ищут правильное решение. Например, даю школьникам предложения с союзами, соединяющими однородные члены и части сложного предложения, предлагаю выявить сходство и различие. Для облегчения задачи использую иллюстрирование. Создаётся ситуация поиска, в результате которой коллективными усилиями учащиеся решают поставленную перед ними проблему, обобщают, делают выводы.
Пробуждению интереса к изучаемому материалу способствует и использование нестандартных форм урока, которые отличаются от традиционных новизной и оригинальностью. Особенно такие уроки уместны при повторении и обобщении изученного материала, а цель их – привитие интереса к учёбе в целом и к урокам русского языка в частности. Например, для организации итогового повторения по теме «Прилагательные» в 7 классе можно провести урок-КВН. Целесообразно использовать не только уроки на игровой основе, но и такие нестандартные формы, как урок-диспут, урок-семинар, урок-викторину, урок-зачёт.
Для оживления интереса учащихся в традиционный урок ввожу элементы игры : разгадывание кроссворда по теме, решение ребусов. Такие элементы полезны для выработки у школьников орфографической зоркости, навыка правописания. Для организации такой работы чаще всего использую объединение в группы, пары, так как общеизвестно стремление подростков к общению. В результате совместных усилий учебные достижения заметно улучшаются.
Считаю эффективными и систематически использую на уроках русского языка опорные схемы. Яркие и аккуратно оформленные, они вызывают интерес у детей, активизируют их внимание, помогают запоминать сложный материал. С целью предоставления возможности каждому ученику сообщить о своих успехах сверстникам, снятия неуверенности слабых учеников перед сильными, использую такую активную форму работы, как взаимоконтроль. Перед применением данного вида деятельности провожу подготовительную работу с учащимися по развитию у них умения давать оценки ответам, обращая особое внимание на доброжелательное отношение «учителей» к ученикам. Чтобы избежать возникновения напряжения в отношениях, расширить круг общения, состав пар желательно менять. В роли «учителей» могут выступать все ученики, даже самые слабые. Взаимоконтроль учащихся использую на уроках как при проверке теоретического материала, так и при контроле выполнения различных упражнений.
Активизирует познавательную деятельность школьников и работа в малых группах, направленная на формирование навыка грамотного правописания через сравнение слов в полученном тексте с эталоном. На подготовительном этапе составляю текст, в котором специально допускаю ошибки на изученные орфограммы. Ученики разбиваются на малые группы от 3 до 4 человек. В группе должны быть разные по уровню успеваемости дети. Вначале каждый сам читает текст, находит ошибки и исправляет их синей пастой. Затем проводится коллективный поиск ошибок в группах и исправление их зелёной пастой. Если есть расхождения во мнениях, то ученики сверяются со словарем, либо консультируются у учителя. При проверке работ педагог видит степень усвоения материала каждым школьником : если в работе преобладает синий цвет, это говорит о высокой степени грамотности ребёнка, если зелёный – о том, что ученик не совсем хорошо усвоил изученный материал, а учителю предстоит дальнейшая работа по устранению пробелов в знаниях и коррекции.
Использование различных приёмов, форм, методов на уроках русского языка ведёт к пробуждению интереса обучающихся к предмету, что помогает активизировать познавательную деятельность школьников, а это, в свою очередь, не может не воздействовать на формирование мотивации к обучению. Заинтересованный, активный ребёнок имеет более высокую мотивацию по сравнению с ребёнком пассивным, равнодушным. Успехи же в учении ободряют, воодушевляют школьника, помогают ему раскрыться как личности.
Считаю, что результата в решении актуализации познавательной деятельности учащихся нашей школы педагог может добиться, обладая рядом личностных качеств: стремлением к максимальной гибкости, способностью к сопереживанию, сочувствию, восприимчивостью к потребностям учащихся, умением придать преподаванию личностную окраску, эмоциональной уравновешенностью, уверенностью в себе, доброжелательностью. Чтобы воспитать у ребёнка здоровое стремление к достижению намеченной цели, учитель сам должен испытывать искренний интерес к своей деятельности и объективно относиться к успехам и неудачам учеников. Любой учитель знает, что заинтересованный школьник учится лучше.