Получи документы

Методы, приемы и средства обучения детей дошкольного возраста

Татьяна Кругленко
Методы, приемы и средства обучения детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

РАЗДЕЛ «ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА»

Предмет педагогики как науки - изучение закономерностей воспитания человека.

Основные педагогические понятия

Воспитание - процесс целенаправленного формирования у детей желаемых качеств личности.

Включает такие понятия, как:

- Самовоспитание- процесс самоусовершенствования личности.

- Исправление - освобождение от отрицательных качеств, целостная переориентация личности.

- Перевоспитание - корректировка, освобождение от отрицательных и формирование положительных качеств личности.

Публикация «Методы, приемы и средства обучения детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Закономерности воспитания - отражают сущность процесса воспитания и развития ребенка, конкретизируются в принципах воспитания; принципы - в технологиях; технологии - в средствах и методах.

Закономерности:

результат воспитательных воздействий будет положительным, если:

1) сам ребенок проявляет активность;

2) реализуется потребность ребенка в любви;

3) личность эффективно развивается.

Образование - процесс и результат усвоения человеком общественно необходимой системы знаний, умений и навыков, т. е. результат обучения.

Система образования - совокупность учреждений, призванных осуществлять воспитательно-образовательную работу в стране.

Включает:

1) преемственные образовательные программы;

2) сеть образовательных учреждений, реализующих эти программы;

3) органы управления образованием.

Обучение - основной способ овладения знаниями и основное средство воспитания. Процесс передачи и усвоения знаний, умений и навыков.

Включает:

- преподавание - деятельность педагога по передаче знаний учащимся.

- учение- деятельность учащихся по овладению знаниям, умениями и навыками.

- научение - результат обучения.

- занятие - основная форма организации обучения в ДОУ.

- урок - основная форма организации обучения в школе.

Педагогический процесс - специально организованное, целенаправленное воздействие педагогов в учебно-воспитательных учреждениях.

Педология - наука о детях.

Развитие - представляет собой процесс физического, психического и социального созревания человека.

Умение - это сформированная способность у детей совершать определенные действия на основе полученных знаний.

Навык - автоматизированное действие. Формируется в результате многократных повторений, методом упражнения.

Личность - неповторимая комбинация антропологических и социально-психологических характеристик человека.

Соединяет в себе:

соматическую структуру, тип нервной деятельности, познавательные эмоциональные и волевые процессы, потребности и направленность, которые проявляются в переживаниях, суждениях и поступках.

Метод - основной путь достижения цели.

Прием - составная часть метода.

Методы обучения – способы работы педагога, которые обеспечивают усвоение детьми знаний, умений и навыков.

Классификация методов : наглядные, словесные, практические, игровые.

Технологии (обучения, воспитания) - совокупность и определенная последовательность методов, приемов и средств педагогической работы, направленная на достижение цели, результата.

Средства воспитания - все, что может использоваться в воспитательном процессе: предметы, ТСО, разнообразные виды деятельности, игрушки, наглядные пособия, общение и пр.

Способности - индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной деятельности и проявляющиеся только в процессе овладения деятельностью.

Методы воспитания - способы педагогического воздействия на детей, направленные на достижение задач воспитания.

Классификация по средствам воспитания :

1. Воспитание словом;

2. Воспитание делом

3. Воспитание ситуацией

4. Воспитание игрой.

5. Воспитание общением.

Прием воспитания - это отдельное действие воспитателя внутри конкретного метода. Используя метод воспитывающей ситуации, пользуемся приемами педагогический оценки, поощрения и пр.

Дидактика - часть педагогики, излагающая теоретические основы обучения и образования.

Принципы обучения - это объективные закономерности, исходные положения, которые лежат в основе обучения и определяют все его стороны: содержание, методы, средства и формы организации.

Программа - государственный документ, определяющий цели, задачи и содержание воспитательно-образовательной работы с детьми.

Принципы воспитания - исходные теоретические положения, которыми руководствуются педагоги при организации воспитательно-образовательного процесса.

Принципы:

- поддерживать и направлять потребность ребенка в активности;

- учитывать соотношение между мерой активности ребенка и его возможностями;

-принцип терпимости к ребенку;

- умение прощать;

- проявлять любовь.

МЕТОДЫ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ.

Цель - изучить материал, который наработан уже в науке и практике по интересующей проблеме.

1. Библиография - составление перечня литературных источников, отобранных в связи с исследуемой проблемой.

2. Аннотирование - составление аннотации.

3. Реферирование - краткое переложение основного содержания работы.

4. Конспектирование - ведение более подробных записей, где выделяется и раскрывается содержание основных идей и положений, представленных в работе.

Методы изучения передового педагогического опыта.

Цель - изучение реально складывающегося педагогического процесса, осмысление творческих находок педагогов-практиков.

1. Наблюдение - целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления, с помощью которого исследователь получает конкретный фактический материал.

2. Беседа - используется с целью получения необходимой информации.

3. Анкетирование - метод массового сбора материала с помощью анкет.

4. Изучение письменных, графических и творческих работ учащихся - метод, помогающий получить данные, характеризующие индивидуальность каждого учащегося.

5. Изучение педагогической документации – метод сбора фактических данных, характеризующих педагогический процесс.

Педагогический эксперимент.

Цель - специально организованная проверка методов, приемов, средств или педагогических условий.

Виды:

Естественный эксперимент - проводится без нарушения нормального хода учебно-воспитательного процесса.

Лабораторный - проводится в специально созданных условиях с использованием специальной аппаратуры, точно фиксирующей изменения объекта наблюдения.

ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ

В педагогике выделяют две группы факторов:

1 группа - биологические факторы:

Наследственность - воспроизведение у потомков биологического сходства с родителями.

Задатки - анатомо-физиологические особенности человека, которые служат предпосылкой развития способностей. Задатки многозначны, на их основе могут вырабатываться разные способности в зависимости от условий жизни и воспитания.

Способности - относительно-устойчивые, индивидуально психологические особенности личности, необходимые для успешного выполнения деятельности. Отчасти относятся к биологическим факторам, т. к. способности проявляются и развиваются только в деятельности. Способности проявляются в том, насколько ребенок быстро, легко и прочно осваивает способы организации и осуществления деятельности.

Период внутриутробного развития - время от зачатия до рождения.

Влияние внутриутробной среды и формирование организма ребенка в утробе матери изучает пренатальная педагогика.

Пренатальное развитие психики- дородовое развитие психики, определяемое как наследственностью, так и влиянием внутриутробной среды.

Постнатальная жизнь - жизнь ребенка после рождения.

2 группа - социальные факторы:

Социальная среда :

Макросреда - общественное устройство государства, его экономика, культура, быт народа и пр.

Микросреда - непосредственное окружение ребенка, семья, друзья и т. д. Воспитание - целенаправленный процесс формирования у ребенка желаемых качеств личности.

Является ведущим социальным фактором развития личности. Воспитание не может устранить или отменить действие многих факторов становления человеческой личности. Необходимо познать действия определяющих факторов формирования личности и научиться управлять теми из них, которые зависят от воли и сознания

человека и учитывать те, которые не зависят от воли и сознания людей.

Поэтому воспитание как целенаправленный процесс в силах скорректировать воздействие неблагоприятных факторов и использовать действия благоприятных факторов.

Исходя из этого, факторы развития классифицируются по двум направлениям:

1 группа - определяющие факторы

2 группа - влияющие факторы

СРЕДСТВА :

Обучение - ведущее средство умственного воспитания, т. к. осуществляется целенаправленно, систематически и планомерно, что обусловливает определенную последовательность, четкость и глубину освоения знаний.

2. Окружающая действительность - люди, предметы, природа, общественные явления. При ознакомлении с окружающим необходимо использовать все ситуации для приобретения и накопления детьми новых знаний. Одним из ведущих методов является - наблюдение. Воспитателю следует правильно организовать его, чтобы помочь детям увидеть то, что сразу не заметно. Это способствует развитию наблюдательности - качества личности, выражающееся в способности быстро и легко замечать изменения в окружающем.

Игра - специфически детская деятельность, в которой ребенок отражает окружающую действительность, выявляет свои знания, делится ими с товарищами.

Разные виды игр по-разному действуют на умственное развитие:

Сюжетно-ролевые - расширяют представления детей об окружающем мире, способствуют речевому общению.

Игры-драматизации - активизируют речь, развивают воображение.

Строительно-конструктивные - развивают конструктивные способности, расширяют знания о геометрических фигурах и пространственных отношениях.

Дидактические игры - способствуют

закреплению и уточнению знаний, активизируют мыслительную деятельность детей.

Подвижные игры воспитывают быстроту реакции, выдержку, способность добиваться результата.

4. Труд. В процессе трудовой деятельности происходит практическое обследование предметов, ознакомление с теми свойствами, которые они претерпевают в ходе действий с ними.

МЕТОДЫ - все методы, используемые в процессе воспитания и обучения.

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ:

Так как умственное воспитание непосредственно оказывает влияние на всесторонне развитие детей, то все формы организации воспитательно-образовательного процесса могут использоваться для умственного развития.

РАЗДЕЛ «СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ».

- целенаправленное развитие ощущений и восприятий, которые представляют собой особые действия анализаторов, направленные на обследование предмета.

ЗНАЧЕНИЕ - сенсорное воспитание является основой умственного воспитания, т. к. на основе непосредственного чувственного восприятия формируются первоначальные представления об окружающем мире, и чем богаче ощущения и восприятия, тем точнее и шире будут полученные представления, на основе которых формируются у детей знания. Ощущения и восприятия являются сенсорными процессами. Ощущения и восприятия представляют собой особые действия анализаторов, направленные на обследование предмета. Характер представлений, их точность и отчетливость зависят от степени развития данных сенсорных процессов. Совершенствование любой деятельности зависит от уровня сенсорного развития ребенка. Поэтому необходимо систематическое, планомерное и целенаправленное сенсорное воспитание детей дошкольного возраста.

ЗАДАЧИ:

Научить действиям обследования предмета.

Формировать представления о сенсорных эталонах.

Развивать чувствительность анализаторов.

Учить правильно называть свойства предметов.

Учить ориентироваться во времени и в пространстве.

Развивать речевой и музыкальный слух.

Публикации по теме:

Методы и приемы обучения детей дошкольного возраста Наглядные методы и приемы обучения Методы 1- Наблюдение – умение всматриваться в явления окружающего мира, замечать происходящие изменения,.

Методы и приемы экологического образования детей младшего дошкольного возраста Современная система образования выдвигает в качестве одной из основополагающих задач учебно-воспитательного процесса формирование у подрастающего.

Методы, приемы и средства обучения Понятие и сущность метода, приема и правила обучения Успех образовательного процесса во многом зависит от применяемых методов обучения.

Методы, приемы и средства обучения детей дошкольного возраста Метод обучения - это система последовательных взаимосвязанных способов работы педагога и обучаемых детей, которые направлены на достижение.

Методы, приемы и средства обучения детей дошкольного возраста Методы воспитания: – способы взаимосвязанной деятельности взрослых и детей, направленные на достижение воспитательной цели. Методы обучения:.

Методы, приемы и средства обучения в ДОУ Методы 1- Наблюдение – умение всматриваться в явления окружающего мира, замечать происходящие изменения, устанавливать их причины. Виды.

Методы, приемы и средства воспитания Методы воспитания – способы взаимосвязанной деятельности взрослых и детей, направленные на достижение воспитательной цели. Методы обучения.

Средства, методы и приемы физического воспитания Средства физического воспитания детей дошкольного возраста Для решения задач физического воспитания детей дошкольного возраста используются.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Методы, приемы и средства обучения детей дошкольного возраста
Опубликовано: 22 марта 2018 в 23:51
+18Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Методы, приемы и средства обучения детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Кругленко (УИ 1483422) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД