Татьяна Кругленко
Методы, приемы и средства обучения детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
РАЗДЕЛ «ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА»
Предмет педагогики как науки - изучение закономерностей воспитания человека.
Основные педагогические понятия
Воспитание - процесс целенаправленного формирования у детей желаемых качеств личности.
Включает такие понятия, как:
- Самовоспитание- процесс самоусовершенствования личности.
- Исправление - освобождение от отрицательных качеств, целостная переориентация личности.
- Перевоспитание - корректировка, освобождение от отрицательных и формирование положительных качеств личности.
Публикация «Методы, приемы и средства обучения детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Закономерности воспитания - отражают сущность процесса воспитания и развития ребенка, конкретизируются в принципах воспитания; принципы - в технологиях; технологии - в средствах и методах.
Закономерности:
результат воспитательных воздействий будет положительным, если:
1) сам ребенок проявляет активность;
2) реализуется потребность ребенка в любви;
3) личность эффективно развивается.
Образование - процесс и результат усвоения человеком общественно необходимой системы знаний, умений и навыков, т. е. результат обучения.
Система образования - совокупность учреждений, призванных осуществлять воспитательно-образовательную работу в стране.
Включает:
1) преемственные образовательные программы;
2) сеть образовательных учреждений, реализующих эти программы;
3) органы управления образованием.
Обучение - основной способ овладения знаниями и основное средство воспитания. Процесс передачи и усвоения знаний, умений и навыков.
Включает:
- преподавание - деятельность педагога по передаче знаний учащимся.
- учение- деятельность учащихся по овладению знаниям, умениями и навыками.
- научение - результат обучения.
- занятие - основная форма организации обучения в ДОУ.
- урок - основная форма организации обучения в школе.
Педагогический процесс - специально организованное, целенаправленное воздействие педагогов в учебно-воспитательных учреждениях.
Педология - наука о детях.
Развитие - представляет собой процесс физического, психического и социального созревания человека.
Умение - это сформированная способность у детей совершать определенные действия на основе полученных знаний.
Навык - автоматизированное действие. Формируется в результате многократных повторений, методом упражнения.
Личность - неповторимая комбинация антропологических и социально-психологических характеристик человека.
Соединяет в себе:
соматическую структуру, тип нервной деятельности, познавательные эмоциональные и волевые процессы, потребности и направленность, которые проявляются в переживаниях, суждениях и поступках.
Метод - основной путь достижения цели.
Прием - составная часть метода.
Методы обучения – способы работы педагога, которые обеспечивают усвоение детьми знаний, умений и навыков.
Классификация методов : наглядные, словесные, практические, игровые.
Технологии (обучения, воспитания) - совокупность и определенная последовательность методов, приемов и средств педагогической работы, направленная на достижение цели, результата.
Средства воспитания - все, что может использоваться в воспитательном процессе: предметы, ТСО, разнообразные виды деятельности, игрушки, наглядные пособия, общение и пр.
Способности - индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной деятельности и проявляющиеся только в процессе овладения деятельностью.
Методы воспитания - способы педагогического воздействия на детей, направленные на достижение задач воспитания.
Классификация по средствам воспитания :
1. Воспитание словом;
2. Воспитание делом
3. Воспитание ситуацией
4. Воспитание игрой.
5. Воспитание общением.
Прием воспитания - это отдельное действие воспитателя внутри конкретного метода. Используя метод воспитывающей ситуации, пользуемся приемами педагогический оценки, поощрения и пр.
Дидактика - часть педагогики, излагающая теоретические основы обучения и образования.
Принципы обучения - это объективные закономерности, исходные положения, которые лежат в основе обучения и определяют все его стороны: содержание, методы, средства и формы организации.
Программа - государственный документ, определяющий цели, задачи и содержание воспитательно-образовательной работы с детьми.
Принципы воспитания - исходные теоретические положения, которыми руководствуются педагоги при организации воспитательно-образовательного процесса.
Принципы:
- поддерживать и направлять потребность ребенка в активности;
- учитывать соотношение между мерой активности ребенка и его возможностями;
-принцип терпимости к ребенку;
- умение прощать;
- проявлять любовь.
МЕТОДЫ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ.
Цель - изучить материал, который наработан уже в науке и практике по интересующей проблеме.
1. Библиография - составление перечня литературных источников, отобранных в связи с исследуемой проблемой.
2. Аннотирование - составление аннотации.
3. Реферирование - краткое переложение основного содержания работы.
4. Конспектирование - ведение более подробных записей, где выделяется и раскрывается содержание основных идей и положений, представленных в работе.
Методы изучения передового педагогического опыта.
Цель - изучение реально складывающегося педагогического процесса, осмысление творческих находок педагогов-практиков.
1. Наблюдение - целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления, с помощью которого исследователь получает конкретный фактический материал.
2. Беседа - используется с целью получения необходимой информации.
3. Анкетирование - метод массового сбора материала с помощью анкет.
4. Изучение письменных, графических и творческих работ учащихся - метод, помогающий получить данные, характеризующие индивидуальность каждого учащегося.
5. Изучение педагогической документации – метод сбора фактических данных, характеризующих педагогический процесс.
Педагогический эксперимент.
Цель - специально организованная проверка методов, приемов, средств или педагогических условий.
Виды:
Естественный эксперимент - проводится без нарушения нормального хода учебно-воспитательного процесса.
Лабораторный - проводится в специально созданных условиях с использованием специальной аппаратуры, точно фиксирующей изменения объекта наблюдения.
ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ
В педагогике выделяют две группы факторов:
1 группа - биологические факторы:
Наследственность - воспроизведение у потомков биологического сходства с родителями.
Задатки - анатомо-физиологические особенности человека, которые служат предпосылкой развития способностей. Задатки многозначны, на их основе могут вырабатываться разные способности в зависимости от условий жизни и воспитания.
Способности - относительно-устойчивые, индивидуально психологические особенности личности, необходимые для успешного выполнения деятельности. Отчасти относятся к биологическим факторам, т. к. способности проявляются и развиваются только в деятельности. Способности проявляются в том, насколько ребенок быстро, легко и прочно осваивает способы организации и осуществления деятельности.
Период внутриутробного развития - время от зачатия до рождения.
Влияние внутриутробной среды и формирование организма ребенка в утробе матери изучает пренатальная педагогика.
Пренатальное развитие психики- дородовое развитие психики, определяемое как наследственностью, так и влиянием внутриутробной среды.
Постнатальная жизнь - жизнь ребенка после рождения.
2 группа - социальные факторы:
Социальная среда :
Макросреда - общественное устройство государства, его экономика, культура, быт народа и пр.
Микросреда - непосредственное окружение ребенка, семья, друзья и т. д. Воспитание - целенаправленный процесс формирования у ребенка желаемых качеств личности.
Является ведущим социальным фактором развития личности. Воспитание не может устранить или отменить действие многих факторов становления человеческой личности. Необходимо познать действия определяющих факторов формирования личности и научиться управлять теми из них, которые зависят от воли и сознания
человека и учитывать те, которые не зависят от воли и сознания людей.
Поэтому воспитание как целенаправленный процесс в силах скорректировать воздействие неблагоприятных факторов и использовать действия благоприятных факторов.
Исходя из этого, факторы развития классифицируются по двум направлениям:
1 группа - определяющие факторы
2 группа - влияющие факторы
СРЕДСТВА :
Обучение - ведущее средство умственного воспитания, т. к. осуществляется целенаправленно, систематически и планомерно, что обусловливает определенную последовательность, четкость и глубину освоения знаний.
2. Окружающая действительность - люди, предметы, природа, общественные явления. При ознакомлении с окружающим необходимо использовать все ситуации для приобретения и накопления детьми новых знаний. Одним из ведущих методов является - наблюдение. Воспитателю следует правильно организовать его, чтобы помочь детям увидеть то, что сразу не заметно. Это способствует развитию наблюдательности - качества личности, выражающееся в способности быстро и легко замечать изменения в окружающем.
Игра - специфически детская деятельность, в которой ребенок отражает окружающую действительность, выявляет свои знания, делится ими с товарищами.
Разные виды игр по-разному действуют на умственное развитие:
Сюжетно-ролевые - расширяют представления детей об окружающем мире, способствуют речевому общению.
Игры-драматизации - активизируют речь, развивают воображение.
Строительно-конструктивные - развивают конструктивные способности, расширяют знания о геометрических фигурах и пространственных отношениях.
Дидактические игры - способствуют
закреплению и уточнению знаний, активизируют мыслительную деятельность детей.
Подвижные игры воспитывают быстроту реакции, выдержку, способность добиваться результата.
4. Труд. В процессе трудовой деятельности происходит практическое обследование предметов, ознакомление с теми свойствами, которые они претерпевают в ходе действий с ними.
МЕТОДЫ - все методы, используемые в процессе воспитания и обучения.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ:
Так как умственное воспитание непосредственно оказывает влияние на всесторонне развитие детей, то все формы организации воспитательно-образовательного процесса могут использоваться для умственного развития.
РАЗДЕЛ «СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ».
- целенаправленное развитие ощущений и восприятий, которые представляют собой особые действия анализаторов, направленные на обследование предмета.
ЗНАЧЕНИЕ - сенсорное воспитание является основой умственного воспитания, т. к. на основе непосредственного чувственного восприятия формируются первоначальные представления об окружающем мире, и чем богаче ощущения и восприятия, тем точнее и шире будут полученные представления, на основе которых формируются у детей знания. Ощущения и восприятия являются сенсорными процессами. Ощущения и восприятия представляют собой особые действия анализаторов, направленные на обследование предмета. Характер представлений, их точность и отчетливость зависят от степени развития данных сенсорных процессов. Совершенствование любой деятельности зависит от уровня сенсорного развития ребенка. Поэтому необходимо систематическое, планомерное и целенаправленное сенсорное воспитание детей дошкольного возраста.
ЗАДАЧИ:
Научить действиям обследования предмета.
Формировать представления о сенсорных эталонах.
Развивать чувствительность анализаторов.
Учить правильно называть свойства предметов.
Учить ориентироваться во времени и в пространстве.
Развивать речевой и музыкальный слух.