Приложение МААМ

Активные формы методической работы в образовательном учреждении

Татьяна Скрягина
Активные формы методической работы в образовательном учреждении
▼ Скачать + Заказать документы

Активные формы методической работы в образовательном учреждении

В настоящее время, в связи с развитием в образовании деятельностных методов, все больше появляется активных форм методической работы. Вот некоторые из них:

методические дискуссии и диспуты;

• педагогические игры (дидактические, воспитательные, деловые, ролевые, игры- имитации);

• моделирование педагогических ситуаций;

• олимпиады методических инновационных разработок уроков, воспитательных мероприятий;

Публикация «Активные формы методической работы в образовательном учреждении» размещена в разделах

методические «мосты» (дистанционное общение в интернете,

• литературные ярмарки педагогических учебников, методических рекомендаций;

• аукцион методических разработок;

методический КВН;

• конкурсные выставки методических разработок (уроков, воспитательных мероприятий) и др.

Дискуссия

Это коллективное обсуждение теоретических вопросов для вовлечения учителей в активное обсуждение проблем современного образования, выявления противоречий между житейскими представлениями и наукой, овладения навыками применения теоретических знаний для анализа действительности.

На стадии подготовки дискуссии ее организаторы:

• определяют содержание обсуждаемой проблемы;

• прогнозируют итоги дискуссии;

• определяют ключевые вопросы, по которым будет организована дискуссия;

• составляют план дискуссии;

• предварительно знакомят педагогический коллектив с основными положениями темы будущей дискуссии.

В процессе проведения дискуссии ее ведущий:

• знакомит участников с проблемой, которая предложена для обсуждения;

• последовательно, в соответствии с планом, предъявляет вопросы участникам;

• организует обсуждение проблемы с различных точек зрения;

• подводит итог обсуждению.

Основная роль в дискуссии отводится ведущему. Он должен хорошо знать предмет, тему дискуссии; изучить позицию и аргументы оппонентов; не допускать ухода разговора от предмета дискуссии, подмены понятий. Но, прежде всего, обладать отличными коммуникативными способностями, ведь в дискуссии часто важно не столько найти правильное решение (его может и не быть, сколько максимально со всех сторон осветить заявленную проблему.

В заключительном слове ведущий отмечает активность или пассивность аудитории, оценивает ход дискуссии, при необходимости аргументировано опровергает неправильные суждения, дополняет неполные ответы, делает общий вывод по результатам обсуждения и благодарит учителей за участие в обсуждении.

Методический ринг

Отличается от дискуссии соревновательностью. С одной стороны, это хорошо, так как добавляет азарта и заинтересованности. С другой стороны, чрезмерное увлечение соревнованием превращает содержательную полемику в игру, где главная задача — выиграть, а не прояснить проблему.

Для организации методического ринга часто формируют группы : оппонентов (они противостоят друг другу, поддержки (поддерживают оппонентов) и анализа (оценивает аргументированность высказываний оппонентов).

При наличии двух противоположных взглядов на обсуждаемую проблему можно строить методический ринг как разновидность дискуссии. Например, «Коллективные способы обучения и индивидуализация — противоположности или нет?»; «Тотальная компьютеризация образовательного учреждения — добро или зло?»; «Как добиться дисциплины на уроке — переключением внимания учащихся на другой вид деятельности или мерами дисциплинарного порядка?».

Заранее готовятся оппоненты. Каждый собирает группу поддержки, которая помогает ему в случае необходимости. Группа анализа оценивает уровень аргументации оппонентов, качество защиты определенной версии, подводит итоги.

Другой вариант методического ринга — это соревнование методических идей в реализации одной и той же проблемы. Например, на методический ринг по теме

«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках» могут выйти группы применения игровых заданий, использования активных форм обучения, организации группового взаимодействия учащихся, повышения роли самостоятельной работы учащихся в процессе обучения и др.

Методический диалог

Чаще всего проводится в форме круглого стола для обсуждения насущных педагогических и организационных проблем, выстраивания плана деятельности. Участники заранее знакомятся с темой обсуждения и даже получают теоретическое домашнее задание (например, продумать свой вариант плана определенного мероприятия). Диалог здесь ведется между ведущим и участниками или между группами участников. Активность участников методического диалога прямо зависит от актуальности предложенной темы. Большое значение имеет общая эмоциональная атмосфера, которая позволяет вызвать чувство внутреннего единства. В заключение делается вывод по теме и принимается решение о дальнейших совместных действиях.

Деловая игра

Сегодня деловая игра стала чуть ли не самой распространенной формой профессионального общения. В процессе деловой игры отрабатываются определенные профессиональные навыки, апробируются педагогические технологии, решаются сложные проблемы и организационные вопросы. Коренное отличие данного вида игры состоит в том, что ее участники здесь выступают от себя самих, не привлекая никаких «ролей».

Процесс организации и проведения деловой игры можно разделить на 4 этапа: конструирование игры, организационная подготовка, проведение игры и подведение итогов.

На этапе конструирования игры нужно четко сформулировать общую цель игры и частные цели для участников (как правило, это группы учителей). Здесь же разрабатываются общие правила игры, которые должны быть предельно простыми.

Организационная подготовка конкретной игры включает:

• разъяснение участникам смысла игры;

• знакомство с общей программой и правилами;

• постановка перед исполнителями ролей конкретных задач;

• назначение экспертов, которые будут наблюдать ход игры, анализировать ситуации, давать им оценку;

• определение условий и длительности игры.

На третьем этапе (проведение игры) участники разбиваются на группы (3-5 человек). Иногда это происходит по жребию, чаще участники сами выбирают себе группу. Все группы могут получить одно задание, чтобы затем вступить в дискуссию. Но можно каждой группе дать свое задание на отработку своей части общей проблемы. Тогда на этапе подведения итогов усилия групп объединяются, и их выводы дополняют друг друга.

Третий этап жестко регламентируется по времени. При недостатке времени группа может не получить результата, а при избытке — пуститься в посторонние досужие разговоры.

Некоторые организаторы деловых игр считают, что каждой группой должен руководить специально подготовленный «игротехник». Другие считают, что группа сама должна выбрать лидера (внутреннего ведущего) из своих рядов.

На четвертом этапе (подведение итогов) группы выступают с найденными решениями, дается общая оценка игры, иногда подробный ее анализ

Ролевая игра

Ролевая игра — это игра-драматизация. Существенно отличается от деловой игры существованием ролей, в которых предстают участники. В такой игре часто участвуют учителя проблемных творческих групп, методических объединений, кафедр, распределяющие между собой роли учителя, учащихся, заместителя директора, директора, методиста и т. д.

Руководитель игры сообщает тему, проводит инструктаж о ходе игры, фиксирует эмоциональную реакцию каждого из играющих, вводит в ситуацию и меняет ее по ходу игры.

Подведение итогов проводится на основе эмоционально пережитых участниками суждений.

Такая игра активизирует внимание, переживания, мышление участников. И, самое важное, учителя должны увидеть, какими возможностями обладает дидактическая игра в сочетании с эмоциональной рефлексией.

Тренинг

Тренинг (англ., специальный тренировочный режим, тренировка) может быть самостоятельной формой методической работы или использоваться как методический прием при проведении семинара. При проведении тренинга широко специально создаются педагогические ситуации, в ходе «проживания» которых участники получают новые представления, знакомятся с новыми понятиями. Главное в тренинге — дать учителям в

действии новый опыт, которому они потом сами могут найти обоснование и применение. Здесь часто используют раздаточный материал, технические средства обучения.

Целесообразно проводить тренинг в группах численностью от 6 до 12 человек. Основные принципы в работе тренинговой группы : доверительное и откровенное общение, ответственность в действиях и при обсуждении результатов тренинга.

Педагогический КВН

Данная форма методической работы способствует активизации имеющихся теоретических знаний, практических умений и навыков, созданию благоприятного психологического климата в коллективе. Отличительной особенностью данной формы является ее подчеркнуто юмористический характер. Здесь ищется не самое верное решение педагогических проблем, но самое необычное, смешное. Это часто позволяет взглянуть на проблемы образовательного учреждения с иной, необычной точки зрения.

Формируются две команды, жюри, остальные участники являются болельщиками. Команды предварительно знакомятся с темой КВН, получают домашние задания. Помимо того, они готовят взаимные шутливые приветствия по теме данного КВН. Руководитель предлагает занимательные, требующие нестандартных решений задания (в том числе

«Конкурс капитанов»).

Педагогический КВН проводится по типичной для этого вида конкурсов схеме:

• приветствие команд, в котором учитывается (до 10 минут);

• разминка, к которой команды готовят по три шутливых вопроса на знание психологии личности ученика и межличностных отношений (время на обду- мывание ответа — 1 минута);

• домашнее задание (немного театрализованное представление на заданную тему);

• конкурс капитанов;

• конкурс мудрецов (по два участника от команды, которым, например, предлагается выбрать оптимальный метод разрешения конкретной педагогической ситуации;

• конкурс болельщиков (например, решение педагогических задач из прак- тики работы образовательного учреждения).

Методический мост

Данная форма родилась на волне распространения сетевых компьютерных технологий. Методический мост часто является разновидностью дискуссии. Но к про- ведению этой формы методической работы привлекаются учителя разных образовательных учреждений округа, города, родители. Важным является факт дистанционного общения участников, удаленных друг от друга.

Главная цель методического моста — обмен передовым педагогическим опытом, распространение инновационных технологий обучения и воспитания.

Мозговой штурм

Это один из методических приемов, способствующий развитию практических навыков, творческого мышления, выработке правильной точки зрения на определенные вопросы педагогической теории и практики. Этот прием удобно использовать при

обсуждении методики изучения какой-то темы, для принятия решений по определенной проблеме. Иногда его применяют внутри деловой игры.

Метод мозгового штурма (мозговой штурм, мозговая атака, англ. brainstorming) — это оперативный метод решения проблем на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.

Правильно организованный мозговой штурм включает три обязательных этапа.

Этапы отличаются организацией и правилами их проведения:

1. Предварительный этап (постановка проблемы). В начале этого этапа проблема должна быть четко сформулирована. На этом этапе происходит отбор участников штурма, определение ведущего и распределение прочих ролей участников в зависимости от поставленной проблемы и выбранного способа проведения штурма.

2. Основной этап (генерация идей). Здесь очень важно соблюдать определенные правила:

• Главное — количество идей. Нет никаких ограничений.

• Полный запрет на критику и любую (в том числе положительную) оценку высказываемых идей.

• Необычные и даже абсурдные идеи приветствуются.

• Комбинируйте и улучшайте любые идеи.

3. Заключительный этап (группировка, отбор и оценка идей). На этом этапе, в отличие от второго, оценка не ограничивается, а наоборот, приветствуется. Методы анализа и оценки идей могут быть очень разными. Успешность этого этапа напрямую зависит от того, насколько «одинаково» участники понимают критерии отбора и оценки идей.

Решение педагогических задач

Мастерство учителя проявляется в том, как он анализирует, исследует педагогическую ситуацию, как формулирует на основе многостороннего анализа цель и задачи собственной деятельности. Поэтому выполнение таких заданий поможет научить выделять из многообразия явлений существенное, главное. Ситуативные педагогические задачи стимулируют творческое отношение к педагогической деятельности. Ведь, как правило, лучшим, наиболее приемлемым решением оказывается внешне парадоксальное, нестандартное действие.

Анализ школьной практики показывает, что наиболее оперативно и, к сожалению, часто учителями предлагаются решения авторитарные и либеральные, но отнюдь не лучшие, не самые эффективные. Выбор подобных решений отражает как сложившуюся в школе систему отношений, так и уровень профессиональной подготовки, личностные качества педагога.

Педагогические задачи целесообразно брать из повседневной педагогической практики. Приступая к решению задачи, необходимо внимательно разобраться в ее условии, оценить позицию каждого действующего лица, представить себе возможные последствия каждого предполагаемого шага.

Вот два примера таких задач, предложенных И. В. Лещинским.

«Урок литературы в восьмом классе. Учительница «в ударе». Момент вдохновения. Интересно рассказывает, блестяще читает стихи. Сама она такое состояние называет

«звенящая струна». Истинное вдохновение посещает нечасто, сегодня посетило. Класс внимает с восторгом. На «Камчатке», у стеночки, сидит «местный хулиган» Сережа, духовная конституция которого недотягивает до уровня высокой поэзии, а вдохновение - ему не передалось. Сережа пытается поговорить с соседями. Молодым баском вторит

«звенящей струне» : бу-бу-бу, бу-бу-бу. Отвлекает и класс, и учительницу. Учительница, продолжая объяснение, ловит взгляд Сережи. Сережа на минуту замолкает. Потом - снова: бу-бу-бу. Учительница мягко кладет ему на плечо руку. Снова минута тишины. И опять невыносимое «бубнение». «Сережа, - наконец обращается к нему учитель, - помолчи, пожалуйста». Не помогает. Секунды затишья и снова попытка поговорить, прокомментировать.

Что делать? Что бы вы сделали на месте учительницы? Нет-нет, еще минуту внимания. Ситуацию мы «собрали» из двух историй. Первая — воспоминание учителя, вторая — эпизод из детского сочинения. Так вот, в сочинении финал следующий: учительница, сорвавшись, кричит: «Сколько можно издеваться? Выйди немедленно из класса. Смотрела, просила — бесполезно. Кирпич вместо сердца. Я сказала: выметайся из класса». В ответ ученик бубнит, что он «ничего такого не делал, подумаешь, слово сказал». «Не выйду, — говорит ученик, — за что выгоняете?». И — до конца урока — пререкания, взаимные обвинения и оскорбления. «Струна порвана», урок — насмарку. Итак — решение».

«Семиклассники решили сорвать урок математики нового учителя. Прежний позволял учиться спустя рукава, ставил «ни за что» хорошие отметки. Новый - назовем его А. Ф. - требовал учиться и в своих требованиях был тверд, казалось, слишком строг. Его невзлюбили, решили с ним бороться. Смысл борьбы: он нам «делает плохо» - мы ему

«сделаем плохо».

Инициатором бойкота стал Витя Лобов, - крепкий, сильный, но, скажем так, не очень умный и трудолюбивый лидер. «Братва, - предложил он, - А. Ф. заходит в класс, а мы его не видим, поняли? Орем, разговариваем, пишем, читаем. Делаем маленький бедламчик. Пусть хоть обор тся – не реагируем. Проверка на вшивость».

А. Ф. входит в класс. В классе шум, на учителя никакого внимания ученики не обращают. По глазам ребят, по фальшивой их оживленности, по ряду других деталей учитель догадывается о бойкоте.

Что делать? Что бы сделали вы?».

Анализ конкретных педагогических ситуаций

Анализ конкретных педагогических ситуаций может выступать как самостоятельная форма работы и как прием, используемый в любой другой форме. Такой анализ помогает формированию умений вычленять проблемы, содержащиеся в педагогической ситуации, намечать возможные пути и способы их решения.

Для полноценного анализа необходимо тщательно отобрать ситуаций, отвечающих целям и задачам методической работы. Источниками здесь могут быть педагогическая практика, материалы по состоянию преподавания, периодическая печать.

Работа по анализу конкретных педагогических ситуаций начинается с анализа причины возникновения ситуаций. Затем конструируются варианты решения ситуаций. В

заключение разрабатываются методические рекомендации педагогу, столкнувшемуся с похожей ситуацией на практике.

Можно разнообразить данную форму методической работы игровыми моментами. Тогда участников знакомят с ситуацией, распределяют между ними роли. Участники (не обязательно все) получают описание ситуации, в котором содержится объяснение занимаемой каждым из них (по роли) позиции. После проигрывания педагогической ситуации все приступают к ее обсуждению.

Методическая мозаика

Это просмотр видеозаписей фрагментов уроков по заданной тематике с применением различных технологий и форм работы. После просмотра следует анализ увиденного и готовятся рекомендации по применению данных форм в повседневной практике. Данная методика часто применяется на семинарских занятиях. Она позволяет сократить затраты времени на достижение конечного результата, стимулирует познавательную деятельность учителей, позволяет включить в работу большее количество участников.

Продленная конференция

Данная методика помогает выстраивать обсуждение вокруг открытого урока. При подготовке к проведению открытого урока учитель обсуждает с членами методического объединения всю технологию проведения урока, а после урока обсуждается эффективность полученных результатов. Данная методика нередко применяется при работе с молодыми специалистами и учителями второй категории, поскольку они получают помощь при подготовке к уроку, его проведению и последующему анализу. Однако она полезна и опытным учителям, поскольку позволяет взглянуть на свой урок со стороны.

Публикации по теме:

Специфика наставничества в дошкольном образовательном учреждении В современных условиях реформирования национальной системы образования особую роль играет тот факт, что молодой педагог должен в короткие.

Активные формы работы с родителями — участниками образовательных отношений (из опыта работы) Мне представилась возможность на городском семинаре поделиться опытом работы, рассказать об активных формах работы с родителями- участниками.

Формы работы с родительской общественностью в образовательном учреждении. Часть 1Формы работы с родительской общественностью в образовательном учреждении. Часть 1 Формы работы с родительской общественностью в образовательном учреждении. Часть 1. «От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку.

Формы работы с родительской общественностью в образовательном учреждении. Часть 2Формы работы с родительской общественностью в образовательном учреждении. Часть 2 Формы работы с родительской общественностью в образовательном учреждении. Часть 2 - в системе духовно-нравственного воспитания. Как и ранее.

Фотоотчет «Активные формы взаимодействия между воскресной школой и ДОУ для развития духовно-нравственного воспитания детей»Фотоотчет «Активные формы взаимодействия между воскресной школой и ДОУ для развития духовно-нравственного воспитания детей» Рождество Христово – великий праздник, замыкающий церковный год, но в то же время – новый год открывающий. Наряду с Новым годом, Рождество.

Использование мягких модулей в дошкольном образовательном учрежденииИспользование мягких модулей в дошкольном образовательном учреждении В дошкольных образовательных учреждениях широкой популярностью пользуются мягкие модули. Рынок предлагает большое разнообразие таких модулей,.

Из опыта работы по формированию правильной осанки у детей в дошкольном образовательном учреждении У ребенка в дошкольный период формируются основы психического и физического здоровья, проявляются определенные черты характера, приобретаются.

Консультация для педагогов «Активные формы работы с детьми по безопасного поведения с использованием интерактивных форм»Консультация для педагогов «Активные формы работы с детьми по безопасного поведения с использованием интерактивных форм» Дошкольный возраст характеризуется нарастанием двигательной активности и увеличением физических возможностей ребенка, которые, сочетаясь.

Оформление сенсорных зон в группе и в дошкольном образовательном учреждении (из опыта работы)Оформление сенсорных зон в группе и в дошкольном образовательном учреждении (из опыта работы) Содержание: 1. Введение. 2. Актуальность. 3. Задачи сенсорной зоны. 4. Организация сенсорной зоны. 5. Тренажеры для глаз. 6. Заключение.

Социальное движение буккроссинг в детском образовательном учрежденииСоциальное движение буккроссинг в детском образовательном учреждении Буккроссинг в "Дюймовочке" «Буккроссинг шагает по планете, Участвуют и взрослые и дети!" Однажды утром, придя в детский сад «Дюймовочка»,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Активные формы методической работы в образовательном учреждении
Опубликовано: 16 октября 2023 в 09:24
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Активные формы методической работы в образовательном учреждении» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Скрягина (УИ 196937) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД